К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Смотри в оба: сколько зарабатывают на телеправах главные футбольные лиги Европы

Смотри в оба: сколько зарабатывают на телеправах главные футбольные лиги Европы
Что надо сделать российским клубам, чтобы увеличить доходы от трансляций

Ежегодный отчет аудиторской компании Deloitte о финансовой деятельности футбольных клубов, опубликованный в январе 2017-го, зафиксировал суммарное увеличение доходов топ-20 рейтинга самых зарабатывающих команд на €800 млн. Итоговая цифра €7,417 млрд на 12% больше прошлогодней. И почти половину этого роста (49%) обеспечили клубам теледоходы: и лиги, и УЕФА все дороже продают права на трансляции матчей и, соответственно, готовы больше платить командам. Свежий пример на эту тему: в начале марта 2017-го британский мобильный оператор BT Sport продлил контракт с УЕФА на показ еврокубков до 2021 года за £1,2 млрд. Призовой фонд турниров наверняка вырастет, а вслед за ним – и теледоходы команд-участниц (в категории «broadcast» аналитики Deloitte учитывают денежные поступления от реализации медиаправ внутри страны и за рубежом, а также бонусы от участия в Лиге чемпионов и Лиге Европы). Галерея Forbes коротко объясняет, как устроена система распределения теледенег в главных футбольных чемпионатах Европы и в российском футболе.

Adam Davy·PA Images·TASS

Англия, Премьер-лига

Лидер по теледоходам в сезоне 2015/16 «Манчестер Сити» – €215,8 млн

В начале 2015-го Премьер-лига заключила новый телеконтракт на три сезона – с 2016/17 по 2018/19. Sky и British Telecom выложили за 168 матчей чемпионата £5 млрд (прежняя трехлетняя сделка внутри страны принесла лиге £3,1 млрд). Если добавить сюда £3 млрд, вырученные на продаже телеправ за рубеж, становится понятным, почему в топ-20 рейтинга Deloitte 8 клубов из Англии. Кроме того, в Премьер-лиге действует самая равномерная система распределения телеприбыли: 50% – поровну, 25% – согласно занятому месту в чемпионате, 25% – в зависимости от количества показанных по ТВ матчей команды.

Joan Valls·ZUMA·TASS

Испания, примера

Лидер по теледоходам в сезоне 2015/16 «Реал» (Мадрид) – €227,7 млн (здесь и далее – данные Deloitte)

До недавнего времени клубы продавали телеправа самостоятельно, поэтому около 45% дохода (в сезоне 2014/15 – около €320 млн) доставалось «Барселоне» и «Реалу». Аутсайдеры зарабатывали на ТВ меньше €20 млн. С сезона 2016/17 действует трехлетнее коллективное соглашение. По оценкам аудиторов KPMG, оно приносит лиге €983 млн в год. Половина распределяется поровну между всеми командами, 25% – согласно результатам в чемпионате за последние три сезона, еще 25% – в зависимости от финансовых показателей клубов.

Imago·Xinhua·TASS

Италия, серия А

Лидер по теледоходам в сезоне 2015/16 «Ювентус» (Турин) – €195,7 млн

Действующий контракт (до сезона 2017/18) приносит лиге €945 млн. Доходы распределяются между клубами по сложной схеме: 40% – поровну, 25% – в зависимости от количества болельщиков, 15% – согласно результатам за предыдущие 5 сезонов, 10% – по историческим успехам команды, 5% – по месту в чемпионате в последнем сезоне, еще 5% – исходя из численности населения города, где базируется клуб. Разница в теледоходах чемпиона и аутсайдера – 4 к 1.

Imago·TASS

Германия, Бундеслига

Лидер по теледоходам в сезоне 2015/16 «Бавария» (Мюнхен) – €147,6 млн

По текущему контракту (действует до конца этого сезона) Бундеслига получает €628 млн в год. Доходы от сделки на внутреннем рынке распределяются между клубами согласно результатам за последние 5 лет, от продажи прав за рубеж – в зависимости от вклада команды в коэффициент Бундеслиги в рейтинге УЕФА. Новое соглашение, стартующее в сезоне 2017/18, уже подписано – на 4 года и €4,64 млрд. Большинство матчей будет транслировать Sky, небольшие слоты достались Eurosport и ZDF.

Francois·AP·TASS

Франция, Лига 1

Лидер по теледоходам в сезоне 2015/16 «ПСЖ» (Париж) – €123,1 млн

Действующее с текущего сезона (и до 2020 года) соглашение было подписано в 2014-м. По сравнению с прошлым контрактом сумма выплат увеличилась на 20%  – теперь Лига 1 зарабатывает в среднем €727 млн за сезон (прежняя сделка подразумевала €628 млн ежегодно). 50% этих денег распределяется поровну среди 20 команд, 20% – в соответствии со зрительской аудиторией показанных по ТВ матчей, 30% – по результатам команд за последние пять лет. Соотношение в теледоходах лидера и аутсайдера – примерно 3,5 к 1.

Сергея Савостьянова·ТАСС

Россия, Премьер-лига

Лидер по теледоходам в сезоне 2015/16 «Зенит» (Санкт-Петербург) – €40,4 млн

Российский футбол крайне мало зарабатывает на телетрансляциях – клубы регулярно на это жалуются. В недавнем прошлом Российской футбольной Премьер-лиги (РФПЛ) остался и контракт с платным «НТВ-Плюс», и сотрудничество с каналом через дочернюю структуру РФПЛ «Лига-ТВ». Осенью 2015-го телеправа на показ матчей чемпионата России на три года получил федеральный спортивный канал «Матч ТВ», созданный по инициативе президента РФ, однако бурного роста доходов лиги в этой связи не случилось. Финансовые условия актуальной сделки – 1,98 млрд рублей за сезон, полмиллиона из них расходуются на производство контента. Таким образом на внутреннем рынке лига зарабатывает около €23 млн в год. Плюс контракт с агентством IMG, которое реализует права на трансляции чемпионата России за рубежом. По словам президента РФПЛ Сергея Прядкина, стоимость нового соглашения в два раза выше суммы прежнего. И все же эти цифры пока не позволяют клубам прилично зарабатывать на ТВ внутри страны. Так, большую часть теледоходов «Зенита» в прошлом сезоне составили бонусы за участие в Лиге чемпионов – €30,7 млн.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+