К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как магазины и ТЦ готовятся ко второй волне и сколько на это тратят

Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
Проверки ретейлеров и ТЦ силами Роспотребнадзора грозят им крупными штрафами, закрытием, а потом — походами по судам. Как они пытаются этого избежать и сколько на это тратят?

«Без маски вход воспрещен», — крепкие охранники разворачивают посетителей у дверей принадлежащего структурам Михаила Гуцериева ТЦ «Калейдоскоп» на северо-западе Москвы. Посетителям предлагают купить маски где угодно. Прямо в холле перед охранниками расположился лоток с масками, у которого нет отбоя от клиентов.

Вторая волна — реальность: Сергей Собянин настаивает, чтобы 30% сотрудников работали из дома. Мобильные бригады Роспотребнадзора проверяют торговые точки, и если сотрудники работают без масок, то магазин получает предупреждение, штраф, и может быть закрыт. С мая Роспотребнадзор провел в столице 1551 проверку, нарушения установлены на 1215 объектах. По рассмотренным протоколам общая сумма наложенных штрафов составила около 22 млн рублей, всего было закрыто 150 объектов — в основном магазинов, реже — кафе, частных детсадов, салонов красоты.

Только с  25 по 29 сентября прошло 80 проверок в театрах, торговых центрах, магазинах торговых сетей и спортивных объектах. Нарушения зафиксированы на 35 из них: некоторые отделались предупреждениями, например, театр «Сатирикон» и ретейлер «Леруа Мерлен». Другие — магазины сети «Перекресток», «Магнолия», Eurospar и т.д. — были закрыты. За невыполнение предписаний о соблюдении мер безопасности предусмотрена, в том числе, приостановка деятельности на срок до 90 дней, либо штраф до 500 000 рублей. Специалисты столичного управления Роспотребнадзора составляют протоколы и, в случае грубых нарушений, объект временно закрывается, а материалы проверки направляются в суд, который уже и принимает решение о штрафе или приостановке работы. Представитель Роспотребнадзора указал, что срок, на который закрываются торговые точки, устанавливает суд. Чтобы открыться досрочно, нужно, после устранения нарушений, обратиться в суд, который, в свою очередь, обращается в Роспотребнадзор, чтобы тот провел проверку. По результатам проверки суд может сократить сроки приостановки работы учреждения.

 

Как ретейлерам избежать закрытия с последующим хождениям по судам и сколько будут стоить меры предосторожности, разбирался Forbes.

Миллиарды на маски

Обязать посетителей носить маски в магазине ни один ретейлер не вправе. «Контролировать вход в маске жестко не можем, можем только рекомендовать носить маску. Магазин — общественное место и мы не имеем права не пустить человека», — объясняет представитель сети строительных гипермаркетов «Леруа Мерлен». Тем не менее есть разъяснения Роспотребнадзора о том, почему магазин имеет право отказать в обслуживании, но ярых противников масок это не останавливает. «Они вызывают полицию, пишут жалобы в Роспотребнадзор, иногда даже нападают на сотрудников магазина», — продолжает представитель сети.

 

«Леруа Мерлен» — один из крупных ретейлеров, где проводились проверки. В итоге нарушения были найдены в магазине в городе Московский — не обеззараживался воздух, отсутствовал контроль за соблюдением масочно-перчаточного режима, не обрабатывались санитайзерами контактные поверхности и тележки. «Все замечания учтены и доработаны, каких-либо мер в отношении магазина принято не было, он работает в штатном режиме», — заверяет пресс-служба «Леруа Мерлен». С марта по сентябрь ретейлер потратил на средства индивидуальной защиты около 2,3 млрд рублей, закупив, в частности, 3 млн масок.

На прошлой неделе московские власти сообщали о найденных нарушениях в магазинах сетей «Пятерочка», Eurospar, а также в ЦУМе, где не соблюдались масочный режим и социальная дистанция. В пресс-службе X5 Retail Group (владеет сетями «Перекресток» и «Пятерочка») подчеркивают, что нарушения оперативно устраняют: «Проводим дополнительный инструктаж с персоналом о необходимости соблюдения профилактических мер и контроля за ношением средств индивидуальной защиты». Согласно отчетности, по итогам второго квартала X5 Retail Group направил на средства индивидуальной защиты, дезинфекцию помещений и прочие расходы, связанные с коронавирусом, 1,78 млрд рублей.

Проверки в магазинах сети «Магнит», второй после X5 Retail Group по числу точек в России, в сентябре проходили регулярно, причем во всех регионах присутствия ретейлера, рассказывает его представитель. «Мы соблюдаем все требования Роспотребнадзора и по своей инициативе внедряем дополнительные меры: оборудуем кассы магазинов специальными защитными экранами, оснащаем поверхности в супермаркетах пленкой с ионами серебра», — перечисляет он. За первое полугодие 2020 года общие расходы сети, связанные с COVID-19, составили около 2,5 млрд рублей (с учетом дополнительных выплат персоналу и увеличения количества уборок).

 

Проверки проходят ежедневно, как со стороны сотрудников управ, так и со стороны Роспотребнадзора, говорит представитель сети «ВкусВилл». Большая часть магазинов сети (более 1200 точек) -  в Москве и Подмосковье, и в каждом магазине можно на входе обработать руки санитайзером и получить маску. В преддверии второй волны «ВкусВилл» закупил 2 млн масок и перчаток для посетителей и сотрудников, по средствам защиты и дезинфекции на складах поддерживается неснижаемый запас, все поверхности дезинфицируются каждые два часа. «Весной мы выводили дополнительный персонал для работы на входе, сейчас тоже готовимся привлечь на это ресурсы», — говорит Любовь Фролова, территориальный управляющий группы магазинов «ВкусВилл». Точную сумму затрат на противоковидные меры компания не называет, указывая, что планового бюджета на эти меры нет, и «каждый управляющих заказывает что-то, когда надо».

«Никто не знает, что нас ждет осенью»: как крупные торговые сети выжили в период карантина

«Все девелоперы воют»

В торговых центрах проверки также стали чаще и жестче. С 25 сентября нарушения выявлены в ТЦ «Столица» города Московский, «Триумфальный» (ЮЗАО) и «Тройка» (ЦАО). «Все девелоперы воют: Роспотребнадзор в период ковида стал чуть ли не самым могущественным ведомством. Регулярные проверки проходят в десятках объектов ежедневно», — возмущается один из участников рынка торговой недвижимости. 29 сентября РПН закрыл до решения суда столичный торговый центр «Миллион мелочей» в Бибирево. «Роспотребнадзор несколько дней собирал доказательную базу, не проводя показательные проверки, а потом просто вынес постановление о приостановлении работы всего ТЦ. Сейчас объект закрыт до решения суда», — рассказывает собеседник Forbes на рынке коммерческой недвижимости.

Согласно предписанию Роспотребнадзора, посетителям без масок нельзя входить в ТЦ. «В некоторых случаях охране приходилось запрещать вход посетителям, кто отказывается надеть маску. В связи с чем нередко возникали скандальные ситуации и неловкие моменты. Торговые центры оказались между двух огней: с одной стороны, их штрафует Роспотребнадзор, с другой — ими недовольны посетители», — говорит президент Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко.

По данным РСТЦ, в стране работает около 1500 современных торговых центров, маски с перчатками можно получить при входе примерно в каждом десятом. Средний бюджет ТЦ на противовирусные меры Москаленко оценивает в 2 млн рублей на одном объекте, то есть общие расходы отрасли могут быть порядка 3 млрд рублей.

 

Многие ТЦ организовали выдачу или продажу масок и перчаток у входов. В ТЦ «Европейский» можно взять маску бесплатно. «Сотрудники ТРЦ и магазинов-арендаторов обязательно пользуются СИЗ, а контролеры при необходимости выдают их посетителям», — комментирует пресс-служба «Киевской площади», управляющей компании «Европейского». Помимо рекомендованных Роспотребнадзором мер (антисептики, рециркуляторы воздуха, тепловизоры для отслеживания температуры посетителей), «Киевская площадь« модернизировала вентиляционную систему и установила на входах тоннели, которые с помощью испарения дезинфицируют одежду и обувь посетителей специальным раствором. Объем инвестиций в новшества компания не раскрывает. По оценке Москаленко, один дезинфекционный тоннель может стоить около полумиллиона рублей.

Прямо на входе в торговый центр «Калейдоскоп» на северо-западе Москвы бойко идет торговля масками и перчатками. Незатейливая торговая точка включает минимум: стол, кассовый терминал и товар. Еще в мае в администрацию ТЦ обратился арендатор, который предложил продавать маски. «Индивидуальный предприниматель написал на электронную почту во время карантина. А других предложений не было», — рассказывает представитель «Калейдоскопа». Администрация предоставила ИП место внутри торгового центра, но вскоре стало очевидно, что лоток с масками нужно ставить ближе к дверям. «Продажа масок — это не бизнес торговых центров, — объясняет Москаленко. — Этим занимаются арендаторы, в основном ИП. А торговые центры получают деньги за аренду по фиксированной ставке. Вероятно, ожидания арендаторов оправданы, поскольку они пролонгируют договор аренды ежемесячно».

Проверки объектов группы «Ташир» (ТРЦ «РИО», «Ереван Плаза», «Авеню», «Райкин Плаза») проводятся не реже одного раза в неделю. Наличие масок у посетителей ТРЦ контролируется на входе, а арендаторы проверяют соблюдение масочного режима при входе в магазины. «По наблюдениям, большинство арендаторов понимают важность этих мер, поэтому соблюдают все предписания», — добавляет представитель «Ташир». Все необходимые СИЗ (перчатки, маски и дезинфицирующие растворы) на своих сотрудников каждый ТЦ группы закупает самостоятельно исходя из потребностей. Например, в месяц столичный торгово-развлекательный центр «Райкин Плаза» закупает 5 000 масок, 2 000 перчаток и 10 литров дезинфицирующее средства.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+