Остывшие печи острова Мурано: почему пандемия может уничтожить ремесло венецианских стеклодувов

Фото  Simone Padovani / Awakening / Getty Images
Фото Simone Padovani / Awakening / Getty Images
Несмотря на то, что стеклодувам с венецианского острова Мурано разрешили возобновить производство после карантина, их печи остались холодными. Высокие расходы на налаживание работы после простоя, санитарные ограничения и отсутствие туристов могут добить ремесло, которое еще до пандемии несло потери из-за потока китайских подделок

Впервые за долгие десятилетия печи для обжига стекла, прежде непрестанно нагонявшие жар в мастерских на острове Мурано, погасли. Из-за коронавируса все предприятия в Италии, не связанные с жизнеобеспечением, были вынуждены закрыться на три месяца. Несмотря на то, что в конце мая власти разрешили возобновить производство, многие исторические печи Мурано так и остались остывшими.

«Разжигание и охлаждение промышленных печей ― очень дорогой и трудоемкий процесс», — объясняет художник-стеклодув Фабиано Амади из мастерской Ars Cenedese. «Внутри печей находятся керамические чаши. Даже если печь охлаждается медленно, поверхность резервуара трескается, и его приходится менять», ― рассказывает он, показывая на лежащие за мастерской ряды отработанных чаш стоимостью тысячи евро.

Но еще больше времени отнимает повторное разжигание. «На разогрев печи из холодного состояния до подходящей для работы со стеклом температуры обычно уходит 10 дней. Стоит этот процесс от €8000 до €10 000 на каждую печь», ― говорит Амади.

«Каждый обязан вернуть долг»: как Армани, Берлускони и другие миллиардеры Италии отреагировали на пандемию

Из-за высоких расходов на повторное разжигание печей многие стекольные мастерские Мурано пока не спешат открываться вновь. «Думаю, сейчас здесь работает около трех мастерских ― достаточный поток заказов есть только у них, ― рассуждает Анджело Фаварон, менеджер по связям с клиентами в Ars Cenedese. ― А мы, пока клиентов мало, работаем по сменам. Я прихожу сюда несколько раз в неделю. Вчера, например, к нам вообще никто не заходил».

Массимилиано, самый молодой мастер на фабрике, говорит, что обычно лето — самая загруженная пора в году. «Летом у нас нет отбоя от туристов, но в этот раз работы совсем немного», — говорит он. Иностранцы понемногу снова приезжают в Мурано, но границы Италии по-прежнему закрыты для многих стран, в том числе для американцев, которые раньше оставляли в стране больше денег, чем все остальные туристы.

Работа стеклодувов осложняется и текущими ограничениями из-за коронавируса. «Нас обязали носить маски и перчатки, но так работать не получится, ― жалуется Амади, ― а еще для выдувания стекла у каждого из нас должен быть собственный мундштук».

Амади поясняет, что мундштуки несовместимы с рабочим процессом: «У нас есть трубки, которые мы передаем друг другу каждые пару секунд, поэтому времени на замену мундштука просто нет». Мастерская сможет возобновить производство только при снятии текущих требований. «Соблюдать эти правила невозможно, так что если власти позволят нам работать, мы только за», ― добавляет мастер.

Simone Padovani / Awakening / Getty Images
Simone Padovani / Awakening / Getty Images

Набережная неисцелимых: как Венеция переживала самое сильное наводнение за 50 лет

Вернуться к производству стеклянных изделий крайне важно не только для отдельных мастерских, но и для всего острова. Джанкарло Синьоретто, мастер из именитой династии стеклодувов, подчеркивает, что стекло ― это источник заработка для всего местного населения: «Изготовление стекла ― это целая промышленная сеть, в которой занят весь остров: от стеклодувов и работников, обслуживающих печи, до упаковщиков и перевозчиков готового товара».

Кроме того, Синьоретто четко осознает значимость стекольного ремесла для острова и в культурном плане: «Наши места славятся традициями стеклообработки уже тысячу лет. Как художник-ремесленник, я не только умею создавать красивые изделия из стекла, но также знаком с историей нашего дела и его важностью для Италии». Известные мастера вроде Синьоретто могут экспериментировать с инновационными покрытиями, стилями и дополнительными материалами, но ядро этого искусства остается неизменным уже несколько веков.

«Самые большие перемены были связаны с переходом от дровяных печей к газовым. В остальном печи остаются такими же, технологии применяются прежние, и даже те инструменты, которыми мы пользуемся, нам передали другие мастера, ушедшие на покой», ― рассказывает Синьоретто.

Тем не менее, при всем уважении к традициям, ― но в то же время надеясь впредь поддерживать умирающее ремесло, а также передавать опыт молодому поколению, ― Синьоретто принял весьма необычное решение: открыл собственную мастерскую, где изготавливает муранское стекло вместе с помощницей Агнезе Тегон. Сейчас она единственная в окрестностях Венеции женщина, работающая с промышленными печами.

Поборники традиций могут принять такую затею в штыки. «Проблема здесь в двух вещах, — объясняет Тегон. — Во-первых, это напряженная работа, для которой лучше подходят мужчины. Еще наше ремесло очень консервативное, и попасть в эту среду чрезвычайно трудно. Для женщины рабочая обстановка здесь не самая приятная».

Молодых специалистов вроде 26-летней Тегон в стеклянной индустрии совсем немного. Массимилиано из Ars Cenedese утверждает, что знает только шестерых или семерых коллег-ровесников.

Simone Padovani / Awakening / Getty Images
Simone Padovani / Awakening / Getty Images

Отсутствие интереса к ремеслу среди молодежи Мурано ― не единственная сложность, с которой столкнулись местные мастера еще до пандемии. Большую угрозу представляет продукция из Китая, которая под видом настоящего муранского стекла продается гораздо дешевле, а это, в свою очередь, усугубляется сокращающимися доходами от туристов. «Постоянно растет разница между расходами тех, кто дает пару евро за китайскую подделку, и теми, кто готов потратиться на оригинал», ― говорит Фаварон.

Два региона Италии выбрали разные способы борьбы с коронавирусом. Одному удалось сдержать эпидемию

Он листает страницы альбома с фотографиями именитых клиентов мастерской, среди которых были в свое время Мишель Обама, Элтон Джон, Дайана Росс и другие VIP-персоны: «Наше искусство достойно того, чтобы его ценили, но клиенты должны быть в состоянии платить, иначе эта экспозиция превратится в музей».

Фаварон, как и жители облюбованной туристами Венеции, надеется, что после карантина посетители у мастерской будут другие: «Было бы здорово, если бы они приезжали к нам и по достоинству могли оценить то, чем мы здесь занимаемся».

Однако Синьоретто считает, что стекольным мастерам пора вслух заявить об упадке ремесла: «Необходимо обратиться в Рим [к правительству], и власти должны за собственные средства обеспечить покупку новых печей и расходных материалов, потому что для нас такие суммы неподъемны». Он хочет от государства конкретной финансовой поддержки в виде оплаты счетов за газ или даже аренду оборудования, ведь обслуживание мастерских может обходиться в сумму до €15 000 ежемесячно. «Нам не нужны обещания как детям на Рождество, нам нужно решение проблемы», ― подчеркивает ремесленник.

Дополнительные материалы

Без нудистов и в масках: как плавают и загорают по всему миру этим летом

Перевод Антона Бундина