К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«На работу не выйдут 8000 человек»: почему сотрудники Wildberries готовят забастовку

Фото: Владислав Шатило / РБК, ТАСС
Фото: Владислав Шатило / РБК, ТАСС
15 сентября работники пунктов выдачи заказов крупнейшего российского маркетплейса Wildberries потребовали от гендиректора компании, самой богатой женщины России Татьяны Бакальчук и ее мужа доплатить им за работу в августе, пересмотреть систему KPI и оплаты труда, сделать ее более лояльной и ввести график перерывов. Информация появилась в тексте петиции на сайте Change.org. В случае невыполнения своих требований сотрудники пунктов выдачи угрожают забастовкой

Что произошло 

Петиции, которая к моменту публикации этого материала набрала более 37 000 подписей, предшествовала забастовка. Как рассказали Forbes сотрудники пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и организаторы петиции, 14 сентября примерно на шесть часов была остановлена работа нескольких сотен пунктов выдачи Wildberries. Кампанию поддержали пункты почти в 40 городах России: Улан-Удэ, Чите, Красноярске, Уфе, Москве и Санкт-Петербурге. Другой источник в компании уверяет, что речь идет о 20 пунктах выдачи в России.

Что именно послужило причиной недовольства сотрудников? С 1 июля в компании ввели новую систему мотивации и оплаты труда менеджеров пунктов самовывоза (новые KPI). В ней за норму приняли скорость обработки поступившего на ПВЗ товара, то есть по сути работу менеджеров склада. 

Схема работы пункта выдачи устроена так. Несколько раз за день (обычно 1-4 раза) в ПВЗ поступают заказы. По новым правилам сотрудник пункта обязан в течение часа принять товар, просканировать его и разложить по ячейкам хранения. Одновременно с этим он должен выдавать товары посетителям, принимать оплату за них и делать возвраты. 

 

«Уровень недовольства зашкаливает. Выполнять одновременно функции и кладовщика, и кассира, и продавца физически невозможно. А закрыть ПВЗ на время приемки товара нам не разрешено», — сетует один из организаторов петиции. По его словам, основная проблема в том, что заказы приходят в ПВЗ неравномерно: в одном случае за раз может прийти 10 артикулов, в другом — 3000 или даже 5000, и со всеми нужно справиться за час (такое время отводится на приемку). 

Новые правила обернулись переработками. «Официально рабочий день ПВЗ — с 10 утра до 21 вечера, но на самом деле сотрудник работает по 15-16 часов ежедневно, и за это не доплачивают», — рассказывает работник ПВЗ.

 

Если сотрудник не успел уложиться в условленный час, его ждет так называемое депремирование. Заработная плата сотрудников ПВЗ, по словам организаторов петиции, складывается из двух частей: небольшого фиксированного оклада (выплачивается в два захода) и основной — премии по итогам работы.

По словам составителей петиции, менеджеры пунктов с небольшой проходимостью потеряли в августе в среднем по 10 000 рублей зарплаты в сравнении с июнем 2021 года, а менеджеры более крупных пунктов недополучили порядка 40 000 рублей.

Что ответил Wildberries

Представитель Wildberries подтвердил Forbes, что этим летом компания действительно ввела новые KPI. Но, по его утверждению, доход сотрудников ПВЗ от введенной меры не просто не уменьшился, а значительно вырос — на 30% по сравнению с прошлым годом. Благодаря этому в августе около 90% сотрудников получили повышенную премию.

 

«Те же, кто работал не очень, — по ним и премии были ниже, — объяснил Forbes представитель маркетплейса. — Но, так как это новые KPI, мы, конечно же, пошли навстречу нашим коллегам, и в рамках переходного периода им уже была произведена доплата до их среднего дохода. Мы встречаемся с сотрудниками, объясняем им новые KPI и как зарабатывать еще больше». 

Составители петиции подтвердили Forbes, что Wildberries сделала недовольным сотрудникам доплату за август. 

«Доплату мы получили, так сказать, по-среднему: 75% опрошенных коллег получили дополнительные выплаты, 25% по сей день остались ни с чем», — уверяют сотрудники ПВЗ, подписавшие петицию. Что же касается системы оплаты и ее положительного эффекта, то 90% менеджеров как раз ею недовольны, говорят они. 

В сюжете на канале «Москва 24» сотрудница одного из пунктов самовывоза рассказывает, что новые KPI позволили ей получить начисления более чем в 190 000 рублей.

«Это немыслимая сумма, таких зарплат у менеджеров никогда не было и не будет», — уверяет один из собеседников Forbes, работник ПВЗ Wildberries. «Мы бы хотели принимать участие в разработке KPI, а нас просто ставят перед фактом (пункт о KPI, по информации сотрудников, не прописан в трудовом договоре, но он подразумевается под «премиальной частью оклада», которая выплачивается на усмотрение работодателя. — Forbes). Почему были выставлены именно такие коэффициенты — непонятно, ведь сложилась парадоксальная ситуация: сотрудники тех пунктов, которые наиболее популярны и на которые приходится наибольшее количество заказов, недополучили больше всех», — рассказывает другой работник ПВЗ.

 

За сентябрь Wildberries должна рассчитаться с сотрудниками в октябре. «Если нас не услышат, до 80% ПВЗ объявят забастовку, не выйдут на работу около 8000 человек», — обещают организаторы петиции.  ""Свыше 90% подписавшихся под петицией не являются сотрудниками компании, так как Change.org никак не идентифицирует пользователей. Мы на связи с сотрудниками ПВЗ сразу после появления петиции и считаем данный инцидент полностью исчерпанным. Слова анонимного источника о том, что якобы 8 000 человек выйдут на забастовку, ничем не подтверждены и являются вымыслом", - сообщил представитель Wildberries. 

«Довели до ручки»

Публичные конфликты и споры сотрудников с работодателем в России редкость. «Если люди выходят бастовать, это значит, что их действительно довели до ручки», — говорит юрист в одном из сервисов по подбору персонала. По его словам, люди чаще сдаются и вынужденно уходят по соглашению сторон: «Делают это, чтобы просто забыть компанию, в крайнем случае пишут еще какой-то негативный отзыв».

«Основная борьба, которую сейчас ведут крупные маркетплейсы, — это борьба за клиента, — объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Amulex.ru» Юлия Галуева. — Потеря работника не так страшна для них, как потеря лояльности клиента. А клиент, не вовремя получивший свой заказ, теряет лояльность быстро и, как правило, уходит к конкуренту. Этого крупные агрегаторы допустить не могут. Именно поэтому работникам в случае согласованных действий удается добиться исполнения своих требований». 

Забастовка — редкость, но у официально оформленных сотрудников такое право есть, говорит юрист сервиса по подбору персонала. «Цель любых забастовок — сесть за стол переговоров и найти компромисс. К сожалению, к зачинщикам позже могут быть применены жесткие меры, им не грозит ответственность за забастовку, но все понимают, что ни один работодатель не хотел бы иметь конфликтных и нелояльных сотрудников», — продолжает собеседник Forbes. Wildberries неспроста ввела KPI — значит, в такой системе есть потребность, и если маркетплейс и пойдет сотрудникам навстречу, то лишь временно, прогнозирует юрист.

 

Курьеры на баррикадах

Набирающий обороты бизнес маркетплейсов и служб доставки требует все новых и новых сотрудников. В Санкт-Петербурге в апреле 2019 года от сердечного приступа скончался курьер сервиса «Яндекс.Еда», он работал 10 часов без перерыва. Дело имело общественный резонанс. Представители сервиса тогда пообещали усилить контроль за переработками курьеров.

Сейчас курьеры могут выбирать удобное время и место для доставки: у «Яндекс.Еды» есть плановые слоты или свободные, когда «заказы можно выполнять хоть час в день», рассказал Forbes представитель компании.

В самой системе нельзя выбрать слот продолжительностью более 12 часов подряд, а на каждом слоте курьер может взять паузу и отдохнуть. Выполнение доставок для многих — подработка в свободное от основной работы или учебы время, поэтому в среднем по России курьеры проводят в день около четырех часов на доставках сервиса, уверяет представитель компании. 

Ранее за нарушение стандартов сервиса курьеру могли бессрочно закрыть доступ к заказам, но теперь таким дают второй шанс. «Такие случаи разбираются специальной группой и независимым комитетом из курьеров-добровольцев. Кроме того, решения об ограничениях станут более прозрачными и беспристрастными — сами курьеры будут принимать участие в разборе ситуаций и выносить свой вердикт», — говорит представитель сервиса. Пилотный проект запущен в Санкт-Петербурге и области.

 

В октябре 2019 года из-за недовольства зарплатой забастовку объявили сотрудники службы доставки Ozon в Петербурге. Участники забастовки были недовольны начисленными зарплатами и условиями работы. По их словам, летом 2019 года в компании сменилось программное обеспечение, которое рассчитывает полагающееся курьеру вознаграждение, и на протяжении трех месяцев оно давало сбой. Сотрудники регулярно недополучали от 5000 до 15 000 рублей. Позже руководство Ozon признало требования курьеров справедливыми и погасило долги. Сейчас Ozon привлекает в качестве курьеров индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

Летом 2020 года забастовку у здания Mail.ru Group (интернет-холдинг владеет сервисом доставки Delivery Club вместе со Сбербанком) на Ленинградском проспекте собрались курьеры Delivery Club. Представители последних уверяли, что им задержали зарплату на два месяца. Руководство Delivery Club объясняло проблему с задержками выплат недобросовестными действиями аутсорсинговой компании — ООО «Амароли», на счетах которой зависли уже перечисленные 9 млн рублей. По словам сотрудника пресс-службы Delivey Club, сейчас все курьеры сервиса являются  самозанятыми. «Мы никак не влияем на их рабочий график, они полностью автономны», — уточнил он. Данные по количеству курьеров, их гражданству, условиям работы с контрагентами в компании не раскрывают.

Выгодные самозанятые

Крупные компании с многомиллиардными оборотами видят решение проблемы в отходе от найма сотрудников. Лояльность к рядовым сотрудникам у маркетплейсов и сервисов доставки после конфликтов изменилась, констатируют эксперты по набору персонала. Работодатели стали меньше развивать корпоративную культуру и не заинтересованы в продолжительном сотрудничестве с таким персоналом.

«Крупные маркетплейсы, сервисы доставки — это, по сути, IT-компании, — рассуждает руководитель портала Migranto.ru Светлана Саламова. — Их HR-службы ориентированы на подбор высококвалифицированных специалистов — программистов, дизайнеров, тестировщиков и пр. А курьеры или работники складов — это линейный персонал с большой текучкой. Подбирать и обслуживать таких работников — сложная рутина. Проще отдать «неинтересный» бизнес-процесс профильным контрагентам на аутсорсинг, иметь дело с самозанятыми или нанятыми по договору ГПХ (договор гражданско-правового характера — подряд, оказание услуг, авторский договор. — Forbes)».

 

«Дело не в простоте или сложности: оформление работника по трудовому договору — это определенный набор социальных гарантий (оплачиваемый больничный лист, ежегодный отпуск, невозможность увольнения одним днем), для компании это ответственность и дополнительные расходы. А о правах самозанятых и работников по ГПХ трудовое законодательство особо не заботится, следовательно, такие работники для компаний выгодны, и в случае чего уволить их несложно», — отмечает Юлия Галуева.

С этим утверждением согласна и юрист сервиса по подбору персонала: главная опасность для сотрудников, оформленных по договору ГПХ, — то, что договор в любой момент может быть расторгнут в одностороннем порядке.  Аналогичные меры применимы и к самозанятым. При этом в случае каких-либо нарушений условий договора персоналом (исполнителем) работодатель  (то есть по сути заказчик услуг. — Forbes) еще  может взыскать неустойки с нарушителей через суд.

Интерес бизнеса к сотрудничеству с самозанятыми подтверждают и данные исследования маркетплейса «YouDo Бизнес» и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru. Главными преимуществами работы с самозанятыми 62% представителей бизнеса назвали выгодные условия и низкую налоговую ставку. 59% респондентов отметили простой документооборот и быстроту оформления, 45% — оптимизацию финансовых и операционных издержек. Треть опрошенных компаний уже сотрудничает с самозанятыми, а 43% планирует начать в ближайшее время.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+