Контекст для сравнений

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
После IPO «Яндекса» рынок поиска в интернете приобрел завершенный вид

Во вторник произошло самое ожидаемое публичное размещение российской компании. В данном случае это не оценка, а почти что факт. После того как несколько компаний за последние месяцы отказались от выхода на биржу, не найдя спроса или опасаясь его не найти, «Яндекс» досрочно закрыл книгу заявок (переподписанную 15 раз, сообщил газете «Ведомости» источник в компании), повысил диапазон размещения на 20%, разместился по верхней его границе и, несмотря на все это, вырос за один вечер на 55%. Главный русский поисковик громко заявил о себе во всем мире.

Но есть еще одна причина, по которой размещение «Яндекса» стало долгожданным. С его завершением рынок поиска приобрел, наконец, завершенность. И этим он отличается от всех прочих рынков — десятков, если не сотен, которые породил потребительский интернет.

Шесть самых популярных поисковиков (по данным Comscore), обрабатывающих больше 80% поисковых запросов в мире, — либо публичные компании, либо принадлежат публичным компаниям. Они все прибыльны, кроме Bing, и все без исключения приносят выручку. Они уже много лет лидируют на рынках в своих странах и все вместе доминируют в мире. Они безумно конкурентны — где еще так бьются за десятые доли процента аудитории. Они специализированны — большую часть выручки им приносит поиск (а попытки выхода на смежные рынки, что вполне характерно, заканчиваются не слишком успешно). Yahoo! — это исключение, подтверждающее правило: компания фактически хочет уйти из поискового бизнеса. И самое главное, у них есть бизнес-модель, понятная не только инвесторам и евангелистам, но и каждому обывателю.

Какой еще сегмент интернета, потребительского уж точно, может похвастаться такой стабильностью? Где еще никто не ждет революций? 15 лет назад главной интернет-компанией был браузер, 12 лет назад — портал, и где они теперь? Пусть не исчезли, но давно уже перестали считаться курицами, сулящими золотые яйца. Социальные сети дорого стоят, но пока не слишком доходны — то, что уже удалось поисковикам, им еще предстоит. Беспроигрышная электронная коммерция тоже идет в никому не известном направлении. Главный игрок — Amazon — занимает небольшую часть рынка, структура доходов у компании постоянно меняется (электронный контент играет все меньшую роль), а в большинстве стран компания даже не представлена. Непонятно даже, с кем конкурировать. С традиционными ритейлерами, с распространителями электронного контента, с сайтами «мгновенных распродаж» вроде Vente Privee или Kupivip, с сайтами коллективных скидок? Судя по последним действиям менеджмента — со всеми ими понемногу.

Большинство интернет-компаний находятся в постоянном поиске новых возможностей. Предсказуемость источников дохода и неудачи в поисках новых рынков считаются в этой среде дурным тоном. Google постоянно ставят в вину, что 95% выручки приходится на контекстную рекламу, и компания постоянно пытается изменить ситуацию. Baidu и «Яндекс» тоже не могут перестать бежать, потому что это единственный способ оставаться на месте. Но в любом случае удивительно, что первый раз в интернете появился рынок, на котором все настолько предсказуемо.

10 лет назад сотрудники Google тратили часы, объясняя рекламодателям, как работает контекстная реклама, и напарывались на стену непонимания. Сейчас принцип ее работы понимают все. И за это «Яндекс» может быть благодарен своим конкурентам, которых теперь — став публичной компанией — обязан теснить.

В день IPO Илья Сегалович сказал вслух то, на что прежде его коллеги только намекали: «Яндекс» (по его мнению) лучше Google. Правда ли это, каждый решает сам, но эти компании по меньшей мере можно легко сравнивать. Невзирая на контекст.

[processed]

рейтинги forbes
Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться