К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Ненужные дружбы: почему полезно рвать старые отношения и заводить новые

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Научитесь использовать возможности сообществ для личного роста и карьеры, сбрасывайте балласт, советует специалист по комьюнити-менеджменту, эксперт проекта Forbes for Business Анна Гаан

Даже если вы постараетесь, вы не сможете стать Робинзоном – отказавшись от Facebook, вы будете вынуждены взаимодействовать с соседями по подъезду и с коллегами по работе, хотя работаете в удаленном формате. Вы будете продолжать входить в сообщество жильцов и в профессиональную среду, несмотря на то, что являетесь убежденным интровертом.

На протяжении жизни человек меняет множество групп по интересам и сообществ. Он вступает в содружества, но через некоторое время покидает их, потому что обнаруживает, что тяготится связями с людьми, которые были ему когда-то симпатичны.

Почему так происходит? Вот самые распространенные причины:

 
  • Изменились ценности. Люди объединяются вокруг общих интересов и ценностей. Они стремятся к единомышленникам или к тем, на кого хотят быть похожими. Если мотивы, которые привели человека в группу, больше не действуют, интерес к этому сообществу затухает.
  • Произошел конфликт или событие, которое оборвало социальные связи (например, гибель члена семьи, насилие, авария). Взаимодействие со старыми знакомыми становится невозможно из-за  пережитого опыта. 
  • Изменился формат жизни. Дружили несколько семейных пар, одна из них распалась. Разведенная жена чувствует себя неуютно и неуместно в новом качестве в старом окружении среди счастливых семей.
  • Человек попал не в свою среду. Записался на курсы программистов, потому что это «перспективно и престижно», стал тусоваться на профессиональных форумах, но понял, что ошибся: программирование – не для него, а программисты и их образ жизни ему совсем не нравятся.

Имеет ли смысл продолжать взаимодействовать со старыми знакомыми из вежливости? Пусть каждый ответит на этот вопрос сам. Я считаю, что смысла в этой вежливости нет. Человек сам выбирает свое окружение, и вправе сказать: «Нет!», если хочет прекратить общение. Впрочем, бывает, что разорвать связи не так-то просто.

Сообщества могут агрессивно навязывать себя. Я выросла в неблагополучном поселке, где основной системой ценностей были алкоголь, ранняя половая жизнь подростков, воровство и обман. Я была изгоем в этой среде, потому что не вступала во взаимодействие ни с кем из представителей соседского community: книжки интересовали меня больше, чем соседские парни. Свое право на неучастие в этом сообществе мне пришлось отстаивать.

 

Другой пример: преступные сообщества преследуют тех, кто пытается выйти из их среды и, как говорилось в советских фильмах, «твердо стал на путь исправления». Чтобы дать отпор «теням из прошлого», надо прилагать большие усилия.

Однако, игра стоит свеч: освобождаясь от ненужных связей, вы расчищаете место для будущего роста. Сообщество может стать инструментом успешного социального развития, если, конечно, научиться использовать его потенциал на полную силу. Как именно?

1. Прежде всего, надо определить цель. Честно сказать себе самому, чего вы хотите. Какие привычки и компетенции планируете развить? Что вам действительно интересно? С какими людьми хотелось бы больше общения и дружбы?

 

2. Если вы честно ответили на первый вопрос, переходите ко второму: ищите, где собираются люди, которые разделяют ваши устремления. Это могут быть группы в Facebook, паблики в Instagram, тренинги, онлайн-школы или воскресные встречи на природе – все зависит от темы сообщества.

3. Составьте список потенциальных сообществ и попробуйте войти в те, которые представляют наибольший интерес. Проведите месяц-другой в разных социальных группах. Если вы попали не в свое окружение – вы это сразу почувствуете. Нет другого пути понять, подходит вам сообщество или нет, кроме как проверить это на практике.

4. Входя в сообщество, будьте готовы к «испытательному сроку». Формально его может не быть, но вы наверняка почувствуете, что первое время на вас смотрят как на белую ворону. Постарайтесь в этот период не слишком ярко проявлять себя, даже если вам этого сильно хочется. Попробуйте на этом этапе понять, кто здесь лидеры. Вам это пригодится в будущем.

5. Вы не можете быть участником двадцати сообществ сразу, вы просто не найдете в сутках времени для этого. Рано или поздно вам придется сделать выбор в пользу двух-трех сообществ и отказаться от участия в остальных.

6. После того как вы составили short list и прекратили участие в ненужных сообществах, приступайте к интеграции в нужные. Начинайте участвовать в дискуссиях, приходить на встречи, «волонтерить», взаимодействовать с лидерами, предлагать инициативы.

 

7. Направляйте активность на достижение вашей цели. Осваивайте новые компетенции, приобретайте новые контакты или становитесь новым лидером сообщества.

В свое время с помощью этих семи шагов я вошла в состав Russian community managers и освоила новое профессиональное амплуа.

Мой опыт комьюнити-менеджера показывает, что эксперименты с сообществами больше характерны для представителей поколений Y и Z – они активно экспериментируют с участием в разных сообществах.

Представители поколения Х в таких экспериментах участвуют реже, на мой взгляд, во-первых, потому что с возрастом социальная активность снижается; во-вторых, потому что в юности «иксы» получили слишком большую дозу социальной активности в пионерии и комсомоле. После разрушения советских социальных форматов они особенно ценят приватность.

 

Социальная ткань российского общества из года в год становится плотнее. После распада СССР мы сильно отставали от стран Европы и Азии по вовлеченности граждан в горизонтальные социальные конструкции. Однако с начала 2000-х годов россияне стремительно наверстывают упущенное: сообщества возникают вокруг трагедий («Матери Беслана»), вокруг общих проблем, таких как незавершенное жилищное строительство, вокруг интересов по саморазвитию или хобби…

Соцсети и мессенджеры упрощают процесс создания сообществ – инструментов для социального взаимодействия с каждым годом становится все больше. Это хорошая новость для экстравертов и плохая – для интровертов, которым с каждым годом придется прилагать все больше усилий для того, чтобы оберегать себя от горизонтального взаимодействия.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+