К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Из Москвы в Сочи: где отдыхали россияне в новогодние праздники

Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга недосчитались почти половины клиентов, хоть и снизили цены на 10-15%. А вот загородные и курортные отели получили близкую к стопроцентной загрузку. Средний чек в Сочи вырос на 40-45%

К Новому году внутренний турист начал готовиться заранее. «Было очевидно, что эпидемиологического чуда к концу года не произойдет, поэтому, вспоминая летний отдых, люди активно начали задумываться о встрече Нового года, — рассказывает Яна Уханова, руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL. — Все курортные направления бронировались уже начиная с конца августа — начала сентября. К середине ноября было достаточно проблематично найти доступные варианты».

Задолго до праздника начались бронирования и в городских отелях. По данным компании «Киевская площадь» миллиардеров Года Нисанова и Зараха Илиева, 40% номерного фонда их гостиниц — Radisson Collection Hotel (гостиница «Украина»), «Radisson Славянская» — забронировали еще в октябре.

«Приходится веселить себя самостоятельно»: как россияне проводят новогодние каникулы

 

Однако дальнейшая судьба городских и курортных отелей сложилась по-разному. В ноябре мэра Москвы Сергея Собянина называют «похитителем Нового года» — он отменяет массовые новогодние гуляния и продлевает ограничения для ресторанов и баров, работающих до 23.00, до 15 января. Разные ограничения ввели на праздники и главы других крупных городов: шумные вечеринки и массовые гуляния попали под запрет.

Это напрямую сказалось на показателях городских гостиниц. «В прошлом году в столице загрузка международных брендированных гостиниц была на уровне 70-78%, в Санкт-Петербурге — до 65-75%. В эти новогодние праздники загрузка на 40-45% ниже — и в Москве, и в Санкт-Петербурге», — говорит руководитель гостиничных проектов отдела гостиничного консалтинга JLL Ангелина Самадова. По данным руководителя департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марины Смирновой, в 2020 году в Москве загрузка была 100%. «В столицу [тогда] поехали все», — говорит эксперт. А в этот раз если и приезжали, то атмосфера была не та.

 

Некоторые из опрошенных Forbes владельцев городских гостиниц, впрочем, все равно благодарны праздникам — без них было бы еще хуже. «Новогодний период 2020-2021 годов мы можем назвать успешным. В праздники в среднем загрузка была больше прошлогодней на 2% (данные по гостинице «Radisson Славянская»). В некоторые даты, например 3 января, совсем не было свободных мест», — говорит представитель компании «Киевская площадь». У другого отеля «Киевской площади», Radisson Collection Hotel (бывшая гостиница «Украина»), в Новый год дела тоже шли неплохо. «В декабре загрузка была на 22% меньше, чем в прошлом году, — признается генеральный менеджер Radisson Collection Hotel (Moscow) Станислав Кондов. — Но во время каникул этого года мы увидели загрузку на 11% выше прошлогодней при более низком показателе средней стоимости аналогичного периода 2020 года. Средний чек в лобби-баре вырос, хотя бар и закрывался в 23:00. Также порадовал и увеличившийся чек за индивидуальное обслуживание в номерах».

«Люксовый сегмент в самом центре столицы был загружен в саму новогоднюю ночь, а после загрузка уменьшилась», — говорит генеральный директор SK Hotel Management («СК Отель Менеджмент») Вадим Стутко. В SK Hotel Management группы «Ташир» Самвела Карапетяна входит семь отелей в Москве, Калуге, Туле и Ярославле. Если смотреть в целом, то загрузка в отелях сети в праздники составила 50%, говорит Стутко.

Чтобы достичь роста загрузки, столичным отельерам пришлось снижать цены, а с ними снизилась и итоговая выручка. «Москва и Санкт-Петербург оказались в этом году в менее выигрышном финансовом положении, чем обычно, так как, в отличие от рекреационных направлений, преимущественно «увеличили свою привлекательность» за счет снижения стоимости размещения, — говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова. — Данная тенденция была характерна для гостиниц всех ценовых сегментов». Это подтверждает, например, пресс-служба «Киевской площади». «Стоимость номеров в новогодние праздники была ниже, соответственно, и выручка по номерному фонду примерно на четверть меньше, чем в прошлом году. И средний чек по гостинице в целом», — признает представитель компании. «Новогодний период 2021 года был не таким успешным, как 2020-го, — соглашается гендиректор сети Azimut Hotels Максим Бродовский. — Городские отели показали падение, а загородные — прирост, поэтому по группе общее падение было незначительным — до 10%. В основном это связано с тем, что в сети преимущественно городские отели. Средняя цена в столичных отелях падала в диапазоне 10-15%».

 

Мекка для бердвочеров: как Карелия становится популярным туристическим направлением

В Сочи средний чек вырос на 40%

Зато загородные и курортные отели показывали совсем другой результат. По словам Вадима Стутко («СК Отель Менеджмент», ГК «Ташир»), выручка за новогодние каникулы горнолыжного комплекса «Квань» (Калуга) и находящегося на его территории отеля выросла в 2,5 раза. В отеле сети в Туле — на 30% (правда, Стутко утверждает, что на 10% выросла выручка и московских отелей «Ташира»).

По данным JLL, лучшая загрузка была у отелей Сочи, Краснодарского края, Московской и Ленинградской областей, которая держалась на уровне 95%, что либо соответствовало прошлогодним показателям, либо превышало их в диапазоне до 10%. Максимальное количество гостей принял Краснодарский край с его горнолыжными курортами, которые обошли стороной жесткие карантинные меры.

«По таким направлениям, как «Роза Хутор», которые пользовались большим спросом, средняя цена в эти новогодние праздники была выше на 20-25%,» — рассказывает Максим Бродовский из Azimut. Руководитель направления индустрии гостеприимства CBRE Татьяна Белова говорит, что рост среднего ценника в Сочи дошел до 40%. И это не предел.

«В новогодний период 2021 года город-отель «Бархатные сезоны» (4688 номеров с возможностью размещения 10 000 гостей) показал рост по total revenue в два раза не только в сравнении с 2020 и 2019 годами, но и с 2018-м, когда номерной фонд курорта составлял 9130 номеров», — говорит Инна Рындина, директор управления продаж и маркетинга (построенный к Олимпиаде, отель в какой-то момент передал часть номеров соседнему центру «Сириус». — Forbes). —  В сравнении с 2020 годом средний чек гостя вырос на 30%, что определенно связано с возвращением новых гостей с летнего периода 2020 года (общее количество возвратных гостей достигло 65%).  За первые десять дней января в сравнении с 2020 годом RevPAR (выручка от продажи номерного фонда, поделенная на количество всех номеров в отеле. — Forbes) вырос на 111%, а RevPAC (выручка номерного фонда на гостя. — Forbes) и ADR (средняя стоимость номера. — Forbes) увеличились на 30% и 38% соответственно».

 

«Сочи закрыл период праздников с лучшими показателями эффективности по сравнению с прошлым годом. Главным образом за счет цен», — подтверждает региональный директор по России и СНГ Radisson Hotel Group Мачек Мязек.

«Сочи скоро треснет»: как курорт переживает беспрецедентный наплыв туристов

«Ледяной самовар с водкой и речь президента»

В эти праздники отели завлекали клиентов активнее, чем прежде, — не только снижением ценника в столичных отелях, но и разнообразием специальных новогодних предложений. В отеле «Radisson Славянская» гостей отправляли в гастрономическое путешествие: заказать в номер либо отведать в лобби-баре гостиницы можно было свиную вырезку по-тоскански, лосося по-скандинавски, утку по-пекински, тушеную баранину карри со шпинатом по-индийски и блюда других стран, въезд в которые ограничен. В гостинице «Украина» предлагали отпраздновать Новый год узким кругом (8-15 персон) в эксклюзивных апартаментах с банкетным обслуживанием по специально разработанному шеф-поваром праздничному меню.

По словам представителя Radisson Collection Hotel (Moscow) Станислава Кондова, популярной стала новая для гостиницы услуга конференц-центра с профессиональной онлайн-студией, позволяющая проводить гибридные и онлайн-мероприятия, в том числе с использованием AR-технологии. Почему? Многие компании проводили в этой студии новогодние корпоративы, приглашая в офлайн допустимое число гостей, а остальные присутствовали на празднике онлайн.

 

По словам Вадима Стутко из SK Hotel Management, в этом году отелям пришлось придумывать больше развлечений для постояльцев, ведь в городе их практически не было. В отеле в Калуге они организовали два крупных мероприятия — Snowtag (соревнования по спуску с горы на самодельных санях) и массовый костюмированный спуск на горных лыжах и сноуборде Дедов Морозов и Снегурочек.

Сочинский отель «Бархатные сезоны» тоже подготовился к праздникам. «В саму новогоднюю ночь состоялся карнавальный флешмоб по Семейному, Спортивному и Екатерининскому кварталам. В ресторанах до 22.00 были предусмотрены новогодние сеты, ледяной самовар с водкой, а в полночь на центральной площади курорта, украшенной елками и звездным небом, состоялась прямая трансляция речи президента России прямо на фасады зданий. 1 января на бассейне для гостей была организована опохмел-party и открыт настоящий сеновал в бунгало», — говорит Рындина.

На Байкале и в кратере вулкана: лучшие горнолыжные курорты России

На Байкале и в кратере вулкана: лучшие горнолыжные курорты России

Фотогалерея «На Байкале и в кратере вулкана: лучшие горнолыжные курорты России»
7 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+