К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Урбанистический «кот Шредингера». Зачем Москва перенимает опыт других столиц

Урбанистический «кот Шредингера». Зачем Москва перенимает опыт других столиц
Власти Москвы используют идеи зарубежных урбанистов, чтобы создать город будущего. Нужен ли столице свой особый путь и следует ли слепо копировать международную практику?

Московский урбанистический форум стартует в столице 6 июля. Столичный мэр Сергей Собянин из года в год повторяет, что конкурировать Москва должна не с российскими регионами, а с мировыми мегаполисами. Утверждение о том, что Москва обогнала и перегнала мировые столицы по темпам развития? является своеобразным «котом Шредингера» — оно одновременно и ложно, и правдиво.

В абсолютных цифрах результаты деятельности Собянина на посту мэра действительно поражают воображение — что ни форум, то заявление о рекорде. Регулярно власти отчитываются о том, что в городе что-то является самым большим или лучшим «в Европе и даже в мире». Безусловно, Собянин за шесть с лишним лет работы серьезно изменил облик города и атмосферу в нем, а сейчас Собянин готовится к запуску самой обсуждаемой городской реформы последних лет — программы реновации, предполагающей снос всех пятиэтажек и масштабное строительство нового жилья.

Но некоторые международные практики, которые команда Собянина перенимает у зарубежных коллег, при переносе в отечественные реалии теряют свою привлекательность, другие, напротив, удаются москвичам лучше. Самые яркие примеры столичных урбанистических решений — в галерее Forbes.

Новая Москва и Большой Париж
Charles Platiau·Reuters

Новая Москва и Большой Париж

В 2012 году присоединение территорий Новой Москвы стало знаковым событием для жителей Москвы и Подмосковья. Создание московской агломерации заявлялось как некая сверхидея развития столицы, озвучивались планы по масштабной застройке и созданию новых рабочих мест. Удалось ли эти планы выполнить?

Отчасти. Действительно, с 2012 года в Новой Москве прибавилось около 100 000 рабочих мест, сократилась маятниковая миграция населения. Но многие обещания выполнить так и не удалось. В частности, амбициозный план по переселению чиновников из центра города так и не был реализован. О том, чтобы освободить от чиновников Кремль и сделать его доступным для всех граждан музеем, никто даже не заикается. Близость к Кремлю, видимо, важна и для законодательной власти — Совет Федерации и Госдума только в отдаленной перспективе собираются переезжать в Парламентский центр, строительство которого никак не могут начать в Мневниках.

В чем отличие от Большого Парижа?

В 2007 году президент Франции Николя Саркози заявил о необходимости создать Большой  Париж — агломерацию, которая будет затрагивать городскую периферию во всех направлениях. План преобразования рассчитан поэтапно на 40 лет, за которые удастся провести интеграцию пригородов, создать и переформировать транспортную инфраструктуру. Основная часть изменений рассчитана на постепенное исполнение и гораздо сильнее завязана на экономику региона. Но самое главное — Большой Париж исторически складывался как единая агломерация, которой мешали развиваться в едином темпе административные барьеры. Новая Москва была присоединена волевым решением чиновников, которые даже не пытались обосновать, чем одни подмосковные территории отличаются от других, почему частью столицы должны стать именно эти земли.

Читайте также: Утолить город: почему в век урбанизации нужно бороться с разрастанием городов

Вытеснение автомобилистов из города
Reuters

Вытеснение автомобилистов из города

Власти Москвы неоднократно заявляли, что планов по введению платного въезда в город или его центральную часть не разрабатывают. Пока. При этом городские чиновники делают все возможное для вытеснения частного автомобильного транспорта. Главный пример — зоны платной парковки, которые постепенно «отъедали» пространство в центральной части города, а потом распространились и за пределы ТТК. Потом была беспощадная борьба с неплательщиками и эвакуация машин без номеров, в правомерности которой усомнились даже в Госдуме. Мэрия оправдывает жесткие меры заботой о пешеходах, но по сути применяет методы экономического стимулирования, чтобы изгнать из города автомобилистов.

Нельзя сказать, что выбора совсем нет. Москвичам и гостям города доступен транспорт общественный, любителям сидеть за рулем подойдет каршеринг, а для самых спортивных создана система велопроката. Если есть средства, можно пользоваться и легальными желтыми такси. В сфере наземного городского транспорта тоже навели порядок — исчезли хаотичные и ненадежные маршрутки, водителей теперь проверяют более тщательно.

Как организован платный въезд в других странах?

Плюсы от вытеснения автомобилей из центра очевидны — улучшается экологическая обстановка, снижается нагрузка на дорожную инфраструктуру. Действительно, многие города мира идут по этому пути — Милан, Лондон, Сингапур, Сан-Франциско.

В Стокгольме власти провели городской референдум для решения вопроса платного  въезда и вложили значительные средства в модернизацию системы общественного транспорта. В Москве проведение подобного референдума практически невозможно. Во-первых, Госдума одобрила специальный закон, который позволяет вводить платный въезд в город решением местных властей. Если поправку примут, для установления платы не нужно проводить голосование среди жителей. Во-вторых, попытки провести референдум о целесообразности, к примеру, платных парковок провалились как на городском, так и на районном уровне. Мосгордума имеет право решать, какие вопросы соответствуют закону о референдумах, то есть может заблокировать инициативу, не предоставив жителям возможность высказать мнение. Итоги референдума имеют юридическую силу и могут поставить крест на решениях, которые удобны городским властям.

Читайте также: Путевой лист. Как в мегаполисах устроен общественный транспорт

МЦК и метрострой
Jerome Favre/ B loomberg via Getty Images

МЦК и метрострой

Запуск Московского центрального кольца и рекордные темпы строительства метрополитена являются безусловными достижениями в области развития инфраструктуры. Подобные темпы стройки можно увидеть разве что в Китае, где и сами города растут быстрее, чем в Европе. Сейчас ведется строительство Третьего пересадочного контура, который планируют закончить в 2021-2022 годах. Третий пересадочный контур станет вторым большим кольцом метро и свяжет между собой удаленные районы Москвы. Длина ТПК составит порядка 65 км, на кольце разместится более 30 станций. Здесь появится 17 пересечений с действующими линиями метро, семь — с радиальными направлениями железных дорог и два — с Московским центральным кольцом.

Есть ли минусы в развитии метро?

В нем точно есть логика. Позиция городских властей согласована — чтобы вытеснять автомобилистов и поощрять использование городского наземного и подземного транспорта, его нужно развивать. Но и здесь могут наступить непредвиденные последствия. Во многих странах с высокой концентрацией жителей в мегаполисах существуют специальные сотрудники, которые заталкивают пассажиров в вагоны метро. Проблема перенаселенности Москвы не исчезнет за один день, ее тоже когда-нибудь придется решать. А пока первый замначальника метро по стратегическому развитию и клиентской работе Роман Латыпов порекомендовал москвичам прекратить поездки в час пик.

«Мы думаем, как просить пассажиров в часы пик выезжать на 10 минут раньше или позже, чтобы снизить загруженность. Ищем способы, как донести информацию, что можно более комфортно доехать, оцениваем целесообразность такого информирования», — сказал журналистам Латыпов (цитата по РИАМО). Правда, потом этот совет опровергли в пресс-службе метро, пояснив, что речь идет только о «мягкой мотивации» и выстраивании логистики поездок. Даже Сергей Собянин был вынужден объяснять, что представителя метрополитена не так поняли.

Плитка и набережные
DR

Плитка и набережные

Плитка на улицах города, парки, велодорожки и программа «Моя улица» регулярно обсуждаются как горожанами, так и экспертами от урбанистики. Но одним из самых значимых проектов городского благоустройства стала преображение набережных. Власти города решительно взялись за обновление промзон. В 2014 году была выбрана единая концепция благоустройства набережных в столице. На протяжении длительного времени прибрежные зоны не были обустроены, а в ряде мест река вообще недоступна для горожан. По оценкам московского стройкомплекса, по состоянию на декабрь 2014 года около 44% (87 га) набережных были не благоустроены или заброшены. Если проект действительно будет реализован в том виде, как планируется, то набережные станут единым городским пространством, улучшится доступность прибрежных зон и повысится эффективность их использования. В перспективе они будут привлекательны для инвесторов как пространство для ведения бизнеса.

История развития набережных Нью-Йорка немного напоминает московскую — большинство районов в ходе индустриализации оказались отрезанными от воды промзонами, портовыми сооружениями, дорожной инфраструктурой. Береговая линия понемногу начинала развиваться со стороны Манхэттена, но единого плана не было. Поворотным стал 2011 год, когда был представлен долгосрочный комплексный план развития всего 520-мильного «водного фасада» Нью-Йорка. Власти города тоже стремятся создать там единое пространство, удобное для прогулок. Для это требуются значительные средства, к этим проектам привлекают частных инвесторов.

Торговля и киоски
Натальи Гарнелис·ТАСС

Торговля и киоски

«Ночь длинных ковшей» 9 февраля 2016 года, которую запомнили владельцы киосков в Москве, была только началом. После ночного сноса 97 павильонов последовали новые волны ликвидации незаконных и опасных строений. У многих владельцев павильонов на руках были решения судов, признавших их право собственности на объекты, но это не помогло. Оспорить действия властей в судах предпринимателям не удалось. Почему городские власти так долго позволяли владельцам самостроя «прикрываться бумажками о собственности», если строения действительно представляли угрозу прохожим? Почему предложили компенсацию тем, кто соглашался добровольно демонтировать киоск? Если объект незаконный, то и компенсировать должно быть нечего? Эти вопросы так и остались без ответа.

Нужно ли решать проблему хаотичной застройки территорий возле метро, нужно ли убирать нелегальные строения? Разумеется. Но вопросы к исполнению все равно остаются и у предпринимателей, и у общества. Как бизнесмен может быть уверен, что завтра его помещение не сравняет с землей бульдозер? На это тоже убедительного ответа нет.

Где еще сносят торговые киоски?

Примеры массового сноса нелегальных коммерческих строений сложно найти в развитых странах, потому что к их появлению ведут лакуны в законодательстве и правоприменении. В развитых странах самострой непросто снести без суда, есть процедуры легализации, если постройка не мешает развитию города. Forbes нашел несколько примеров сноса незаконно, по мнению властей, воздвигнутых киосков и павильонов в развивающихся странах. Так в конце 2015 года в Исламабаде было снесено 485 строений. Это сделала некоммерческая государственная корпорация Capital Development Authority, которая с 1960-го занимается развитием города. Однако позже решение было оспорено, и главе CDA пришлось отказаться от него.

Подробнее в материале: День бульдозериста: как власти городов борются с незаконными торговыми строениями

Фестивали и городское пространство
DR

Фестивали и городское пространство

В 2012 году москвичей впервые порадовала страсбургская ярмарка, на следующий год на фестиваль «Путешествие в Рождество« в столицу России приехали торговцы из пяти европейских городов - Страсбурга, Вены, Праги, Копенгагена и Риги. Тогда на пешеходных улицах и площадях появились «избушки» с сувенирами от ремесленников, сладостями и подарками. Туристы участвовали в квестах, горожане чувствовали себя настоящими европейцами, соцсети были полны восторженных отзывов.

А потом начался бесконечный карнавал, фестиваль переродился в цикл «Московские сезоны», жителям организовали вечный праздник. С введением санкций Москва стала устраивать еще и региональные ярмарки, чтобы поддержать отечественных производителей, туда продукцию привозили фермеры из других городов и областей. «Рыбная неделя», «Пасхальный дар», фестивали варенья, праздник весны, раздача бесплатной шарлотки. Жители столицы вряд ли смогут забыть огромные пасхальные яйца и «страшную Зеленую голову», которую со скандалом убирали с Пушкинской площади. Проведение городских праздников — это прекрасно, но не теряется ли смысл, если праздновать постоянно?

Мэр города Сергей Собянин заявляет, что фестивали приносят доход городу и предпринимателям, тем самым помогают бороться с кризисом в экономике. «Такая дискуссия есть в городе, постоянно не только задают вопросы, но и требуют прекратить вообще всякую праздничную жизнь в городе, говоря о том, что можно праздновать, организовывать праздники в Лондоне, Париже, Берлине, но в Москве этого делать не надо. У нас же кризис, поэтому ни в коем случае, давайте мы сделаем все серенько, скромненько, так, чтобы люди чувствовали, что у нас вообще плохо все, чтобы не диссонировал город с таким настроением людей. Мне кажется, мы эти настроения сами создаем, во-первых, а во-вторых, самая лучшая антикризисная мера — это создать все-таки атмосферу жизнерадостности и оптимизма в городе», — заявлял Собянин в мае 2016 года.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+