К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Деньги из вакуума: как завлечь инвесторов в космос

Фото NASA
Фото NASA
За последние 35 лет в проекты, связанные с космосом, было вложено более $18 млрд. Почему роль государств остается главной, несмотря на успехи Илона Маска и других компаний

Космическая отрасль начала год многообещающе: китайский аппарат Chang'e-4 совершил посадку на Луне, американский зонд New Horizons достиг самого удаленного объекта, к которому когда-либо летал созданный человеком аппарат, а впереди еще запуски новых пилотируемых кораблей США. Как дела c частными проектами за пределами контрактов NASA и космических агентств других стран?

По данным Spacenews, в феврале один из самых амбициозных проектов по созданию космического отеля, разрабатываемый компанией Orion Span, оказался на грани выживания, не вызвав интереса со стороны инвесторов. Предполагалось создание на орбите полноценной туристической станции: жилой модуль на 160 кубических метров — примерно шестая часть того, что доступно на МКС, — мог стать временным домом для шести человек.

Койко-место в таком отеле обошлось бы в $9,5 млн, а первых посетителей поднять на орбиту стартаперы обещали уже в 2022 году. Orion Span сумела «поднять» лишь $230 000 из запрошенных $2 млн. Это свидетельствует либо о неграмотной политике по привлечению инвестиций, либо об отсутствии интереса к подобным проектам. Перестали ли инвесторы интересоваться космосом? Ответ на этот вопрос дает исследование компании Seraphim Capital.

 

Без особого интереса

С 2014 года началось интенсивное финансирование космоса частными инвесторами: на последние пять лет приходится две трети всех инвестиций в космос. Как свидетельствуют данные Seraphim Capital, сегодня инвестиции в космическую отрасль в целом растут, но далеко не во всех сферах, где возникают новые проекты. Так, общий объем венчурных инвестиций в космические проекты достиг в 2018 году отметки в $3,25 млрд, увеличившись почти на 30% по сравнению с 2017 годом. Эти подсчеты коррелируют с данными финансовой сервисной компании Space Angels — она сообщила об инвестиции $2,97 млрд в 2018 году.

Несмотря на некоторую разницу в оценках, обе структуры отмечают наибольшую привлекательность услуг по запуску ракет и выводу космических аппаратов на орбиту Земли. В проекты подобного рода вложено $1,3-1,6 млрд. Интересная тенденция — малые носители, создаваемые Rocket Lab и другими компаниями. Они привлекают инвесторов возможностью запуска малых спутников с помощью дешевых и быстрых в сборке ракет с относительно небольшой подъемной силой. Вторая по привлекательности область — производство космических аппаратов и обеспечение их деятельности.

 

Данные показывают, что услуги запусков ракет и спутникостроения от остальных космических проектов отделяет пропасть. В указанные две категории в 2018 году привлекали средства более трехсот компаний из 412. Остальные нашли привлекательными секторы медиа и образования, логистики, производства, исследований и т. д.

При этом, по подсчетам Seraphim, даже к компаниям, анализирующим спутниковые снимки или другую полученную с орбиты информацию, интерес инвесторов уже остыл — с $410 млн в 2017-м до $275 млн в 2018 году. Пока не видно, кто может повторить успех в привлечении средств картографического сервиса Mapbox — он собрал $164 млн в 2017 году.

Говорить о хотя бы сопоставимых объемах инвестиций не приходится: число инвесторов, заинтересованных в развитии «менее популярных» отраслей космической сферы, соответствует объемам вложений. Они были и остаются крайне малыми. Так, 77 компаний, занимающихся запусками (как наземными, так и с самолетов), с 1983 года привлекли $8,6 млрд. На создание спутников и соответствующие услуги (телекоммуникация, дистанционное зондирование) приходится $8,3 млрд, привлеченных 250 компаниями. На остальных приходится около $1 млрд инвестиций за все время.

 

Объяснение простое — инвесторы вкладывают в наиболее понятные и надежные проекты. Нечто «прорывное» и «революционное» вполне может оставаться недофинансированным и, следовательно, не дождаться своей минуты славы.

Именно одним из таких проектов и стал космический отель Orion Span — потенциальные прибыли не покрывают риски неудачи для инвесторов, в результате чего проект оказывается на грани исчезновения.

Но если венчурный фонд или частный инвестор ограничены в своем видении будущего финансовыми соображениями, то другая категория заинтересованных в космосе — государства — могут позволить себе риск.

За казенный счет

Государство изначально стояло за покорением космоса. И в СССР, и в космической программе США бремя покорения космоса ложилось на бюджет страны и результаты космических побед использовались в том числе и для демонстрации силы или пропаганды.

Начало XXI века ознаменовалось расцветом «частников» —  космический туризм, запуски компаний SpaceX и ее конкурентов, готовые сэкономить деньги NASA. Но кардинального изменения ситуации пока не произошло. Несмотря на оптимизм главы SpaceX Илона Маска, межпланетные миссии по-прежнему остаются прерогативой государства, а «успехи» вроде запуска автомобиля к Марсу похожи скорее на рекламу, чем на прорыв.

 

Как отмечал астрофизик и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон, именно государство является локомотивом отрасли, за которым впоследствии уже на более безопасных условиях идет бизнес. «Государства делают все первыми, позволяя частным компаниям учиться, что делать, а что — нет», — отметил ученый, добавив, что, по его мнению, именно государство должно брать на себя ответственность за рискованные и дорогие проекты.

Наглядный пример — планы по высадке космонавтов на Луне. Россия отправит на ее поверхность пилотируемую экспедицию к 2031 году, по сообщению РИА Новости. Японское аэрокосмическое агентство отправило миссию по исследованию и сбору образцов с астероида Рюгу. NASA рассчитывает провести эксперимент по изменению орбит опасных для Земли небесных тел. Трудно ожидать финансирования таких планов частными инвесторами.

Но косвенно вложения государств сказываются и на активности частного сектора. Так, по расчетам Seraphim Capital, вклад европейских компаний вырос с 13% в 2017 году до 18% по итогам прошлого года. А китайцы за последние 10 лет достигли пятипроцентной доли в объеме привлеченных инвестиций, согласно подсчетам Space Angels.

Опыт освоения человечеством новых рубежей — например, колонизации европейцами Нового Света — показывает, что именно государство способно брать на себя риски, в том числе и за жизни будущих космонавтов. Смогла бы Space X пережить катастрофу с человеческими жертвами, как это было с NASA? Кто помнит имя первого космического туриста? И главное, сможет ли запуск первого отеля на орбите сравниться с новостью об открытии внеземной формы жизни?

 

Ответ на эти вопросы очевиден. Очевидно и то, что главные прорывы совершались и, вероятно, будет совершаться под звуки гимна того или иного государства. И лишь затем, спустя некоторое время торжественные аккорды сменятся звоном монет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+