«Рамблер» сдал «Бегуна»

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
Что означают последние реформы в некогда крупнейшем портале рунета

Однажды давным-давно, в прошлой — по меркам интернета — эпохе, доброжелатели говорили директору «Яндекса» Аркадию Воложу, что дни его компании сочтены. У них были для этого веские основания. В первый портал рунета, «Рамблер», пришел работать Игорь Ашманов, чьи таланты, помноженные на корпоративную мощь «Рамблера», должны были не оставить камня на камне от молодого поисковика. Двумя годами позже была создана нынешняя версия поиска на «Рамблере», которая 10 лет спустя тихо умерла, принеся себя в жертву «Яндексу». Многолетние войны занимают в сети мало времени.

Сегодня стало известно, что «Рамблер» начинает использовать поисковые технологии «Яндекса», официально подписав приговор собственному поиску. Кроме того, размещать на портале рекламу будет не только собственный сервис «Бегун» (у «Рамблера» контрольный пакет), но и «Яндекс.Директ», рекламная система конкурентов. Это означает, что «Рамблер» официально похоронил собственный поиск, который, по данным Liveinternet, отвечал в мае за 1,2% поисковых переходов в рунете и начал копать могилу своей рекламной системе, которая до сих пор отвечает за десятки процентов выручки компании.

На рынке контекстной рекламы в русском интернете есть три (на данный момент) главных игрока, «Яндекс», Google и «Бегун». И если на долю «Яндекс.Директа» приходится, по оценкам и согласно проспекту компании, около 60% рынка, то «Бегун» контролирует около 10% (и плюс к тому является реселлером рекламы от Google). С точки зрения рекламодателей до сегодняшнего дня у «Бегуна» было по крайней мере одно понятное конкурентное преимущество: эксклюзивный доступ к «Рамблеру». Теперь этого преимущества нет, и сервис вынужден на равных конкурировать с мастодонтами. Пусть в обмен «Бегун» получил доступ к рекламному инвентарю «Яндекса», расширив свой охват, перспективы лобовой конкуренции с мастодонтом на всех территориях вряд ли могут вселять большие надежды. «Рамблер» получил больше рекламодателей, но фактически отдал на растерзание свой самый прибыльный актив. Менеджмент «Рамблера» определился с выбором: они строят медийную компанию (подробнее об этом — в интервью генерального директора Объединенной компании «Рамблер+Афиша» Николая Молибога).

Отчасти их можно понять. «Бегун» переживает не лучшие времена. В первом квартале 2011 года доля рынка упала на 5%, в апреле в Mail.ru Group ушел один из основателей и многолетний директор «Бегуна» Алексей Басов. В объединенной компании «Рамблера» и «Афиши» медийные проекты традиционно чувствуют себя лучше, чем технологические, и, возможно, менеджмент не от хорошей жизни решил сконцентрироваться на том, что получается лучше.

Но недолгая история интернета приводит на память невеселые аналогии. Совсем недавно от собственного поиска отказалась Yahoo!, передавшая его на аутсорс Microsoft. Нельзя сказать, чтобы сейчас менеджмент Yahoo! был в восторге от этого решения, не говоря об инвесторах, которые оценивают американскую компанию примерно в стоимость ее инвестиционного бизнеса. Медийные компании в 2011 году стоят гораздо меньше технологических. И остается надеяться, что «Рамблер» и «Афиша» покажут, как это может быть по-другому.

Если будущее «Рамблера» окутано туманом, то «Яндекс» может смотреть вперед с оптимизмом. Компании удалось одержать очередную маленькую, но убедительную победу. Полгода назад, когда перспектива тихой смерти поиска «Рамблера» стала неотвратимой, все наблюдатели сходились на том, что наиболее вероятным поставщиком поиска для портала станет Google. В частности, потому что компании связывало многолетнее сотрудничество: рамблеровский «Бегун» был реселлером рекламы Google. А еще раньше, в 2008-м, Google пытался купить «Бегун» за $140 млн, но сделку заблокировала ФАС, как говорят, не без вмешательства высшего руководства страны.

Война поисковиков уже давно ведется за пределами домашних страниц. Чтобы увеличить свою аудиторию, «Яндекс» и Google встраивают свои поисковые строки в браузеры, сервисы мгновенных сообщений и на порталы конкурентов. В очередном раунде победил «Яндекс», которому после успешного размещения очень хочется увеличить аудиторию и выручку, оправдав ожидания инвесторов.

Главная проблема лисы, пытающейся пообедать зайцем, состоит в том, что лисе нужен всего лишь обед, а зайцу нужно спасать свою жизнь. «Яндекс» очень хорошо выучил этот урок и довольно ловко избегает ненужных встреч. А «Рамблер», вполне вероятно, только что по собственному желанию пригласил лису на рандеву.

[processed]

Новости партнеров