Транспорт миллиардеров: как Тверской вагоностроительный завод делает богаче своих владельцев

Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) загружен заказами под завязку. В октябре прошлого года он выиграл тендер на поставку 15 электропоездов «Иволга» на 11 млрд рублей, в марте 2019 года подписал мегаконтракт на 237 млрд рублей на строительство 3730 вагонов до 2025 года для Федеральной пассажирской компании. ТВЗ с 2003 года входит в «Трансмашхолдинг» (ТМХ), владельцами которого сейчас являются Дмитрий Комиссаров, Кирилл Липа и миллиардеры из списка Forbes Искандер Махмудов и Андрей Бокарев.
«Практически все предприятия в начале 2000-х годов, к моменту их вхождения в состав «Трансмашхолдинга», находились в депрессивном состоянии, были отягощены долгами. Это относится и к ТВЗ», — рассказывает генеральный директор ТМХ Кирилл Липа. По его словам, на предприятии тогда серийно производились вагоны только двух моделей, годовая выручка в 2002 году была всего 4,6 млрд рублей, а средний заработок сотрудников недотягивал до 6000 рублей в месяц (сейчас почти в 10 раз больше). С новым собственником на ТВЗ началось масштабное техническое перевооружение, внедрение новых технологий, разработка и освоение строительства новых моделей. За шесть лет, к 2009 году, производственная мощность завода выросла с 625 до 1200 вагонов в год. В советское время вагоностроительный завод в Твери, основанный в 1898 году, выпускал лишь плацкартные пассажирские вагоны. Сейчас здесь производят одно- и двухэтажные пассажирские вагоны всех типов, освоен выпуск низкопольных трамваев и подвижного состава для московского метро, в июле 2016 года был получен сертификат соответствия на электропоезд «Иволга».
Средний срок службы кузова купейного вагона определен производителем как «не менее 40 лет», а гарантийный срок эксплуатации — два года со дня отправки заказчику.
Современные пассажирские вагоны строятся в расчете на скорость поездов 160 км/ч и 200 км/ч.
Тверские вагоны поставляются в Россию, Казахстан, Белоруссию, Латвию, Литву и Монголию.
Средняя зарплата на ТВЗ 53 016 рублей, самые высокооплачиваемые — электросварщики, они получают в среднем 67 416 рублей.
Завод занимает территорию площадью 93 га, протяженность внутризаводских железнодорожных линий превышает 20 км.
Низкопольные трамваи на заводе начали делать в 2014 году, в 2015-м они были закуплены муниципалитетами Твери и Санкт-Петербурга.
В марте 2019-го на заводе работали 8326 человек. С учетом персонала около 1000 предприятий-поставщиков ТВЗ дает работу для 350 000 человек.
По словам главы ТМХ Кирилла Липы, «возможности завода позволяют полностью удовлетворить потребности российского транспорта в пассажирских вагонах локомотивной тяги и одновременно выпускать в значительных объемах современные поезда и трамваи».
10 января 2018 года на ТВЗ приехал Владимир Путин, осмотрел его и поделился впечатлениями с рабочими.
«Посмотрел вашу новую продукцию — супер, просто класс. Это мировой уровень, безусловно», — сказал президент.
Как и в советские времена, ТВЗ содержит социальные объекты для сотрудников: дворец культуры, спорткомплекс, детский лагерь и медико-реабилитационный центр.
В пассажирских вагонах доля российских комплектующих составляет 90%, а вот в электропоездах «Иволга» отечественных комплектующих существенно меньше — 75-80%.
Электропоезд «Иволга» начали разрабатывать в 2014 году, 15 июля 2015 года ТВЗ получил на него сертификат соответствия.
Если из 3730 вагонов, которые ТВЗ собрал для Федеральной пассажирской компании, собрать состав, его длина превысит 95 км.