«Спрос будущих периодов»: почему продажи автомобилей растут второй месяц подряд
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в октябре выросли на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 154 164 штук, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Пока это самый высокий показатель в этом году. Рост продолжается второй месяц подряд. В сентябре продажи выросли на 3,4%. До этого положительные результаты продаж автомобилей были лишь в январе (+1,8%), марте (+4%) и июне (+6,8%). В остальные месяцы, в период первой волны пандемии, наблюдалось падение. Максимальное — -72,4% — в апреле.
Самыми продаваемыми в октябре стали автомобили Lada (рост продаж на 22%, здесь и далее по сравнению с октябрем прошлого года), Kia (5%), Hyundai (-3%), Renault (5%) и Skoda (13%).
«Хорошими результатами продаж в октябре традиционно начинается предновогодняя гонка», — комментирует Томас Штэрцель, председатель комитета автопроизводителей АЕБ. «В годовом выражении разрыв с прошлым годом сократился до -12,1 %, а впереди нас ждут еще два месяца активных продаж», — надеется он. Высокие показатели продаж Штэрцель объясняет успехами крупных игроков, у которых есть производство в России, позволяющее обеспечить гибкость в поставках. Текущая ситуация на рынке, по словам Штэрцеля, говорит о том, что обновленный прогноз продаж АЕБ к концу года «вполне может стать реальностью».
В сентябре АЕБ второй раз за год пересмотрел свой прогноз продаж автомобилей в России на более позитивный. По итогам 2020 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизятся на 13,5%, или до 1 522 000 штук. До пандемии эксперты предполагали, что авторынок упадет в 2020 году всего на 2,1% (до 1,72 млн машин) по сравнению с прошлым годом. В июле АЕБ пересмотрел прогноз на более пессимистичный: предполагалось, что продажи упадут почти на четверть (на 23,9%), или до 1,3 млн автомобилей. Так что новый прогноз демонстрирует оптимизм.
На рост продаж больше повлияло обесценивание рубля, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: по отношению к евро рубль подешевел на 15% с 1 июля по 1 ноября, а доллар — на 11%. Автомобили скупают, опасаясь повышения цен, считает он. По мнению Беспалова, важно учитывать и эпидемиологический фактор: в период роста заболеваемости коронавирусом люди меньше пользуются общественным транспортом и пересаживаются на личный. Покупатели ведут себя очень активно, людей беспокоит ситуация с колебанием валюты, и многие решили не тянуть с приобретением автомобиля, ожидая, что цены будут расти, согласен Андрей Павлович, председатель правления автомобильной группы «Авилон».
«Рост продаж связан с доступностью автомобилей, в августе заработали автомобильные заводы (остановленные ранее из-за пандемии коронавируса. — Forbes), а в сентябре склады начали наполняться, и в октябре эти машины начали продаваться», —поясняет Денис Петрунин, генеральный директор группы компаний «Автоспеццентр». На склады поступили в основном локализованные бренды: KIA, SKODA, VW, Nissan, Hyundai. Дефицит еще сохраняется, считает Павлович, и ситуация не изменится до конца первого — начала второго квартала 2021 года. Сейчас у автодилеров меньше автомобилей, чем необходимо, особенно если речь идет о популярных моделях, отмечает он. Например, в «Авилоне» не утихает интерес к Volkswagen Polo, Mitsubishi Outlander и Hyundai Creta. В премиум сегменте — Chevrolet Traverse, Cadillac Escalade, Volvo ХС40, ХС90 и все модели Mercedes SUV.
В целом ситуация на рынке напоминает 2014 год, когда до девальвации рубля держался высокий спрос, а после девальвации произошел резкий провал и спрос стабилизировался на низком уровне, говорит Петрунин. По его словам, сейчас отрабатывается спрос будущих периодов и в скором времени рынок снова ждет пробел в продажах. Хотя до нового года спрос будет держаться на текущем уровне.
Дилеров ожидает динамичный конец года, считает и Денис Мигаль, гендиректор сети автосалонов Fresh Auto, наступает время спецпредложений от производителей и предновогодних скидок у дилеров, к тому же ежегодно в январе бренды обновляют прайсы на модельный ряд нового года и цены будут расти. Если тренды сохранятся, то прогноз «ВТБ Капитала» по году может быть пересмотрен на -7% , говорит Беспалов. До октября «ВТБ Капитал» прогнозировал падение рынка на 18% год к году.
Люкс эпохи COVID: как продавались в карантин автомобили дороже $100 000
Люкс эпохи COVID: как продавались в карантин автомобили дороже $100 000