Газеты умерли, да здравствуют газеты! - Новости
$59.47
69.61
ММВБ1927.01
BRENT51.72
RTS1021.03
GOLD1259.60

Газеты умерли, да здравствуют газеты!

читайте также
+28 просмотров за суткиВажный регион: Apple доверила женщине развитие бизнеса в Китае +2 просмотров за сутки«Яндекс» создаст собственную «умную» колонку с голосовым помощником +1 просмотров за суткиУраган в СМИ. Истерия по поводу катастрофы как зеркало нашего времени Alibaba представит аналог домашнего голосового помощника Amazon Echo +1 просмотров за сутки5 минут на экономику и 353 — на ложь о России: Белый дом обвинил СМИ США в одержимости +3 просмотров за суткиСооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин инвестировал в игровой смартфон Wonder +5 просмотров за сутки«Роснефть» и РБК договорились о мировом соглашении по иску о защите деловой репутации +25 просмотров за суткиТим Кук впервые раскрыл планы Apple на автомобильном рынке +5 просмотров за сутки«Большая пятерка» IT-гигантов США подешевела за сутки почти на $100 млрд +3 просмотров за суткиApple II. Юбилейное: от квадратных скобок до советских клонов +3 просмотров за суткиПогода по требованию: как управление климатом становится новым трендом в персонализации устройств +2 просмотров за суткиApple показала новую модель планшета iPad Pro, мощнейший iMac и смарт-динамик HomePod +1 просмотров за суткиПочему СМИ пора платить своим читателям? +3 просмотров за сутки«Яндекс» предложил СМИ и блогерам публиковать материалы в сервисе «Дзен» +6 просмотров за суткиНужны ли «умные города» для беспилотных машин? +1 просмотров за суткиДевять тезисов о будущем медиа +2 просмотров за суткиСостояние Руперта Мердока сократилось на $1,6 млрд из-за скандала вокруг Fox News +5 просмотров за суткиВласти займутся регулированием похожих на СМИ интернет-сервисов +3 просмотров за суткиApple купила производителя устройств для отслеживания сна Beddit +2 просмотров за суткиApple инвестирует $1 млрд в технологическое производство США На грани нервного срыва: как Арианна Хаффингтон зарабатывает на глобальной эпидемии стресса

Газеты умерли, да здравствуют газеты!

Антон Меркуров Forbes Contributor
С появлением iPad электронные версии бумажных СМИ начали возвращаться к платному контенту. То ли еще будет

Авторэксперт Institute for State Ideologies (UK)

Большую часть уходящего года медиасообщество в лице отдельных его представителей отчаянно хоронило печатную прессу. Идея «смерти газет» благодаря Андрею Мирошниченко и Василию Гатову если не раз в неделю, то по крайней мере раз в месяц поднималась на конференциях, в тех же самых газетах, на телевидении, а также в местах не столь теперь уж отдаленных от газет в социальных сетях.

Однако пока ортодоксы нежно гладили матовые обложки дорогих журналов и отмывали руки от краски после чтения толстой воскресной газеты, прогрессивное человечество благодаря Стиву Джобсу открыло для себя iPad.  Игровые и прочие совсем уж развлекательные возможности устройства мы опустим, остановимся на главной «фишке»: возможность купить вполне полноценный журнал. Даже больше чем полноценный, учитывая мультимедийность девайса.

И этой возможностью начали пользоваться. Рынок ответил запросам аудитории. Вслед за «гиковским» Wired появился интеллигентский New Yorker, всед за ним — гламурный Vanity Fair, в конце концов подоспел и Economist, один из немногих, кто не потерял читателей в печатной версии, а только приобрел. Хронология событий не важна — в результате на iPad есть десятки журналов, среди которых не только англоязычные монстры. Недавно к ним начали присоединяться и некоторые из отечественных СМИ, так, теперь на iPad можно купить и Сноб.

Понятно, что цифры пока не показательны. И десятки тысяч «гиков», покупающих Wired, не репрезентативны, и десятки уже не тысяч одновременно культурных и продвинутых владельцев iPad в России, которые наконец-таки дорвались до качественной прессы, которую, увы, практически не достать в бумажном виде — тоже не показатель. Однако факт остается фактом: люди медленно, но верно начали покупать журналы на iPad по очень банальной причине — это быстро, удобно и не дороже, чем в офлайне.

Завершает колонну Ричард Бренсон. Владелец империи Virgin выпустил издание, существующее только на iPad. И конечно, чтобы почитать, надо заплатить деньги. Судя по первым результатам, Бренсон не прогадал.

На iPad начали читать. И платить, что в нашем случае особенно важно.

Пока мы обсуждали смерть газет, происходило и другое явление: paywall. Закрытие новостных сайтов для тех, кто не заплатил деньги. Если в финансовых изданиях это существовало относительно давно и в той или иной степени себя окупало, то Руперт Мердок, владелец News Corporation, первым, и, видимо, не последним, провел эксперимент с Times и Sunday Times, отгородив большинство контента стеной, пройти которую стоит £1.

Нельзя сказать, что эксперимент с Times был так же успешен, как с журналами на iPad, отнюдь. Но все равно платить начали. Кто-то в силу лояльности к бренду, кто-то потому, что хочет получать качественные новости, кто-то ради прикола. Однако пока плата за доступ к контенту, пусть и завуалированная чем-нибудь еще, выглядит наиболее понятной бизнес-моделью.

Предсказания — не самое благодарное дело. Однако есть надежда, что со следующего года мир потихоньку начнет снова платить за прессу. Газеты убил не интернет, а то, что они не смогли под него адаптироваться. Так называемое пиратство появилось не потому, что кто-то хотел украсть и все мечтали скачать на халяву, а просто потому, что не было, да и нет пока, удобных инструментов. Так вот, в следующем году они нас ждут.

Дискуссии по поводу платного контента обычно вращаются вокруг двух тезисов: «воровать аморально и нехорошо» и «зачем платить, когда можно скачать бесплатно».  И оба этих тезиса, как и положено, рушит не общество, не законодательство, а бизнес, создающий удобный продукт.

Плата за что-либо, в нашем случае за контент — это на самом деле плата за время и сервис. Т. е. любую статью, любой материал, любой выпуск любой газеты, даже очень и очень платной, можно сравнительно легко заполучить бесплатно: никто не отменял торренты и специализированные сайты, никто не отменял друзей, которые уже заплатили, да и Google, в котором может найтись все. Ну и выбор новостей, их подборку и расположение, бренд и редакцию, то, что в итоге завершает reader experience, — тоже никто не отменял. В конечном счете мы все еще готовы потреблять не только «новость», но и «новостной продукт» в целом. И видимо, как раз это и станет товаром, за который будут платить.

В России перспектива перехода медиа на платную модель пока не столь очевидна. C одной стороны, даже Дерк Сауэр признал, что бесплатный контент «Ведомостей» — ошибка. И выход на iPad «Комсомольской правды», которая в бумажной версии насчитывает миллионы читателей, тоже не произвел революции —  видимо, на сегодняшний день аудитория «Комсомолки» не сильно пересекается с владельцами iPad. C другой стороны, такие проекты, как pressa.ru или yourpress.ru, предпринимают хоть и не очень активные, но вполне серьезные попытки начать торговать газетами в электронном виде. Несмотря на то что российские попытки как технологически, так и идеологически сильно отстают от свежих западных примеров, их польза очевидна. Начинать надо с малого — может, через год и тут появятся издания, за электронные версии которых платить будет приятно. 

Авторэксперт Institute for State Ideologies (UK)