«Внешне — эльф, внутри — несгибаемый воин»: как 18-летняя Алина Загитова заработала за год больше $1 млн

Фото Joosep Martinson / International Skating Union via Getty Images
В декабре 2019-го Алина Загитова объявила о приостановке спортивной карьеры, но продолжает тренироваться и, возможно, вернется к соревнованиям уже в сезоне 2020/21 Фото Joosep Martinson / International Skating Union via Getty Images
Фигуристка Алина Загитова — самая юная участница звездного рейтинга Forbes «40 до 40». За минувший год 18-летняя спортсменка заработала $1,1 млн. Как она монетизирует свою популярность?

Второй год подряд в рейтинг самых успешных звезд по версии Forbes попала фигуристка Алина Загитова. Девочка, которая встала на коньки в четыре года в Альметьевске и семь раз бросала фигурное катание, в 13 лет перебралась в Москву в группу Этери Тутберидзе, а в 15 — выиграла Олимпиаду.

Алина стала чемпионкой в Пхенчхане, где из-за допинг-санкций выступала не сборная России, а команда OAR (Olympic Athletes from Russia), и где ждали победы от другой российской спортсменки — Евгении Медведевой. Эти обстоятельства добавили победе Загитовой драматизма и повысили уровень медиашума вокруг нее. Через год, на финише сложного сезона 2018/2019, Алина выиграла чемпионат мира, собрав полную коллекцию трофеев фигурного катания, а в декабре 2019-го объявила, что приостанавливает спортивную карьеру. С тех пор Загитова не принимала участия в соревнованиях, но это не помешало ей оказаться в числе 40 самых успешных звезд шоу-бизнеса и спорта моложе 40 лет. 31-е место в рейтинге Forbes спортсменке обеспечили высокие показатели популярности (топ-25 по числу запросов в Яндексе и Google, 6-я по упоминаемости в СМИ с мая 2019-го по май 2020-го) и доход $1,1 млн, что большая редкость и для фигурного катания.

«История Алины Загитовой — это уникальная концентрация успеха в короткий период времени и необыкновенный драматизм, причем связанный не только со спортом, — объясняет феномен Загитовой Наринэ Каприэлян, старший вице-президент коммуникационного агентства PRP. — В три года ее взрослой карьеры вместилось несколько сюжетов, которые потребовали от Алины не только дисциплины и мастерства, но мужества и силы духа». К примеру, о соревновательной паузе 17-летняя фигуристка объявляла в прямом эфире «Первого» канала, а в финале Гран-при 2019 лично извинялась перед публикой, что не сможет принять участие в показательных выступлениях. «Три года Загитовой в большом спорте превратились в мощную, искреннюю историю, — добавляет Каприэлян. — Особенно важно, что она не выглядит искусственно сконструированным героем. У Алины сложный образ: внешне она эльф, а внутри — несгибаемый воин. Компании всегда привлекают такие сильные личности с историей. Бренды хотят транслировать свои ценности и очень ценят, когда могут передать свой нарратив через человека, звезду спорта или шоу-бизнеса». Forbes разобрался, сколько Алина Загитова зарабатывает в фигурном катании и как монетизирует свою популярность вне соревновательной жизни.

Трудовые будни

Фигурное катание не самый щедрый к атлетам вид спорта. И дело даже не в размере призовых (максимум — $64 000 за победу на чемпионате мира, в финале Гран-при — $25 000), а в структуре календаря и особенностях отбора на главные старты. Если во многих других зимних видах спорта коммерческие соревнования проводятся регулярно (раз в 1-2 недели) с осени по весну, то фигурист может рассчитывать только на три турнира в первой половине сезона (2 этапа Гран-при плюс, возможно, финал — для шести лучших в каждой дисциплине), а чтобы принять участие в чемпионатах Европы и мира, нужно попасть в квоту (2-3 спортсмена/пары) от страны. Есть еще скромная серия Challengers, но там гонорары совсем низкие ($4000 за победу) и выплачиваются только по итогам сезона.

Максимальная сумма, которую фигурист может заработать за соревновательный сезон, — $146 000. В 2019-м Загитова стала второй и третьей на двух этапах Гран-при, а в финале заняла шестое место. Эти результаты принесли ей $25 000. Лидер сезона — Алена Косторная — заработала $82 000.

Для сравнения: победитель общего зачета Кубка мира 2019/20 по лыжным гонкам Александр Большунов получил €177 750, а лидер горнолыжного Кубка мира Микаэла Шифрин — больше $413 000, хотя из-за пандемии несколько этапов были отменены.

Однако в России спортсмен сборной может рассчитывать не только на призовые, но и на зарплату — от Минспорта, региона и спортивного общества, которое представляет. Фигуристка Бетина Попова рассказывала Forbes, что минимальная ставка члена сборной составляет 20 000 рублей в месяц, но за звания и титулы полагаются надбавки. Кроме того, Загитова как олимпийская чемпионка получает президентскую стипендию — с 2019 года она составляет 52 000 рублей в месяц.

Шоу продолжается

Важным источником дохода для топ-фигуристов являются ледовые шоу. В нулевых звезды после сезона отправлялись в тур по Штатам, собирая полные залы по всей стране, но сейчас в Америке серьезный спад популярности фигурного катания. «Американскому рынку не интересны фигуристы, — говорит спортивный агент Мария Шашина. — Многократный чемпион США Нэйтан Чен делает на льду удивительные вещи, но популярен у себя в стране примерно так же, как в России — хороший регбист».

В 2010-х главными странами на карте фигурного катания стали Япония и Россия. Интерес японцев вырос благодаря суперзвезде Юдзуру Ханю, который выиграл две олимпиады подряд. Популярности фигурного катания в России способствовали и спортивные успехи (например, 5 медалей в Сочи-2014), и ледовые телешоу, и исторический опыт. «Во времена СССР на центральном ТВ транслировали много фигурного катания, — объясняет Шашина. — Публика была приучена регулярно получать информацию об этом виде спорта. Люди, выросшие с фигурным катанием в телевизоре, теперь заполняют трибуны и приводят на соревнования и в секции своих детей и внуков».

Исследование платформы Sport Sensus подтверждает эти наблюдения: в 2018-м фигурное катание вошло в топ-3 самых интересных для россиян видов спорта, после хоккея и футбола. Неудивительно, что с каждым годом в России становится все больше ледовых шоу, а для участия в них привлекаются уже не только бывшие, но и действующие фигуристы. Свои проекты есть у Ильи Авербуха, Татьяны Навки, Евгения Плющенко. В 2019-м собственное шоу появилось у Этери Тутберидзе.

Зимой 2019/20 Загитова, взяв паузу в карьере, стала исполнительницей главной роли в новом ледовом спектакле Татьяны Навки «Спящая красавица. Легенда двух королевств». Гонорар спортсменки за 22 выступления, которые с аншлагами прошли в «Мегаспорте», составил 8,06 млн рублей. В феврале 2020-го Алина была хедлайнером двух шоу в Доброграде («частный город» во Владимирской области, проект бизнесмена Владимира Седова), что, по оценкам экспертов, могло обойтись организаторам в 1 млн рублей.

Еще больше спортсменка может заработать, выступая в Японии (шоу Fantasy on Ice, Dreams on Ice, The Ice и др.) или Швейцарии (Art on Ice). «В японских шоу самые щедрые гонорары, — говорит Шашина. — При этом приглашение в Японию — это определенный статус для спортсмена. Местная публика далеко не всех любит смотреть, она очень избирательна».

Базовую ставку оплаты фигуриста определяют его титулы, но финальная сумма зависит от текущей популярности спортсмена. Загитова — действующая олимпийская чемпионка и чемпионка мира, ее обожают в Японии, поэтому гонорар Алины стартует с $10 000 за выступление. В сезоне 2019/2020 она откатала около 20 шоу за рубежом, а в апреле 2020-го должна была стать участницей пяти шоу Тутберидзе в российских городах, но из-за карантина гастроли были отменены.

 

Фигуристы Алина Загитова и Петр Чернышев во время премьерного показа ледового мюзикла «Спящая красавица. Легенда двух королевств»
Фигуристы Алина Загитова и Петр Чернышев во время премьерного показа ледового мюзикла «Спящая красавица. Легенда двух королевств»

Рекламная пауза

Яркая победа на Олимпиаде превратила Загитову в мировую звезду фигурного катания, а взвинченное СМИ «противостояние» с Медведевой повысило градус внимания к спортсменке, особенно в России. Алина стала ньюсмейкером, причем не только в спортивном контексте. «Спектр информационных поводов, благодаря которым она появляется в новостях, очень широк, — говорит Каприэлян. — Да Алина сама уже информационный повод».

Юную, красивую, популярную и успешную спортсменку, конечно, заметили бренды. Летом 2018-го Загитова стала глобальным послом косметической марки Shiseido. Под руководством Масахико Уотани, ставшего президентом в 2014-м, компания активно перестраивалась и искала способы продвижения бренда в фигурном катании, где уже присутствовал один из основных конкурентов Shiseido на японском рынке — корпорация KOSÉ. Юная фигуристка, победившая на Играх в балетной пачке красного цвета — фирменного для Shiseido, стала идеальным решением задачи.

Поначалу сотрудничество Загитовой и производителя косметики ограничивалось посещением мероприятий и совместной разработкой образов для программ, а в июле 2020-го Алина стала участницей новой промокампании бренда — вместе с японской актрисой Бибари Маэда, китайским актером Хуан Сюанем и американской моделью Лорен Вассер.

В феврале 2019-го о долгосрочном глобальном партнерстве с Загитовой объявила Puma. Кандидатуру Алины начали обсуждать в компании сразу после Пхенчхана-2018, но на согласование контракта потребовалось время. «Да, Puma не производит коньки, но в России зимний вид спорта, а особенно фигурное катание — это топ по уровню интереса, — объясняет выбор Валерия Ананич, PR и маркетинг-менеджер направления RTF & Basketball, PUMA Россия. — У нас были и другие варианты, но в случае с Загитовой ценности бренда абсолютно совпали с имиджем амбассадора. Алина уверена в себе, открытая, умная, веселая, из нее идет суперпозитивный вайб. Она действительно superpumawoman». Кроме того, оказалось, что у фигурного катания в России очень подходящая бренду аудитория. «Для нас стало открытием, что помимо возрастных людей, фигурное катание смотрят как раз те, кто нам нужен, — девчонки и мальчишки с 10 до 16 лет. Младшие родственники той самой возрастной аудитории», — говорит Ананич. И юный возраст Алины — на момент подписания соглашения ей было 16 — представителей Puma не смутил. Наоборот: «Она растет вместе с нами, и ее аудитория — тоже», — резюмирует Ананич.

Молодость чемпионов — важное маркетинговое преимущество фигурного катания по сравнению с другими видами спорта, считает Наринэ Каприэлян. «Звездами становятся совсем юные спортсмены, — говорит она. — Это уже дети XXI века, поколение Z. А для брендов, которые ориентированы на данный сегмент аудитории, в мире не так много селебрити, которых можно было бы задействовать в кампании. Ну, пожалуй, кроме блогеров. В большинстве видов спорта крайне мало значимых героев с настоящей мощной историей, спортивными достижениями и сложившейся международной репутацией, которые резонировали бы с потребителями подросткового возраста. В этом смысле у фигурного катания есть потенциал для роста стоимости рекламных контрактов».

Официально озвучивать суммы партнерских соглашений в спорте не принято, но несколько экспертов, опрошенных Forbes, оценили годовой контракт с атлетом уровня Загитовой в диапазоне от $100 000 до $200 000 — в зависимости от географии и количества используемых рекламных носителей.

Кроме Puma и Shiseido, в спонсорском портфолио Загитовой есть сделка с японским производителем матрасов Airweave (летом 2019-го продлили на год), промоакции с Aqua Minerale, «Сбербанком» и «Аэрофлотом». Рекламное агентство Cyber Media, которое ведет маркетинговые контракты Загитовой, получает массу предложений от самых разных компаний. Букмекеры, ювелирные бренды, производители товаров повседневного спроса — многие хотят заполучить Алину, но ее команда тщательно выбирает партнеров, ведь медиаактивности (съемки, интервью и пр.) приходится встраивать в плотный график ежедневных тренировок.

Решение Загитовой сделать паузу в соревновательной практике насторожило компании — в контрактах со спортсменами, как правило, предусмотрен пункт о расторжении в случае окончания профессиональной карьеры. «Конечно, мы не обрадовались объявлению Алины, — рассказывает Ананич. — Но мы верим, что у нее многое еще впереди. Да, ее появление на соревнованиях — это большой PR для бренда. Когда Загитова выиграла чемпионат мира — 2019, мы перевыполнили наши внутренние KPI в 1000 раз. Но нам удалось построить работу с атлетом так, что за время сотрудничества не было ни одного месяца, когда мы не превысили KPI по медиаотдаче. У Алины огромное количество фанатов в соцсетях. Неважно, что она делает, это очень быстро разбирается по крупицам, причем не только в спортивных СМИ».

В уникальной популярности Загитовой, позитивной и выходящей за пределы спорта, эксперты видят маркетинговый потенциал спортсменки. «У Алины невероятная сила внутри и при этом она чудеснейший, волшебный ребенок, — говорит Шашина. — Она настолько милая, воспитанная, красивая, настолько девочка. Душевная теплота и невероятный характер — вместе это особенно цепляет». И зрителей, и рекламодателей, и даже политиков. Так, Загитова несколько раз встречалась с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. «Сейчас происходит накопление репутационного капитала Алины, — говорит Каприэлян. — И у нее есть все шансы увеличить маркетинговый доход даже без прямой корреляции со спортивными результатами».  

Дополнительные материалы

Крид, Загитова, Элджей: самые молодые российские звезды в рейтинге Forbes