Количество онлайн-заказов еды в новогодние каникулы выросло в три раза

Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Специально для Forbes агрегаторы Delivery Club и «Яндекс.Еда», которые в 2020 году заняли 27,7% рынка доставки готовой еды, проанализировали заказы потребителей в новогодние праздники. Сервисы доставки готовой еды в минувшие праздники приняли втрое больше заказов, чем год назад. Компании говорят, что 2020 год изменил саму модель поведения пользователей: доставка стала рутиной

Агрегаторы сравнили количество заказов 31 декабря и в январские новогодние каникулы 2021 года с показателями аналогичного периода прошлого года. В результате Delivery Club сообщил о росте заказов почти в два раза, а «Яндекс.Еда» — в три раза. Абсолютные значения компании не раскрывают.

Рутина сделала выручку

Высокая динамика заказов год к году связана с развитием обоих сервисов: выход в новые города, расширение логистических зон и рост числа партнеров. Количество ресторанов, подключившихся к Delivery Club, выросло более чем в два раза — до 35 000. У «Яндекс.Еда» этот показатель ниже — 32 000. Но дело не только в этом. 

«Важную роль сыграла изменившаяся за 2020 год модель поведения пользователей, для которых доставка превратилась из событийной услуги в повседневную рутину», — подчеркивает представитель пресс-службы Delivery Club. По его словам, повлияли на показатели и ограничения на работу ресторанов в праздничные дни в некоторых городах России. Кроме того, с 31 декабря 2020 года по 10 января 2021 года вырос спрос на заказ товаров из продуктовых магазинов («Магнит», «Вкусвилл», «Верный» и другие). В топ-10 самых популярных товаров в период праздников вошли газировка, чипсы, мандарины.

Битва за еду: как Delivery Club и «Яндекс.Еда» перекраивают рынок во время пандемии

Представитель компании «Яндекс.Еда» рассказывает, что традиционно пик заказов приходится на выходные перед Новым годом. Рост среднего чека начинается уже с середины месяца и достигает своего максимума 31 декабря. «В 2020 году произошли кардинальные изменения в цифровых привычках пользователей: они стали тратить на доставку существенно больше, чем в 2019 году», — говорит представитель фудтех-направления «Яндекс.Такси». Средний чек 31 декабря 2020 вырос более чем на 10% по сравнению с прошлогодним показателем. По статистике сервиса, в праздничные дни пользователи заказывали традиционные блюда: салаты мимоза, оливье, запеченную утку и другие. Отчасти это также связано с тем, что рестораны подготовили праздничные меню прямо к новогоднему столу.

В сервисе «Яндекс.Лавка», который развивает отдельное направление готовой еды, заказы также росли: 31 декабря 2020 года сервис доставил в 2,5 раза больше заказов, чем 31 декабря 2019-го. «Яндекс.Еда» принимала заказы из ресторанов и магазинов 31 декабря до 21:00, а «Яндекс.Лавка»  — до 22:30. Первого января сервисы заработали с 11:00 — раньше, чем в прошлом году. На заказы из ресторанов в первые дни января действовали большие скидки.

Начиная с 1 января интерес пользователей к праздничным блюдам постепенно угасал, и они возвращались к привычным для них блюдам, заметили в «Яндексе». Чтобы поддержать рестораны партнеров агрегатор продлил действие нулевой комиссии на самовывоз. В некоторых городах (например, в Санкт-Петербурге) это было единственной альтернативой доставке на время полного запрета работы ресторанных залов.

«Государство толкает нас на преступление»: как рестораторы Петербурга протестуют против запрета работать в Новый год

Рост в полтора раза

Для ресторанных сетей новогодние праздники также стали горячей порой. За 31 декабря 2020 года рестораны крупной сети «Якитории» выполнили более 20 000 заказов в Москве и Московской области — это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период в предыдущем году. Всего за период праздников сеть осуществила более 130 000 доставок. Всего сеть насчитывает 100 ресторанов в России и странах СНГ и осуществляет доставку как через собственное приложение, так и с помощью сервисов Delivery Club и «Яндекс.Еда».

«В этом году в праздники в связи с пандемией жители столичного региона меньше путешествовали, больше времени проводили дома, — комментирует директор по развитию «Якитории» Александр Муратов. — Москвичи чаще предпочитали оставаться дома либо отправлялись отдыхать за город в Подмосковье, где также есть наша доставка». Спросом пользовались блюда, рассчитанные на большие компании. Но несмотря на рост онлайн-заказов, средний чек относительно прошлого года практически не изменился, говорит представитель «Якитории». 

После пандемии крупные ресторанные группы поменяли фокус своего бизнеса. «Привычная нам реальность сильно изменилась: если, встречая 2020-й, все наши рестораны устраивали шикарные вечеринки в саму новогоднюю ночь, то после пандемии мы делали упор на доставку», — рассказывает президент ресторанной группы Novikov Group Диляра Макарова. По ее словам, спрос на доставку готовых блюд вырос в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. Среди популярных блюд были классические новогодние салаты по специальным ценам за килограмм.

В новогодние праздники спрос на доставку готовых блюд из ресторанов ожидаемо увеличился в 2,5-3 раза по сравнению с аналогичным периодом год назад, рассказывает управляющий партнер и генеральный директор другой ресторанной группы, Ginza Project Moscow, Максим Ползиков. Лидерами по динамике роста стали рестораны русской кухни «Мари Vanna», а также грузинской кухни (PATARA, DiDi, «Эларджи», СhaCha). Отдельно Ползиков отмечает востребованность специальных форматов: новогоднего кейтеринга от ресторана Butler и наборы устриц, икры и морепродуктов от «Рыбторга».

Выручка от онлайн-заказов в сети кофеен «Шоколадница» (около 200 заведений в Москве и Подмосковье) 31 декабря 2020 года выросла на 82% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Средний чек на онлайн-заказы в  «Шоколаднице» был выше, чем обычно 1200 рублей, в период с 1 по 10 января — 1100 рублей. «За год многое изменилось и на рынке, и в сети: в 2020 году мы  расширили само меню доставки на 20%, весной стали партнером «Яндекс.Еда» (ранее только Delivery Club), запустили доставку через собственный сайт и расширили зону до 30 км за МКАД», — перечисляет представитель пресс-службы «Шоколадницы».

Праздники не спасли рестораны

«Потребительская активность в период новогодних праздников не поможет рестораторам восполнить потери 2020 года, признается Муратов. «Во-первых, при росте объема заказов на доставку снизился трафик гостей в ресторанах на 15-30% в зависимости от локации, — говорит он. — Во-вторых, в течение года отрасль понесла слишком большие убытки из-за ограничений, весеннего локдауна, снижения трафика гостей. Эти потери ни нам, ни нашим коллегам по отрасли не удалось компенсировать за счет новогоднего всплеска».

«Несмотря на значительные цифры роста объема заказов на доставку, это по-прежнему незначительная доля в структуре выручки», — сетует Ползиков из Ginza Project Moscow. 

Дополнительные материалы

Прошедший пир: какие столичные рестораны вошли в рейтинг Forbes самых успешных