К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Сети гипермаркетов Auchan и Metro покинули десятку крупнейших по выручке ретейлеров


Auchan и Metro покинули десятку крупнейших ретейлеров в России по итогам первой половины 2021 года, уступив Ozon и «Светофору». Эксперты указывают на изменение покупательских предпочтений — гипермаркеты теряют трафик в пользу других форматов

По итогам января-июня 2021 года сети гипермаркетов Auchan и Metro покинули десятку крупнейших по выручке российских ретейлеров, где занимали два последних места, об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Infoline. Девятое место в рейтинге Infoline занял Ozon, а десятое — сеть дискаунтеров «Светофор». 

По оценкам аналитиков, год к году выручка Auchan сократилась на 17,3%, до 99,1 млрд рублей. Выручка Metro осталась на уровне 96,1 млрд рублей.  У Ozon оборот составил 141,9 млрд рублей, у «Светофора» — 120,5 млрд рублей. 

Выручка операционной компании ООО «Ашан» снижается пять лет подряд: в 2020 году показатель был 223,16 млрд рублей, что на 12,2% ниже, чем годом ранее. Компания продолжает оптимизацию сети: с начала 2021 года было закрыто 17 точек, теперь в Auchan входит 238 магазинов, включая 95 гипермаркетов и 143 супермаркета.

Реклама на Forbes

Бизнес Metro в России также долго находился под давлением. Выручка ООО «Метро Кэш энд Керри» снижалась с 2016 года по 2019 год, в прошлом году увеличилась на 7,69%, до 224,01 млрд рублей. Metro, по собственным данным, управляет в России свыше 90 гипермаркетами.

По словам гендиректора Infoline Ивана Федякова, Auchan в последние годы не успевал за ростом конкурентов. Сеть пыталась развивать более мелкие форматы, конкурировать с «Пятерочкой» (входит в X5 Group), но существенных результатов в непрофильном бизнесе Auchan достичь не удалось, отметил Федяков. У Metro, по оценке собеседника, ситуация не столь плачевная: компании удалось занять хорошие позиции в онлайн-канале, который уже формирует 10% оборота сети.

Гендиректор сети Auchan в России Иван Мартинович заявил газете, что в этом году выручка компании растет на 3%, EBITDA — на 66%, а сопоставимые продажи (LfL) — на 5% год к году. По его словам, Auchan инвестирует в клиентский сервис, цифровые решения и продолжит развиваться на российском рынке. В Metro не готовы комментировать финансовые показатели до их официальной публикации, но рассчитывают на хорошую динамику продаж до конца года. Там добавили, что результаты первого полугодия для сети непоказательны, продажи в третьем квартале растут, а четвертый квартал традиционно занимает большую долю в годовой выручке.

Эксперты констатируют продолжающееся снижение интереса потребителей к гипермаркетам. Консультант JosDeVries The Retail Company Ирина Болотова отметила, что гипермаркеты отнимают много времени и требуют больших затрат на покупку впрок, а со снижением доходов покупатели предпочитают разбить траты на всю неделю. По словам аналитика Райффайзенбанка по потребительскому рынку Егора Макеева, формат испытывает сложности также из-за вводимых на фоне пандемии COVID-19 в ряде регионов ограничений на посещение торговых центров, где расположены многие гипермаркеты.

Глава департамента ретейла CBRE Марина Малахатько отметила, что торговые центры в случае закрытия гипермаркетов могут заполнить освободившуюся площадь мебельным ретейлером или магазином электроники, так как оба сегмента показывают хорошую динамику.

По словам Федякова, перед операторами гипермаркетов сейчас стоит вопрос оптимизации сети. Их площади можно дополнить dark store, а также кафе и ресторанами, работающими в том числе на доставку, сказал Макеев. Он уверен, что и Auchan, и Metro имеет смысл в целом больше сфокусироваться на онлайн-канале. «Или мы можем увидеть перерождение Auchan, как это было в Китае, где бизнес был продан Alibaba Group. Но предпосылок для таких поглощений в России пока нет»,— добавил Федяков.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021