К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Кортеж» едет на Восток. Премиальные автомобили будут экспортировать в Китай

Фото Bobby Yip / Reuters
Фото Bobby Yip / Reuters
Первыми на рынок выйдут представительские седан и лимузин, это должно произойти в конце 2018 — начале 2019 года

Судьба проекта «Кортеж» — автомобилей для перевозки первых лиц государства — не раз висела на волоске. В 2014-м, спустя два года после начала работ, обанкротился один из ключевых партнеров Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) — «Маруся Инжиниринг», который должен был обеспечить проработку производственных решений и продажу готовых автомобилей. В 2015-м Минпромторг уже готов был отказаться от проекта, но специалисты Porsche Engineering Group, осмотревшие наработки, прежде всего двигатель, уговорили продолжать.

В противном случае немцы собирались самостоятельно довести проект до конца, вспоминает министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью Forbes.  «Над проектом работает более 3500 человек. Это перешло за рамки формата одной конкретно поставленной задачи — это уже национальная тема, развитие автомобильной инженерии, — говорит Мантуров. — Мы многих вещей не знали. Не были в курсе всех компетенций, которые есть у нас в стране. Их нужно было все собрать в пучок». Forbes выяснял, на что рассчитывают создатели «Кортежа».

Для президента и не только

После распада СССР и прекращения выпуска ЗИЛ-41047 в мире осталось только три страны, производящие специальные правительственные лимузины: США, Япония и Китай. Создав «Кортеж» (официальное название — «Единая модульная платформа», ЕМП), Россия возобновит членство в клубе привилегированных. Но что это даст, кроме реализации политических амбиций? По словам Дениса Мантурова, перед разработчиками стояла задача создать универсальную платформу, на базе которой можно построить целое семейство автомобилей — не только для перевозки и сопровождения первых лиц государства, но и для коммерческих продаж.

 

Российский «Кортеж» не похож на Cadillac One и Toyota Century Royal, купить которые обычному человеку невозможно ни в каком виде. Идейно он близок к китайскому Hongqi Red Flag L9, но российская задумка масштабнее. В китайском проекте «общедоступен» только седан Hongqi L5 (в 2016 году он стоил $760 000), а линейка «Кортежа» включает сразу четыре непохожих друг на друга автомобиля: лимузин, премиальный седан, минивэн и кроссовер. В дальнейшем от этих моделей появятся производные — уже, например, запланирован легкий внедорожник.

Глава Минпромторга Денис Мантуров за рулем лимузина ЕМП «Кортеж»
Глава Минпромторга Денис Мантуров за рулем лимузина ЕМП «Кортеж»·Фото Александра Щербака·Коммерсантъ

«Мы движемся в сторону гибридного формата. Это во всех отношениях выгодно потребителю: и с точки зрения экономии топлива, и уплаты налогов», — рассказывает министр. Двигатели V8, V12, L4 смогут работать в паре с электромотором. Таким образом, автомобили ЕМП станут первыми серийными отечественными гибридами, но со временем они могут превратиться в «чистые» электрокары. Половина дела уже сделана: во все автомобили штатно устанавливается электронная система управления, интегрирована система охлаждения, преобразователи напряжения, инвертеры и высоковольтная литий-ионная батарея. Со второй половиной сложнее: в России пока отсутствует инфраструктура для электромобилей. Как только она появится, электро-«Кортеж» не заставит себя ждать, обещают в Минпромторге.

 

Сборку двигателей осуществляет НАМИ из деталей местных и зарубежных предприятий. «Но как только мы вый­дем за пределы 300 автомобилей в год, мы должны будем обязательно использовать другие производственные площадки», — говорит Мантуров. Это произойдет не ранее 2019 года, на основании фактических объемов заказов. Речь идет в первую очередь о площадках Sollers — нового производственного партнера проекта.

Ходовые испытания представительского седана ЕМП «Кортеж»
Ходовые испытания представительского седана ЕМП «Кортеж»·Фото DR

Богатство и роскошь

Первыми на рынок выйдут представительские седан и лимузин — флагманы семейства ЕМП, это должно произойти в конце 2018 — начале 2019 года. Следующим этапом станет запуск производства минивэна и внедорожника — решение об этом будет принято исходя из потребительского спроса. Для продажи автомобилей в начале следующего года НАМИ и Sollers создадут совместное предприятие, название которого пока не разглашается. Автомобильный институт, отвечающий за разработку и начало производства, не может управлять проектом, объясняет министр, это будет делать Sollers в качестве партнера. Но брендом будет владеть государство, подчеркивает он. Ранее сообщалось, что возможное название коммерческой линейки ЕМП — Aurus (от  aurum — латинского названия золота, и Russia), но подтвердить эту информацию Forbes не удалось.

По словам главы Минпромторга, сейчас Sollers создает соответствующую инфраструктуру и уже сформировала коллектив специалистов, до этого работавших в компаниях, производящих автомобили премиального класса. «Они даже более оптимистичны в расчетах и подходах, чем изначально были мы», — отметил Мантуров.

 
Макеты семейства автомобилей ЕМП «Кортеж» в Автомоторном институте НАМИ
Макеты семейства автомобилей ЕМП «Кортеж» в Автомоторном институте НАМИ·Фото Сергея Субботина·РИА Новости

Автомобили будут продаваться напрямую клиентам и через дилеров, уточнила руководитель департамента по связям с общественностью Sollers Елена Тарасенко. «На первом этапе с учетом ограниченных объемов будет выбран один партнер-дилер в Москве, который должен будет обеспечить выделенный шоу-рум и всю необходимую клиентскую инфраструктуру», — уточнила она. В качестве целевых зарубежных рынков выбраны Юго-Восточная Азия и Ближний Восток, прежде всего Объеденные Арабские Эмираты и «в особенности Китай». «Возможно, также один из европейских центров, ассоциирующийся с потреблением товаров и услуг класса люкс», — добавила Тарасенко.

Китайский рынок люксовых автомобилей в ближайшие годы станет крупнейшим в мире, прогнозирует Китайская ассоциация автодилеров: общее количество роскошных машин в 2017 году превысило 1,2 млн (13% всего автопарка), что является самым высоким показателем за последние семь лет. Ценовая конкуренция в сегменте ужесточилась из-за того, что крупные игроки, такие как Mercedes-Benz или Audi, стараются производить автомобили на месте. Соперниками «Кортежа», по словам Мантурова, являются модели высшего класса — Rolls-Royce или Bentley, которые импортируются в Китай.

«Конкуренты определены верно, — полагает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Но недостаточно просто назвать их. В последние десятилетия в мире предпринималось немало попыток создать с нуля суперпремиальный бренд. Почти все они были безуспешны. Есть только два пути: закрыть границы (в таких условиях существовала советская «Чайка») или выпускать машины действительно высочайшего уровня и конкурентоспособные по цене.

Представительский седан Hongqi (Red Flag) L5 — китайский автомобиль стоимостью $760 000
Представительский седан Hongqi (Red Flag) L5 — китайский автомобиль стоимостью $760 000·Фото East News

Неизвестно, удалось ли разработчикам воплотить эти качества в «Кортеже». Автомобили ЕМП «второй очереди», по мнению эксперта, скорее всего, будут конкурировать с такими машинами, как Bentley Bentayga или Cadillac Escalade в сегменте SUV и премиальными немецкими и американскими «фургонами» в сегменте минивэнов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+