Трип во время чумы: как инвестировать в туриндустрию после пандемии

EPA / TASS
EPA / TASS
Причин для инвестиций в отрасль более чем достаточно: от взлета внутреннего туризма до спроса на новые способы защитить здоровье путешественников, считает управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк

2020 год считается худшим в истории туристической отрасли. Эксперты наблюдают падение международного трафика на 60-80%. Многие считают, что даже после открытия границ российская туриндустрия не вернется к прежнему уровню. Что происходит на самом деле и как на это смотрит профессиональный инвестор?

Самым громким и ожидаемым событием прошлого года на тревел-рынке стало IPO онлайн-площадки краткосрочной аренды жилья по всему миру — Airbnb. При базовой цене размещения по $68 акции уже в первые часы торгов выросли более чем в два раза и на пике стоили уже $187. На данный момент Airbnb дороже $100 млрд. Гиганту Booking.com потребовалась поддержка в размере более $4 млрд. Но сейчас компания уже вернула себе утраченные в капитализации позиции и торгуется на самых высоких с момента своего размещения значениях с оценкой более $82 млрд.

Eще один гигант индустрии туризма — компания Expedia Inc — тоже вернула все потери от падения капитализации бизнеса в 2020 году и продолжает уверенный рост, несмотря на самые осторожные ожидания инвесторов. Всего более полумиллиарда долларов получили тревел-предприниматели от фондов прямых инвестиций в прошлом году, что говорит о том, что индустрию поддержали, и никто из заметных онлайн-игроков из нее не вышел.

С прививкой сквозь карантины: как мы будем путешествовать в 2021 году

А что же в России? С одной стороны, крупных финансовых инвестиций на рынке не наблюдалось, однако все лидеры сохранили свои позиции. Уже к январю 2021 года, согласно данным аналитической компании ForwardKeys, количество проданных в России авиабилетов достигло 77% от уровня прошлого года и продолжает расти. Мой прогноз в отношении тревел компаний — buy and hold (англ. «покупка и удержание», инвестиционная стратегия, при которой инвестор покупает активы/акции для удержания их в течение длительного времени в ожидании роста цен, несмотря на волатильность. — Forbes). Сейчас поясню, почему. 

  • Расстояния. Конечно, расстояния — это не фактор роста. Скорее, это ответ на вопрос, почему российский рынок путешествий не упал так, как это произошло во многих странах. Согласитесь: там, где европеец может сесть в машину и поехать «своим ходом», в России с учетом качества дорог и количества километров это практически невозможно. Закрытие неба для россиян было бы критично. Аналогичная ситуация в США, Индии, Китае, Бразилии и Мексике. Страны слишком большие, чтобы население могло передвигаться без помощи поездов или самолетов. Именно поэтому все эти гиганты теперь стали лидерами роста путешествий по версии Skift Recovery Index, причем Россия и Мексика уверенно опережают традиционно «летающих» американцев, китайцев и индусов.

Россияне легки на подъем, покой им «только снится». Согласно статистике сервиса Aviasales, глубина бронирований авиабилетов сократилась до недели. Это означает, что решение о поездке принимается в последний момент, хотя других стоп-факторов, кроме карантина, не существовало. С начала пандемии сервис ведет собственный индекс активности российских путешественников, согласно которому первый пик спроса после введения карантина пришелся на майские праздники. В этот период россияне «разлетелись» из столиц по домашним регионам, в топе оказались рейсы в Махачкалу, Минеральные Воды, Симферополь, Владикавказ, Краснодар и Сочи, Казань, Ростов-на-Дону.

Другой пик зафиксирован в начале декабря, когда россияне полетели по «теплым» направлениям: кроме черноморских курортов появился спрос на Турцию, Египет и ОАЭ.

  • Огромный локальный рынок. В результате активности населения, многообразия туристических маршрутов внутри России и недоступности международных альтернатив, в 2020 году соотечественники путешествовали по стране как никогда раньше. Государственная программа туристического кешбэка в размере 15 млрд рублей — это хорошо, но и без нее от желающих не было отбоя. Российские отели стоили космических денег даже в сравнении с дорогими зарубежными курортами. При этом гостиницы и в очевидном Сочи, и в неочевидном Шерешеге (горнолыжный курорт в Кемеровской области. — Forbes) в течение всего прошлого года были загружены на 100% и продолжают пользоваться сумасшедшим спросом сейчас. Российский потребитель по-прежнему готов тратить деньги на отпуск, несмотря на завышенные цены и зачастую низкое качество предоставляемых услуг. 2020 год доказал устойчивость потребления тревел-сервисов на территории большой и пока закрытой страны.

Иногда они возвращаются: как отработала программа туристического кешбэка в России

  • Отложенный спрос. Кроме всплеска бронирований в моменте индустрия живет ожиданием большого отложенного спроса как со стороны внутреннего туризма, так и от зарубежных гостей. Здесь массовая вакцинация имеет неожиданный эффект — снимает психологические барьеры для россиян. Поэтому тот, кто просидел более года в стрессе и без путешествий, скорее всего к осени отважится отдохнуть где-нибудь. Возможно, под этот же спрос государство заявляет о планах по созданию нового лоукостера на деньги Сбербанка.  
  • Оффлайн мертв. Примечательно, что весь этот рост в индустрии происходит силами онлайн-путешествий. Уже летом мы наблюдали уход с рынка классических турагентств. Их офисы смогли открыться только в конце июня, но многие просто не дожили до прихода покупателей. По данным PhoCusWright, в 2019 году 43% продаж российского тревел-рынка пришлось на онлайн-сегмент. По итогам 2020-го показатель непременно вырастет.   
  • Свободная ниша. Важный фактор для инвесторов в отрасль — отсутствие больших «системных» денег. Ни в одной из российских финансовых экосистем («Сбер», МТС, ВТБ и другие) до сих пор нет туристических проектов. Однако это лишь вопрос времени, и, возможно, очень скоро мы услышим о громких проектах от известных M&A-игроков. Приобретение онлайн-кинотеатра в момент карантина — очевидный выбор, и я полагаю, что за ним могут последовать и другие инвестиционные решения, которые, безусловно, подстегнут рынок туризма. 
  • Измененная реальность. Только ленивый не высказался на тему того, что мир уже не будет прежним. Но за этой пространной фразой стоят реальные возможности и конкретные продуктовые решения. Они были созданы в эпоху пандемии и сохранят присутствие на рынке и после ее завершения. Согласитесь, несмотря на огромное количество антиковидных мер, любой путешественник задумывается о персональной безопасности. Пассажиры справедливо спрашивают: «А стоит ли? Может лучше доплатить, чтобы расстояния между сидениями было больше, а самих сидений в самолете меньше»? Поэтому появляются новые концепции вроде премиального эконома у авиакомпании Emirates или распространенный в условиях закрытых границ способ путешествовать на бизнес-джетах вскладчину.

Авиационная история успеха: как с помощью лоукостеров Исландия превратилась в мощный туристический бренд

Российский бизнес традиционно живет «на свои» и 2020-й нам в очередной раз это доказал. У нас не произошло волны слияний и поглощений, банкротств и прочих ожидаемых на фоне кризиса событий. Перечисленные выше тезисы очевидным образом складываются в инвестиционные возможности. Ведь оценивая на низком рынке инвестиции в компанию, которая доказала свою жизнеспособность, самостоятельно справившись с текущим кризисом, я предсказываю высокую вероятность кратного умножения вложений за короткий срок после восстановления рынка. Для меня как для инвестора это очевидный сигнал к действию.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Дополнительные материалы

Астрахань в снегу: в дельте Волги придумали, как развлекать туристов зимой