Кого заменит робот: пора ли начинать увольнять сотрудников

Фото Fred Lee / Getty Images
Фото Fred Lee / Getty Images
Можно автоматизировать рутинные бизнес-процессы, но нельзя — креативные, считает эксперт проекта Forbes for Business Алексей Добрусин

Если вы начитались в интернете прогнозов о неминуемой, быстрой и тотальной роботизации, о грядущем торжестве искусственного интеллекта — возможно, вы слегка расстроитесь, прочитав мои заметки.

Да, в ближайшие годы вы сможете поручать все больше действий в бизнесе роботам — цифровым решениям, но не спешите объявлять сотрудникам, что через пять-десять лет вы всех их уволите, потому что они станут не нужны.

Не уволите. Или, по крайней мере, уволите, но не всех.

Секретарша под угрозой

Компании могут автоматизировать многие процессы с помощью платформ Robotic Process Automation. Например, робот может открыть письмо, перенести из сообщения нужную информацию в табличку, занести письмо в базу, закрыть письмо. Так он может делать сотни и тысячи раз в день. Если вам нужно автоматизировать рутинную секретарскую работу, которая требует множества однообразных повторений, но не требует глубоких размышлений, RPA-платформы вполне подойдут для такой работы.

Помимо работы с письмами, платформы, действующие на основе алгоритмов, могут анализировать первичные данные финансовой отчетности, метрики поведения потребителей, активность в социальных сетях, распознавать лица, фотографии, анализировать видеоролики и рентгеновские снимки. Эти функции активно используют крупные рекламные агентства, торговые сети, страховые компании, медицинские центры, банки и телекоммуникационные операторы по всему миру.

Однако открою тайну: во всех этих случаях робот не думает. Он просто сравнивает цифры с цифрами, буквы с буквами, изображения с изображениями. На самом деле во всех случаях он сравнивает цифры с цифрами — так устроены RPA-платформы. Сравнивает и выполняет предписанные действия.

Функционал RPA в этих случаях угрожает тем сотрудникам в вашей компании, которые сейчас выполняют эту работу, — секретарю или менеджеру клиентского отдела.

Слабый интеллект

При этом робот может обучаться. Например, проанализировав массив данных, робот может обнаружить корреляцию между событиями и доложить вам о своем открытии.

Например, он обнаружит, что по таким-то дням недели в вашей почте преобладают письма на определенную тему. Или выявит, что платья такого-то цвета покупают девушки высокого роста. Или заметит корреляцию между образовательными потребностями и музыкальными вкусами человека.

Такие открытия очень важны для бизнеса, потому что они прямо или косвенно влияют на продажи и на финансовый результат. Британские ретейлеры при планировании ассортимента принимают во внимание метеорологические сводки: если на ближайшие выходные прогнозируется хорошая погода, значит, нужно заказывать больше продуктов для барбекю.

Эти упражнения, посильные для нейронных сетей, принято называть слабым искусственным интеллектом. Что же касается сильного искусственного интеллекта, способного мыслить, как человек, обладающего такими же креативными способностями и коммуникативными навыками, то его в природе нет. Или, по крайней мере, пока нет.

Креатив не автоматизируешь

Стоит ли игра свеч? Нужно ли автоматизировать работу, с которой справляется сотрудник с невысокой зарплатой? Ответ на этот вопрос можно найти очень просто: сравните расходы на работника и на эксплуатацию RPA-платформы.

Допустим, сотрудник, который сортирует входящий поток писем, получает 30 000 рублей в месяц, или 360 000 рублей в год. Сколько может стоить робот, способный выполнить эту работу? По моим сведениям, 150 000-200 000 рублей в год. Wow-эффекта нет, но экономия очевидна. К тому же роботу не нужны отгулы, он не просит надбавку за работу в выходные дни и совершенно точно не уйдет в декретный отпуск.

Единственное условие — в вашей компании должны быть настроены бизнес-процессы: вы должны дать роботу точные указания, как сортировать письма, что на них отвечать, по каким критериям отделять главное от второстепенного и как действовать в ситуациях, выходящих за пределы инструкции.

Так же нужно действовать во всех других ситуациях, будь то автоматизация маркетинга, клиентских отношений, учета или управления персоналом.

Выводы очевидны:

  • приводите в порядок рутинные бизнес-процессы, которые вы хотите автоматизировать;
  • осваивайте те инструменты, которые дадут вам экономию ресурсов.

Что же касается креативных функций — прогнозирования потребительского спроса, разработки стратегии, формулирования прорывных маркетинговых идей, — вам придется заниматься этим самостоятельно. Робот может дать первичную статистику, выявить корреляцию, но он не сможет собрать из этих данных образ будущего. Такая работа посильна только человеку. Эксперту. И то не всякому.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции