К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Корпоративный дракон. Может ли у компании быть сразу три гендиректора

Фото Getty Images
Фото Getty Images
У крупного американского производителя муки King Arthur Flour сразу три CEO, но компании это не вредит и даже помогает

Ральф Карлтон, один из трех генеральных директоров известного американского производителя муки King Arthur Flour, облокотился о стену скудно обставленного офиса в штаб-квартире компании в Норвиче, штат Вермонт. В этом офисе он работает вместе с двумя другими CEO компании, Сьюзан МакДауэлл и Карен Кольберг. «Когда мы вместе, мы действительно вместе», — с ухмылкой отмечает 63-летний бизнесмен.

«У меня на самом деле не хватает квалификации для того, чтобы вести бизнес в одиночку. Я действительно верю, что делаю Ральфа и Карен лучше», — заявила 56-летняя Сьюзан МакДауэлл, еще один генеральный директор King Arthur Flour, прежде чем осознать, что она не так выразилась: «Я помогаю им! Я не делаю их лучше, я помогаю им быть лучшими версиями самих себя».

«Работать с двумя людьми, с которыми можно вести себя открыто, — это невероятный опыт, — добавила 54-летняя Карен Кольберг. — Есть такое выражение: «На вершине всегда одиноко». Я считаю, что в нем есть какой-то смысл».

 

В деловом мире принято считать, что возглавлять компанию должен лишь один человек. Переворот, который устроил бывший CEO финансового конгломерата Citigroup Сэнди Вейл, чтобы сместить с должности второго генерального директора Джона Рида, — это лишь один из примеров того, почему совместное руководство не всегда можно назвать удачной идеей. Но триумвират — это неотъемлемая часть успеха американского производителя муки King Arthur Flour. В течение пяти лет совместного руководства компанией Ральфу Карлтону, Сьюзан МакДауэлл и Карен Кольберг всегда удавалось достичь соглашения. При этом они ни разу не проводили голосование по тому или иному вопросу.

Вероломство и плетение интриг в борьбе за власть — это не их стиль. «Это вовсе не похоже на наши методы работы, — заявил Ральф Карлтон. — Наш стиль работы — это партнерство. Мы не можем позволить себе ссориться из-за каких-то пустяков».

 

Компания King Arthur Flour поставляет двухкилограммовые пачки универсальной и высокобелковой муки в продуктовые магазины по всей стране. Это непростой бизнес, который не приносит высокую прибыль. Дело в том, что в течение последних пяти лет мировые цены на пшеницу ежегодно падали почти на 7%. Кроме того, американцы перестали употреблять глютеносодержащие продукты и перешли на альтернативную муку и на различные беззерновые диеты. На американском рынке производства муки, объем которого оценивается в $10 млрд, компания King Arthur Flour вынуждена бороться со множеством конкурентов, например, с гигантами пищевой промышленности вроде General Mills. Три генеральных директора компании King Arthur Flour постоянно сталкиваются с непростым выбором: продолжить делать то, чем они занимались раньше, рискуя однажды остаться не у дел, или же провести диверсификацию активов за счет различных приобретений, как это много лет назад сделал тот самый король Артур, имя которого носит компания. В то же время, действуя так, они рискуют потерять все.

Под руководством трех генеральных директоров компания King Arthur Flour ежегодно демонстрирует стабильный рост. Так, например, в 2018 году прибыль производителя муки составила $150 млн. В отличие от конкурентов, компания King Arthur Flour использует только натуральные пищевые добавки и не отбеливает муку с помощью бромата калия (это химическое вещество улучшает хлебопекарные свойства муки, но считается канцерогеном). Компания напрямую работает с мельницами, чтобы содержание белка в муке King Arthur Flour отклонялось от нормы лишь на 0,2%. По словам Ральфа Карлтона, у конкурентов отклонение от нормы содержания белка в муке может доходить до 2%. Эта разница может показаться незначительной, но именно эти несколько десятых процента отделяют мягкую муку (10%) от жесткой муки (13%). Если бы содержание белка в муке оказалось бы гораздо выше или ниже заявленного, это была бы настоящая катастрофа для любой булочной. Благодаря этому компания King Arthur Flour продает муку по гораздо более высоким ценам: двухкилограммовая пачка их универсальной муки стоит примерно на 25% дороже, чем мешок муки марки Gold Medal от General Mills того же размера.

Семейное дело с XVIII века

На протяжении 200 лет компания King Arthur Flour была семейным делом. В XVIII веке компания импортировала муку из Англии. А затем уже под руководством семьи Сэндс, которая владела и управляла ей в течение пяти поколений, в компании начали самостоятельно производить муку. Фрэнк Сэндс, последний представитель династии, стал главой King Arthur Flour в 1963 году — после того, как окончил Гарвардскую школу бизнеса. По данным журнала Inc., он расширил свой небольшой (но прибыльный) бизнес и с увеличил оборот компании с $3 млн до $45 млн в год. Однако он также начал закупать оборудование по производству сиропов, топпингов, кондитерских начинок и множества других сладких ингредиентов. Это была ужасная ошибка, в результате которой к концу 1970-х годов компания стала приносить только убытки.

 

Когда над King Arthur Flour нависла тень банкротства, в компании решили отказаться от старой семейной модели корпоративного управления и нанять нового генерального директора, а затем и вовсе назначить сразу трех CEO.

В 1999 году компанию возглавил Стив Войг, который стал первым генеральным директором компании не из династии Сэндс и занимал эту должность в течение 15 лет. Когда он ушел в отставку, совет директоров обратился к Ральфу Карлтону, Сьюзан МакДауэлл, Карен Кольберг и Майку Биттелю, которые занимались стратегией King Arthur Flour, и предложил им совместно руководить компанией. Майк Биттель, который работал дистанционно, ушел через полгода, но остальные трое остались. Это был логичный шаг для компании, акции которой с 2004 года принадлежат уже не семье Сэндс, а самим сотрудникам King Arthur Flour. Несмотря на то что семья Сэндс полностью вышла из компании, King Arthur Flour продолжает работать как настоящий семейный бизнес.

«Кажется, что это достаточно резкий переход. Однако нужно понимать, что высшее руководство компании — это сплоченная команда. Можно по пальцам пересчитать важные решения, которые я принял без их участия», — заявил бывший CEO компании Стив Войг.

Триумвират

Среди трех генеральных директоров King Arthur Flour можно в первую очередь выделить Сьюзан МакДауэлл, которая проработала в компании дольше всех. Она также возглавляет отдел кадров и считается хранителем корпоративной культуры. Почти за 19 лет работы в King Arthur Flour МакДауэлл увеличила продолжительность отпуска и количество волонтерских часов, упорно работала над повышением стартовой заработной платы и наладила партнерство с близлежащими фермами, чтобы у сотрудников компании был доступ к натуральным продуктам по сниженным ценам. За эти усилия Стив Войг «возвел ее в рыцари». Теперь Сьюзан МакДауэлл — «сюзерен Сьюзан, сочувствующая людям государыня и хранительница души королевства».

Ральф Карлтон работает в King Arthur Flour меньше всех. Он стал финансовым директором компании в последний год работы Стива Войга. Ранее Карлтон работал на Уолл-стрит, в банке Goldman Sachs и в компании Coca Cola. «Сейчас все считают, что эти компании — зло, но раньше это было не так», — шутит бизнесмен. У него также есть опыт управления региональными отделами продаж и опыт работы с фермерами и мельницами по всей стране.

 

Карен Кольберг, третий генеральный директор компании, работает в King Arthur Flour с 2005 года. Раньше она была главой отдела продаж в Gap. Карен Кольберг отвечает за модернизацию компании. Так, например, она запустила активную кампанию в социальных сетях и занялась продвижением продуктов King Arthur Flour. Для удовлетворения изменчивого спроса потребителей Карен Кольберг запустила разработку альтернативных мучных смесей, в том числе и муки без глютена, которую тестировали более 600 раз, а также новой смеси для выпечки палео из измельченного миндаля, кокоса и корня маниоки. Она также управляет страницей компании King Arthur Flour в Instagram, на которую подписано 340 000 человек (в то же время на страницу основного конкурента компании, марки Gold Medal, подписано 3000 человек).

Профиль компании в Instagram можно сравнить с любым профессиональным блогом о еде. Там ежедневно публикуют фотографии круассанов, бейглов с разной начинкой, тортов и печенья бискотти. Ее следующее задание: изменить дизайн логотипа компании, на котором изображен рыцарь на лошади. «За последние шесть-семь лет мы кардинально изменили маркетинг. Теперь мы производим не только муку», — заявила Карен Кольберг.

Совместное руководство — опасная затея для любой компании. Оно может дать членам совета директоров возможность устроить проверку потенциальных кандидатов на пост CEO или плавно передать бразды правления от предыдущего генерального директора. Но если не провести четкие границы, пирамида управления может быстро развалиться.

«Тот факт, что все руководители занимают одну и ту же должность, может привести к недоразумениям и возникновению потенциально опасных ситуаций, — отмечает профессор Гарвардской школы бизнеса Розабет Мосс Кантер. — Такая модель управления может хорошо сработать в какой-нибудь компании с сильными корпоративными ценностями в том случае, если у директоров крепкие рабочие отношения, они могут буквально заканчивать фразы друг за другом». Нынешнее руководство King Arthur Flour всегда работало в таком стиле, и на данный момент совместное руководство, похоже, идет только на пользу компании.

 

«У нас налажена обратная связь. Это как посовещаться с другом или с партнером», — добавил Карлтон. «Это как брак», — отметила Карен Кольберг под смех других директоров King Arthur Flour.

Перевод Полины Шеноевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+