К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бунт зеленых человечков: кто и зачем решил устроить забастовку курьеров Delivery Club

Фото Владимир Гердо/ТАСС
Фото Владимир Гердо/ТАСС
Курьеры одного из самых популярных сервисов доставки 9 июля устроили уличную акцию протеста из-за невыплаты зарплат. Организовать забастовку им помог загадочный профсоюз, близкий к активистам левого движения. Чего добились активисты от Delivery Club и почему участники рынка доставки опасаются влияния социалистов на умы курьеров?

«В офисе Delivery Club не считают нас за людей, начальство закрылось полностью. Нам не то что в офис зайти [не давали] — даже на порог не пускали», — возмущается курьер Саид в переписке с корреспондентом Forbes.

Саид — один из основателей профсоюза «Курьер», организовавшего 9 июля забастовку у здания Mail.ru Group (интернет-холдинг владеет Delivery Club вместе со Сбербанком) на Ленинградском проспекте. Он предпочитает атмосферу таинственности — не называет фамилию и отказывается созваниваться по видеосвязи (по данным издания The Bell, речь может идти о 29-летнем уроженце Махачкалы Саиде Шамхалове). По словам Саида, зеленую куртку доставщика он надел два года назад, когда увидел в интернете объявление о наборе «на весьма неплохих условиях». За это время условия ухудшились, штрафы за проступки превратились в «неадекватные», а последней каплей стала задержка зарплаты на два месяца, после чего курьеры и решили бастовать, уверяет активист.

Руководство Delivery Club в свою очередь объясняет проблему с задержками выплат недобросовестными действиями подрядчика, на счетах которого «зависли» уже перечисленные деньги. Сервис еще до акции 9 июля покрыл задолженность в 9 млн рублей перед курьерами и теперь готовит иск к бывшему партнеру.

 

Эта история могла бы стать красивой иллюстрацией вопиющей социальной несправедливости, которую удалось решить активными действиями сплоченного коллектива. Но оказалась не такой линейной: профсоюз «Курьер» появился всего за несколько дней до начала протестной кампании, а в составе его руководителей, помимо Саида, — активисты «левых» движений. Источник, близкий к Delivery Club, считает, что сервис подвергся информационной атаке, чьи организаторы могли преследовать собственные цели.

Forbes побывал на забастовке курьеров, поговорил со всеми участниками конфликта и изучил, чем обернулись для всех сторон последствия громкого скандала.

 

«Я 15 дней ночевал на улице»

На забастовке у офиса Mail.ru Group было немноголюдно — курьеры стояли небольшими группками, лозунгов не выкрикивали и спокойно общались между собой и с журналистами, которых, кажется, собралось ненамного меньше, чем протестующих. «Мне 19 лет, до Delivery я работал в Starbucks и McDonald's, до этого подрабатывал на стройках. На забастовку вышел, потому что хочу, чтобы к курьерам относились более человечно», — рассказывал Олег Умрихин, курьер с полугодовым стажем (он один из немногих пришел на акцию в форменной куртке сервиса). Ему, как и еще 325 сотрудникам доставки, оформленным в штате логистического партнера Delivery ООО «Амароли», не платили зарплату два месяца.

Для курьеров, у большинства из которых нет финансовой подушки безопасности, задержка стала ударом. «Я 15 дней ночевал на улице, не мог оплачивать жилье», — разъяснялся на ломаном русском курьер Баха, отказавшийся назвать свою фамилию («на родине это уважаемая фамилия, не хочу пачкать»). Всех опрошенных сотрудников доставки корреспондент Forbes просил продемонстрировать документы о трудоустройстве или специальное приложение, которое устанавливают курьерам при оформлении, — и все охотно соглашались.

«Что могу сказать? Лучше бы они к курьерам нормально относились, а не памятники ставили»

Кроме задержки зарплат, сплотившей курьерское сообщество, Умрихина возмущает система штрафов: «Штрафуют за очень большой список вещей — за опоздания, за выход без униформы, за срыв заказа (штраф — полная стоимость заказа) и еще целый список [провинностей]. В «Яндекс.Еде» штрафов гораздо меньше и штраф за невыход на смену — 1000 рублей, у нас — в три раза выше». «Штрафы настолько большие, что курьер из-за них может бесплатно работать неделю или две», — вторил коллеге 22-летний Виктор Малеев, высокий голубоглазый курьер с редкой среди участников забастовки славянской внешностью.

 

«Пришлось нанимать армию курьеров»: как сервисы доставки еды справляются с ажиотажным спросом на карантине

Такая «система мотивации» соответствует российскому и международному опыту компаний, работающих на рынке доставки еды и «направлена на обеспечение высокого качества сервиса и безопасности клиентов», отвечает на претензии представитель Delivery Club. В компании уверяют, что подавляющее большинство курьеров работает без штрафов, а информация о том, что кто-то получает столько штрафов, что они перекрывают зарплату, «не соответствует действительности». «Если курьер добросовестно работает, представить такое просто невозможно», — настаивает представитель агрегатора.

Дорогой подрядчик

Позиция Delivery Club проста: задерживали выплаты не они, а недобросовестный подрядчик, ООО «Амароли», которому агрегатор перечислил средства вовремя, но деньги так и не дошли до конечных адресатов. С представителями «Амароли» связаться не удалось — сайта у компании нет, в системе СПАРК контактов также не указано. ООО работает с 2018 года, финансовая отчетность сдана только за 2019-й, и цифры в ней символические: 153 000 рублей выручки за год и 1000 рублей чистой прибыли. Сообщение корреспондента Forbes во «ВКонтакте» гендиректор «Амароли» Фарида Жанахова прочла, но оставила без ответа.

Чтобы потушить пожар недовольства, Delivery Club покрыл задолженность, которая оценивалась Следственным комитетом в 9 млн рублей (сам сервис не комментирует сумму), из собственных средств и сейчас готовит иск о взыскании средств с бывшего партнера. «Мы крайне возмущены непрофессиональным и безответственным поведением [компании «Амароли»], из-за действий которой пострадали не только курьеры, но и репутация сервиса, — говорит представитель агрегатора. — Нам важно, чтобы подобная ситуация не повторилась. В связи с этим мы полностью меняем систему контроля подрядчиков: внедряем новые продуктовые и операционные инструменты для проверки своевременности выплат, а также дополнительные критерии отбора логистических компаний».

Опрошенные Forbes курьеры слышали это объяснение «сто раз», но считают, что требовать деньги все равно нужно с руководства Delivery Club. «Я к ним в офис приходил наниматься, они меня оформляли, я куртку с их названием ношу, а не «Амароли», — говорит один из участников забастовки.

 
«Я к ним в офис приходил наниматься, я куртку с их названием ношу, а не «Амароли»

Оформление курьеров в штат логистических подрядчиков — нормальная практика для агрегаторов доставки: это позволяет компании быстрее масштабироваться, говорит источник Forbes на рынке доставки еды. «У курьеров есть два способа начать работать — оформить договор с логистической компанией либо стать самозанятыми. Оба способа полностью находятся в правовом поле и будут использоваться в дальнейшем. Самозанятым курьерам полностью компенсируется сумма выплачиваемого ими шестипроцентного налога», — уточняет представитель Delivery Club.

Многим курьерам, по словам участников уличной акции, действительно рассказывали о преимуществах статуса самозанятого и даже якобы «внаглую» угрожали, говоря: «Если не станешь самозанятым, то без работы будешь сидеть дома». Факт подобных угроз в Delivery Club отрицают и настаивают, что в выборе формы занятости и графика работы курьеры абсолютно свободны. «Фактически сегодня это самый доступный и адаптируемый под ритм жизни и нужды конкретного человека вид занятости, который есть на рынке труда. Не принято вспоминать, что еще несколько лет назад возможности устроиться на такую работу не было в принципе», — напоминает представитель сервиса.

Курьеры, с которыми удалось побеседовать на забастовке, также говорят о том, что после перехода на систему самозанятости их стали намного чаще блокировать — в одностороннем порядке сообщать об увольнении и лишать доступа к курьерскому приложению. «В какой-то момент меня просто так заблокировали и сказали приезжать и сдавать форму, — рассказал курьер Виктор Малеев. — Они просто сокращают количество работников и оставляют только сотрудников без гражданства России, которые не знают своих прав и готовы платить штрафы, — им нужна халявная рабочая сила».

Никуда не едем: «Яндексу» стало не до вывода на биржу «Яндекс.Такси»

 

В Delivery объясняют: причиной блокировки может быть только поступление жалобы от ресторана или клиента — в этом случае аккаунт блокируется на время проведения проверки, других причин быть не может. «Условия работы одинаковы для всех курьеров вне зависимости от их национальности и гражданства», — подчеркивает представитель агрегатора.

«Неутомимая тяга к справедливости»

Все эти и ряд других озвученных курьерами претензий (слишком большой радиус доставки, отсутствие поддержки в случае, если у курьера сломался велосипед или телефон, и т.п.) не новы — выплаты задерживали и раньше, штрафы тоже «не вчера появились», говорит источник Forbes на рынке доставки. Что же превратило проходное по сути событие в одну из самых громких новостей и без того плотной летней повестки Москвы?

Главным организатором вывода темы в публичную плоскость стал профсоюз «Курьер». По словам Кирилла Украинцева, который называет себя одним из организаторов «Курьера», профсоюз появился 30 июня. Сам Украинцев прежде работал в некой «межрегиональной компании, которая занималась доставкой еды», где занимал должность «ведущего преподавателя в учебном центре и обучал руководителей и администраторов курьерской доставке».

Создать профсоюз его подвигла «неутомимая тяга к социальной справедливости». «Я начиная с 2012 года борюсь с несправедливостью. Но никакие профсоюзы прежде не создавал. Отстаивал права информационной поддержкой в интернете: делал репосты, писал комментарии, ставил лайки на безвозмездной основе», — говорит Украинцев. По его словам, он является социалистом, одним из авторов YouTube-канала «Вестник бури» (193 000 подписчиков) и одноименного сайта, на котором публиковались статьи, например, с такими заголовками: «Мечта прекрасная, еще неясная: неизбежен ли коммунизм и каким он будет?» и «Как капитализм привел в упадок сельскую местность Америки».

 

Регистрировать профсоюз Украинцев не стал: согласно статье 8-й Федерального закона о профсоюзах, такие организации вправе не регистрироваться (в этом случае они не имеют прав юридического лица и не могут осуществлять товарно-денежные отношения, например, собирать взносы с членов). «В начале пути это не нужно. Сейчас трудовой конфликт, нам некогда бегать с документами в Минюст. Это никаким образом нам не поможет», — говорит активист.

Битва защитников

Как выяснил Forbes, профсоюз «Курьер» не единственная правозащитная структура на рынке доставки еды. На момент проведения забастовки в России уже два года существовало другое курьерское объединение — «Союз курьеров России». Руководитель союза Иван Вайсс в разговоре в Forbes рассказал, что прежде развивал свой логистический бизнес, но продал его, решив создать агрегатор доставки еды. Чтобы узнать, «как все устроено на самом деле», в 2018-м пошел работать курьером в «Яндекс.Еду». «Появилось понимание, что в этой области присутствует правовой вакуум. По ходу работы возникает масса вопросов у курьеров, и они никак не решаются. Людям в офисе видится все в определенном свете, людям на улице — в другом. В итоге я отказался от идеи создавать очередной клон и сфокусировался на общественной работе», — рассказывает активист.

В ноябре 2019-го он завел Telegram-канал «СКР Союз курьеров России» (сейчас 1239 подписчиков), где стал писать о проблемах, о которых сообщали курьеры. «Постепенно канал рос, добавлялись личные знакомства, мы стали проводить совместные активности — футбол, мини-футбол, пока не было пандемии. Мы консолидировались таким образом», — говорит Вайсс. Вести канал и администрировать еще несколько курьерских пабликов ему помогают «десять инициативных курьеров» из разных городов России. Проект также официально не зарегистрирован.

«Меня обвинили в ангажированности Delivery Club, потому что я не хочу лезть на броневик и звать людей непонятно куда»

Появление еще одной курьерской организации и новости о задержке зарплат стали для Вайсса неожиданностью. «Я увидел 4 июля обращение [курьеров] на YouTube-канале [профсоюза «Курьер«] по поводу невыплат. До этих чисел никакой информации по этому поводу, никаких обращений ни ко мне, ни еще куда-либо не было», — уверяет он.

 

Курьеры и прежде говорили о проблеме задержки зарплат — «их просто не слышали», парирует Украинцев. При этом председатель не объясняет, как именно курьеры вышли на его прежде неизвестную организацию. «Мы есть в соцсетях, рассылали свои контакты в курьерских чатах, так нас и нашли, — в общих словах описывает он. — Это выбор курьеров. Мы стали решать их проблемы. Только мы их услышали».

Президент нового типа: как изменился государственный строй в Российской Федерации

По словам Вайсса, как только он узнал о новой организации, то связался с ее создателями и «предложил свое участие, помощь, запросил списки людей, у которых проблемы с выплатами, названия компаний, которые не выполняют обязательства». «Но к моему глубочайшему удивлению не встретил никакой встречной инициативы — полный игнор, — уверяет активист. — Плюс был обвинен в ангажированности Delivery Club, потому что не хочу лезть на броневик и звать людей непонятно куда непонятно для чего. И еще был забанен в личных сообщениях Саидом и в чате «Курьера».

Левый след

Руководителями профсоюза «Курьер», помимо Украинцева и Саида, являются еще несколько человек, среди них председатель профсоюза «Учитель» Андрей Рудой, уверен Вайсс. «Все это активисты молодежных левых движений: марксисты, коммунисты и вот это вот все. Они так видят мир, хотят избавить его от гнета капитализма», — рассуждает активист. Фамилии Саида он тоже не знает и отмечает, что тот «весьма своеобразный человек».

 

Украинцев причастность Рудого к «Курьеру» отрицает, а имена других партнеров по инициативе не раскрывает. На вопрос о том, есть ли у профсоюза инвесторы и на что живет он сам, Украинцев отвечает фразой о «фрилансовой деятельности в журналистской среде» (какой именно, не уточняет). По словам источника Forbes, близкого к движению, активности Украинцева и Рудого может поддерживать известный левый публицист, социолог и главный редактор журнала «Рабкор.ру» Борис Кагарлицкий. Еще в 1990-х он, помимо политической деятельности, участвовал в координировании профсоюзного движения. «В тусовке мелких социалистов есть иерархия: Украинцев — нижний уровень, Рудой — чуть повыше. Профсоюз «Курьер» — калька с профсоюза «Учитель», председателем которого является Рудой, который близок к Кагарлицкому», — объясняет свою версию собеседник Forbes.

«Кто-то решил прокачивать социальную повестку и обратил внимание на то, что курьеры для этого — еще большая благодать, чем таксисты»

Кагарлицкий действительно знает о существовании «Курьера» и поддерживает профсоюз информационно. «С Андреем Рудым мы сотрудничаем. Но прямого отношения к созданию профсоюза я не имею, оказывал только информационную поддержку. Мы публиковали материалы о забастовке, распространяли их. Но «Вестник бури» сыграл гораздо более активную роль», — ответил он Forbes во «ВКонтакте».

Прокачать повестку

Источник Forbes, близкий к Delivery Club, и еще два источника на рынке доставки еды главной причиной ажиотажного внимания к проблемам курьеров и появления на мизансцене новоиспеченного профсоюза считают желание организаторов «Курьера» «сыграть на хайпе» вокруг курьерской темы. «Возможно, кто-то из [представителей левых] политических сил решил прокачивать социальную повестку. И обратил внимание, что курьеры для этого еще большая благодать, чем таксисты», — говорит один из собеседников.

Курьеры общаются между собой в тематических чатах в Telegram, и если бы проблема действительно была такой острой и масштабной, как ее подавали на забастовке, «рынок бы об этом знал», заверяет другой источник, знакомый с рынком курьерского труда. «Это было бы заметно по перетоку [курьеров Delivery Club в «Яндекс.Еду»]. Как только у кого-то начинаются проблемы, начинается переток. Но сейчас его не было», — объясняет он.

 

Как X5 Retail Group смог в пандемию обойти «Утконос» и стать главным супермаркетом Рунета

Еще один собеседник Forbes обращает внимание на то, что в июне проходила другая забастовка курьеров Delivery — они были недовольны тестовым расширением зон доставки, но там «ни слова не было ни о каких задержках, а сейчас говорят, что людям не платили с мая».

«Пустышечный профсоюз «Курьер», которым руководят левые активисты, не имеет никакой курьерской представленности», — полагает источник на рынке фудтеха. По его мнению, активисты «допускают банальные ошибки — Гюванча Донмеза (руководитель фудтех-направления СП Mail.ru Group и Сбербанка, экс-гендиректор Domino's Pizza в России. — Forbes) называют создателем Domino's Pizza». «Чушь какая-то. Не понимают, как все устроено», — уверен собеседник Forbes. По его словам, в курьерских «общалках» в соцсетях не так давно появилось много «странных агитаторов, которые действительно что-то вбрасывают».

Впрочем, кем бы ни был инспирирован внезапный порыв курьерского самосознания, он помог сотрудникам добиться главной цели — получить причитающиеся выплаты. «Я работал всю самоизоляцию «до нулей», приходил домой в 1-2 часа ночи. Заработал 73 000 рублей и хочу, чтобы мне их вернули», — говорил на акции курьер Виктор Малеев. Он вспоминал об открытии «какого-то памятника [курьерам]», которые доставляли еду в карантин. «Что могу сказать? Лучше бы они к курьерам нормально относились, а не памятники ставили», — резюмировал активист.

 

На момент публикации материала все обязательства перед пострадавшими курьерами выполнены, заверил Forbes представитель Delivery Club.

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости