К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как чебоксарец с друзьями создал самый дорогой образовательный стартап в России

Фото Арсения Несходимова для Forbes
Фото Арсения Несходимова для Forbes
Всего несколько лет назад офис компании Skyeng был в съемной квартире в Долгопрудном, а несколько сотрудников компании – друзья по МФТИ – ели лапшу быстрого приготовления, чтобы сэкономить. Сегодня компания оценивается в $100 млн. Как «физтехи» добились успеха так быстро и куда хотят двигаться теперь?

В тесной комнате общежития №6 в Долгопрудном пятикурсники МФТИ Георгий Соловьев и Денис Сметнев мечтали о технологической революции на рынке образовательных услуг. После учебы к ним заглядывали университетские приятели Харитон Матвеев и Андрей Яунзем, и вместе они разрабатывали сервис дистанционного обучения английскому языку. Эта комнатка стала первым офисом онлайн-школы Skyeng.

Нынешняя штаб-квартира компании находится в центре Москвы у метро «Таганская». Она выполнена в духе стартапов Кремниевой долины: там есть собственная кухня, тренажерный зал, лаунж-зона с мягкими подушками и другие офисные «плюшки». В 2018 году по результатам сделки с инвестфондом Baring Vostok Skyeng был оценен в рекордные для российского рынка образовательных технологий $100 млн.

Начальная школа

Чебоксарец Георгий Соловьев в 2007 году поступил на факультет общей и прикладной физики МФТИ без экзаменов — по итогам Всероссийской олимпиады школьников по физике. После первого курса хотел пройти международную стажировку в Германии, но его не взяли: он слабо владел английским. Все летние каникулы дома, в Чувашии, он занимался языком с репетитором. Это было в несколько раз дешевле, чем в Москве, поэтому, вернувшись в столицу, Соловьев продолжил занятия по скайпу. Тогда ему пришла идея о Skype-школе английского языка.

 

На российском рынке уже работали десятки агрегаторов, самые крупные из них — English-and-Skype и «Инглекс». Традиционная модель бизнеса, которую Соловьев и его друзья сначала тоже взяли на вооружение, была нехитрой: создавали сайт, клиентов привлекали через контекстную рекламу в интернете, а преподавателей находили через сайты по поиску работы. Первые полтора года они тратили на проект собственные накопления и $30 000, которые выделил управляющий партнер британского хедж-фонда Man GLG Эркин Адылов в обмен на 10% компании.

Учась на четвертом курсе, Соловьев подрабатывал в Man GLG, а Адылов был его руководителем. Новый офис — съемная квартира в Долгопрудном, которую фаундеры арендовали через пять месяцев после запуска онлайн-школы у своего преподавателя по физике «за копейки», — произвел на инвестора большое впечатление. В целях экономии ребята ели лапшу быстрого приготовления, спали в тесной комнате на неудобных кушетках.

 

Помимо инвестиций, бизнес-ангел дал ребятам немного денег, чтобы они привели «себя в порядок»: сняли новое жилье и офис, купили одежду и компьютеры, а также сходили на курсы по менеджменту и личностному росту. Инвестор был убежден: они не смогут построить большую компанию, если у них не будет понимания, что такое «хороший уровень жизни».

Своя коробка

Вскоре после запуска проекта «физтехи» замахнулись на большее — с помощью технологий стандартизировать онлайн-обучение. Такое видение продукта опережало технологические возможности рынка, объясняет инвестиционный директор международного венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов: технологии в обучении даже больше важны, чем носитель знаний, главная задача которого — поддерживать психологический контакт с учеником.

Для начала решили разработать CRM-систему для Skype-школы, чтобы контролировать взаимодействие ученика и учителя: подходят ли они друг другу, есть ли прогресс в обучении, сколько уроков проведено и т. д. «Мы хотели не только управлять уроком при помощи CRM, но и разработать свой обучающий контент и методологию», — объясняет Соловьев. Преподавателю во время урока каждый раз вручную приходилось передавать ученику ссылки на учебник, видео- и аудиоматериалы, тренажеры. Было бы удобнее объединить это на одной площадке, которая подбирала бы материал, опираясь на уровень знания языка клиента, и проверяла бы домашнее задание автоматически.

 

Но от идеи стандартизировать уроки на базе Skype пришлось отказаться из-за ограниченных технических возможностей сервиса, и ребята начали разрабатывать свою интерактивную платформу для дистанционных занятий Vimbox. К середине 2013-го у компании было 40 учителей и несколько сотен учеников, всего провели около 10 000 уроков. На этом этапе в стартап поверил еще один инвестор — Александр Ларьяновский, директор по международному развитию «Яндекса». Он вложил в Skyeng $300 000, а в начале 2014-го, когда компания запустила собственную платформу, ушел с должности и стал управляющим партнером молодой онлайн-школы.

Оборот Skyeng в 2014-м достиг 66 млн рублей. Но видеосвязь на интерактивной платформе удалось наладить лишь два года спустя, а до этого полноценно на площадке онлайн-школы занималось лишь 50% учеников. Для остальных видеоуроки велись по скайпу: ученик созванивался с репетитором, тот скидывал ему ссылку на интерактивный учебник Vimbox и проводил урок. Также вышло мобильное приложение, сервис для изучения языка по субтитрам к сериалам.

Корпоративный словарь

В 2015-м Skyeng получила первый большой корпоративный заказ — разработать персональный курс обучения для сотрудников одной крупной компании, чье название команда не раскрывает. Заказчики поставили предпринимателям «нереальную» задачу: создать интерфейс, в котором HR-специалисты компании в любой момент могли бы отследить, кто из сотрудников и сколько уроков прошел, какой у кого прогресс в обучении и т. д. На разработку у команды ушло полгода. До этого статистика работала в ручном режиме и была доступна только сотрудникам онлайн-школы.

Контракт был заключен на три года, по его условиям, каждый год сервис должен принять и обучить по 100 человек. «Это был настоящий вызов для нас, — вспоминает Георгий Соловьев. — 100 учеников могли прийти учиться на площадку в течение месяца, а тут все 100 разом».

Этот заказ увеличил выручку стартапа на 15%. В конце 2015-го проект вышел на точку безубыточности. На тот момент у сервиса было 3000 учеников и 250 преподавателей, а на Vimbox было проведено 215 000 уроков. Год спустя на собственной платформе Skyeng занимались уже все ученики.

 

Корпоративные клиенты обращались в школу и ранее, но с мелкими заказами — обучить двух-трех специалистов. Прощупав новую нишу, предприниматели стали разрабатывать персонализированные курсы для B2B-сегмента. С помощью искусственного интеллекта они изучают рабочие мессенджеры и почту клиента, составляют «словарь корпоративной лексики» и включают его в обучающий курс. На развитие корпоративного направления Skyeng потратила $500 000. Сегодня у школы более 500 корпоративных клиентов, на них приходится 30% выручки. «Это направление стало определяющим для развития компании», — рассказывает Соловьев.

Георгий Соловьев
Георгий Соловьев·Арсений Несходимов для Forbes

Умные деньги

Вслед за Ларьяновским в качестве ментора привлекли старшего вице-президента Тинькофф Банка Артема Яманова, дав ему долю в бизнесе (подробности не раскрываются). Именно Яманов убедил Baring Vostok присмотреться к молодым, но перспективным бизнесменам. К тому моменту основатели Skyeng больше года уговаривали Baring Vostok инвестировать в их проект.

Стартапу нужны были, как говорит Соловьев, smart money: «Мы искали инвесторов, чей опыт, знания и деловые связи смогут помочь нам в долгосрочной перспективе». Обив пороги трех десятков инвестиционных компаний, партнеры составили список наиболее привлекательных инвесторов. На первом месте оказался Baring Vostok, который вложился в «Яндекс», Ozon.ru, Ivi.ru. Но фонду стартап был совершенно неинтересен, признается Соловьев: Baring не вкладывается в венчурные истории, которые еще должны проверить свою бизнес-модель, а инвестирует в компании с потенциалом выхода на IPO.

Физики брали Baring измором. Каждый квартал отправляли отчет о проделанной работе, чтобы показать, как растет бизнес. Просили профессионального совета, а после рассказывали, как он помог им решить задачу. «Нужно заставить инвесторов думать о вас — им нравится, что их идеи реализовываются», — советует стартапер. Переговоры с Baring Vostok начались в середине 2017 года. Основным требованием инвестфонда было создание новых вертикалей бизнеса. Основатели Skyeng и сами понимали, что надо расширяться. Онлайн-обучение иностранным языкам — очень маленький рынок, всего 6 млрд рублей в год, отмечает гендиректор edtech-акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина. «Еще несколько лет, и мы бы уперлись в потолок роста», — говорит Соловьев.

 

Развивать лишь одно направление невыгодно, инвесторам интересны компании с наибольшим рыночным потенциалом, считает Максим Спиридонов, сооснователь и гендиректор образовательного холдинга «Нетология-групп» (40% этой компании в августе 2017-го приобрела «Севергрупп», подконтрольная миллиардеру Алексею Мордашову). Чтобы стартапу вырасти, разумно было бы создавать новые продукты (математика, русский язык и др.), подтверждает Константин Виноградов из Runa Capital, или инвестировать в смежные ниши — адаптировать существующие продукты под новую аудиторию: детей, другие страны. Российский рынок онлайн-образования в целом Царевская-Дякина оценивает примерно в 55 млрд рублей.

Язык жестов

Развивать новое направление — английский для детей от 7 до 17 лет — стали незадолго до подписания сделки с Baring. На платформе не было уроков для молодой аудитории, но лояльные сервису родители покупали курсы для своих отпрысков. Из 100 000 учеников около 1,5% были дети. Их приводили родители, а они — своих одноклассников, рассказывает Соловьев.

На платформу Vimbox добавили функции геймификации и разработали детский контент. Например, учитель может вести уроки в виртуальных масках героев мультфильмов и кино, чтобы разговорить робкого ребенка. Разработали и ряд игровых механик для мобильного приложения. Например, чтобы выполнить задание найти table, ребенок должен навести камеру телефона на нужный предмет, и система распознавания его идентифицирует. Пришлось переобучать преподавательский состав. «Нужно быть полу-артистом — каждое слово, сказанное на английском, дублировать жестами», — объясняет Соловьев. Эту методику стартаперы подглядели у китайских и американских сервисов обучения иностранному языку.

Образовательно-развлекательный формат и активный преподаватель — ключевые факторы успешного развития детского сегмента, считает сооснователь и генеральный директор EnglishDom Максим Сундалов. Делать продукт для молодой аудитории все-таки сложнее, резюмирует он: «Нужно заинтересовать сразу две аудитории. Детям должно быть интересно и полезно, а взрослые хотят понимать процесс и видеть результат».

 

К концу 2017-го аудитория детского направления Skyeng выросла до 5%. После сделки с Baring Vostok в январе 2018-го начали осваивать новые каналы продвижения. Провели Всероссийскую олимпиаду по английскому языку совместно с Московским государственным педагогическим университетом. В онлайн-соревновании участвовали 130 000 школьников, из них 3500 прошли в очный тур, 17 победителей получили возможность поступить в вуз без экзаменов, а 73 призерам автоматом начислили 100 баллов за ЕГЭ по английскому.

К запуску готовится курс английского для детей от трех до семи лет. Занятия будут проходить в детских садах: урок, который ведет преподаватель онлайн-школы, транслируется на проекторе, а воспитатель следит за тем, чтобы «малышня не уснула и не разбежалась». Удержать внимание маленьких детей гораздо сложнее, объясняют в Skyeng, поэтому пришлось смешать форматы обучения. На данный момент сервис в тестовом режиме подключил уже 10 детских садов.

Электронная тетрадь

В августе 2019-го открылась новая «вертикаль» — онлайн-школа по математике для учеников 2–11-х классов. Прежде чем начать массово привлекать клиентов, продукт год тестировали несколько сотен учеников. Уроки, как и в английском, проходят с преподавателем на интерактивной платформе, но для занятий ученику вместо тетради нужен графический планшет — в нем он выстраивает графики, решает уравнения и т. д. Первую партию планшетов, около 500, выпустили на контрактном производстве в Китае. Производство одного стоит $70. Для клиента, который купил годовой или полугодовой курс, планшет будет бесплатным. Для других устройство обойдется в $100. Со временем основатели надеются снизить себестоимость планшетов до $50. Пока не доставили планшет, ученик может решать задачи на листке и отправлять фото преподавателю, но заниматься математикой устно, убежден Соловьев, это «какое-то извращение».

Молодые бизнесмены мечтали сделать сервис дистанционного обучения по математике еще в 2012 году, но тогда это было технически сложно и дорого: камеры на телефоне работали плохо, а один графический планшет стоил более $2000. В продвижение курса математики среди школьников использовали уже собственную онлайн-олимпиаду «Навыки XXI века», которая прошла по трем предметам: английскому языку, информатике и математике. В ней приняли участие школьники из 85 регионов России и 167 регионов по всему миру.

 

С августа по декабрь 2019-го сервисом воспользовалось 5000 человек. На I квартал 2020-го предприниматели заказали 10 000 планшетов. На российском рынке уже работает несколько сервисов, которые обучают математике онлайн. Среди них онлайн-школа «Фоксфорд», где есть групповые вебинары и занятия с репетитором на собственной интерактивной платформе. Во время урока преподаватель и ученик могут решать математические задачи в интерактивной доске с помощью компьютерной мышки. В Мaximum Education есть групповые вебинары и индивидуальные уроки с репетитором, которые проходят онлайн. Также сервис предлагает смешенный формат: часть занятий проходят удаленно и в офлайн-классах. А «Учи.ру» обучает математике на своей онлайн-платформе, но без участия преподавателя.

Наталья Царевская-Дякина, ссылаясь на темпы роста компании, оценивает выручку онлайн-школы в 1,5 млрд рублей за прошлый год. «Им удалось вывести на рынок образовательных технологий такой формат взаимодействия «ученик — учитель», который компания может повторить бесконечное число раз в разных вертикалях», — прогнозирует она. Основателю Skyeng было важно выйти за рамки онлайн-школы английского языка. В этом году это удалось, утверждает Соловьев: «С помощью наших технологий мы можем стать мультихолдингом».

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости