К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Берут все: почему на рынке подержанных автомобилей ажиотажный спрос

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Дефицит новых автомобилей поднял цены на рынке легковых машин с пробегом и увеличил их средний возраст. Какие машины покупают сейчас — в материале Forbes

За прошедшие девять месяцев 2021 года продажи на рынке авто с пробегом выросли на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в исследовании «Авито Авто» (учитываются данные по продажам, согласно идентификационным номерам транспортного средства — VIN-кодам). Средняя цена автомобиля с пробегом в стране составила 335 000 рублей, увеличившись на 17,5% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года.

«Из-за дефицита новых автомобилей и роста их стоимости многие покупатели делают выбор в пользу автомобилей с пробегом. И, конечно, всем более всего интересны авто с небольшим пробегом, в возрасте до двух-трех лет и одним бывшим владельцем. Однако в последнее время спрос растет и на менее свежие автомобили, в целом в б/у сегменте спрос значительно превышает предложение», — говорит директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский.  

Что продается

По данным «Авито Авто», первое место среди самых востребованных в России моделей на рынке авто с пробегом занимает ВАЗ (LADA) Priora со средней ценой 207 000 рублей, на второй позиции — ВАЗ (LADA) 2114 Samara (100 000 рублей). Третья строчка — у ВАЗ (LADA) Granta (335 000 рублей). Замыкают пятерку лидеров по продажам на рынке авто с пробегом ВАЗ (LADA) Kalina и Ford Focus.

Реклама на Forbes

Больше всего из топ-10 за два года подорожали Hyundai Solaris (+25% до 590 000 рублей) и Kia Rio (25,8% до 600 000 рублей).

На рынке Москвы и Московской области ситуация другая. Удивительно, но наиболее востребованным среди подержанных автомобилей стал Ford Focus со средней ценой 355 000 рублей. В марте 2019 года Ford объявил, что прекращает в России сборку легковых моделей Fiesta, Focus, Mondeo, EcoSport, Kuga и Explorer.

Ничего удивительного в популярности модели Ford Focus нет, считает Павел Носов, руководитель направления по работе со СМИ крупнейшего российского автохолдинга «Рольф». «Среди иномарок Focus был лидером продаж на рынке в 2000-х годов, этой модели было выпущено довольно много. Первое поколение Ford Focus выпускалось с 1998-го по 2005 год, а второе с 2004-го по 2011 год. Последний стал настоящим бестселлером. Это надежный автомобиль и в хорошей комплектации он пользуется спросом до сих пор», — говорит Носов.

Второе место у Hyundai Solaris (средняя цена на рынке авто с пробегом — 569 000 рублей), третье — Kia Rio (средняя цена на рынке авто с пробегом — 585 000 рублей). После идут Skoda Octavia (средняя цена — 627 000 рублей) и Volkswagen Polo (средняя цена — 554 000 рублей).

Самыми подорожавшими в Москве и области стали BMW 5-й серии (+63,3%) и Toyota Camry (+44,2%).

Популярный премиум

Автомобили категории премиум в самые популярные марки авто с пробегом не вошли, говорит представитель «Авито-Авто». Но, если выделять их в отдельный сегмент, то на первом месте в продажах премиум-сегмента в России расположился Mercedes-Benz E-класс со средней ценой 3,2 млн рублей и долей в продажах 7,51%, второе место у BMW 5-й серии (средняя цена на рынке авто с пробегом — 3,1 млн рублей, доля в продажах — 6,89%), после идут BMW 3-й серии (средняя цена на рынке авто с пробегом — 2,7 млн рублей, доля в продажах — 4,17%), Lexus RX (средняя цена — 3,8 млн рублей, доля в продажах — 3,64%) и BMW X5 (средняя цена — 5,69 млн рублей, доля в продажах — 3,59%). Замыкают топ-10 самых продаваемых моделей Mercedes-Benz C-класс, BMW X6, BMW X3, Mercedes-Benz GLC-класс, Lexus LX.

Больше всего в категории премиум по России прибавили BMW: BMW 3-й серии за последние два года подорожала на 74,2%, BMW Х5 — на 72%, BMW Х3 — на 56,9%.

В Москве и области первые три места премиум от данных по России фактически не отличаются, разница заметна лишь в долях в продажах. Самый востребованный — автомобиль Mercedes-Benz E-класс со средней ценой 3,2 млн рублей и долей в продажах 7,15%, потом BMW 5-й серии (средняя цена на рынке авто с пробегом — 3,11 млн рублей, доля в продажах — 6,76%) и BMW 3 серия (средняя цена на рынке авто с пробегом — 2,65 млн рублей, доля в продажах — 4,61%). Изменения становятся заметны с четвертой позиции, где находится BMW X5 (средняя цена — 5,67 млн рублей, доля в продажах — 3,55%) и BMW X6 (средняя цена — 4,6 млн рублей, доля в продажах — 2,77%). После идет Mercedes-Benz C-класс, BMW X3, Mercedes-Benz GLA-класс, Mercedes-Benz GLC-класс, Mercedes-Benz GLS-класс.

В Москве и области сильнее всего выросли цены на BMW Х5: за последние два года авто подорожало на 71,8%, BMW 3-й серии на 71,8%, — 72%, BMW Х3 — 69,3%.

«Позиции седанов Mercedes-Benz и BMW традиционно сильны в премиум-сегменте, они всегда в пике спроса. Например, у Mercedes-Benz E-класс до сих пор в продаже много моделей с индексом w210 (выпуска 1995-2003 годов) и w211 (выпуска 2002-2009 годов) и последующих. У BMW 5-й серии продаются е39 (выпуск 1995-2004 годов) и последующие», — поясняет Павел Носов из «Рольф». Показательно четвертое место в продажах по России внедорожников Lexus RX, говорит собеседник Forbes: не то чтобы автомобиль дешевле Mercedes-Benz и BMW, просто позиции Lexus традиционно сильны за Уралом.

Берут все

Смещение потребительского спроса в сторону вторичного рынка — это тенденция года, отмечают дилеры. «По итогам девяти месяцев 2021 года в «Рольф» продажи авто с пробегом выросли на 54% год к году и на 38% к результату 2019 года», — говорит Павел Носов. Fresh Auto за девять месяцев 2021 года продала на 64% больше авто с пробегом, чем в январе этого же года.

Нарасхват авто с пробегом всех брендов в хорошем состоянии, но больше всего россияне тяготеют к недорогим кроссоверам, считает директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов . «Наиболее массовым спросом пользуются недорогие автомобили класса В (Hyundai Solaris, Skoda Rapid и прочее) и SUV (Toyota RAV4, Renault Duster и прочее). В большинстве случаев покупатели ищут автомобили с коробкой «автомат», а для кроссоверов предпочтительнее полный привод», — согласен представитель «Рольф».

«Спрос сейчас значительно превышает предложение, поэтому все автомобили, даже не самых популярных марок и комплектаций, реализуются достаточно быстро, берут все. Особенно высоким спросом сейчас пользуются автомобили, которые подходят для лизинга», — комментирует Андрей Каменский.

Еще одной тенденцией 2021 года стало увеличение среднего возраста автомобилей с пробегом. «В связи со снижением доходов жители России не спешат продавать имеющееся транспортное средство, поэтому срок владения автомобилем увеличился почти до 13 лет», — отмечает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.  

Почему растет б/у

Ажиотаж в сегменте подержанных авто не утихает на протяжении всего года и связан с дефицитом новых автомобилей и ростом цен на них, напоминает Денис Мигаль. Основная причина проблем — мировая нехватка электронных компонентов (чипов).

Реклама на Forbes

Заводы почувствовали дефицит чипов этим летом. Крупнейший российский производитель «Автоваз» из-за дефицита компонентов несколько раз приостанавливал выпуск ряда моделей Lada. В конце июня в Нижнем Новгороде остановили завод «Группы ГАЗ» филиала Volkswagen Group Rus. Оставшись без чипов, «Автоваз» предлагал дилерам комплектации Lada Vesta, Xray и Largus без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы. Чтобы избежать рисков остановки крупнейших автопроизводителей и возникновения дефицита российских автомобилей у дилеров, автоконцернам позволили до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). С середины сентября «Автоваз» перестал устанавливать на новые автомобили ЭРА-ГЛОНАСС-модули.

По словам опрошенных Forbes дилеров, дефицит новых автомобилей был ощутим уже в начале года,  но к сентябрю все стало гораздо хуже. На рынке более-менее доступны Renault, BMW и весь модельный ряд выше линейки С у Mercedes-Benz, рассказывают они, но по остальным производителям жесткая нехватка, особенно у Lexus, Volkswagen и Nissan.

«Наибольший дефицит по популярным в России кроссоверам, их не хватает по BMW, Audi, Mercedes-Benz, Porsche и Volvo. Серьезная проблема с поставками у MINI, автомобилей нет совсем. Мы начинаем продавать авто из шоурума и уже опасаемся, что ситуация с поставками может продлиться более длительное время, и потом уже даже в шоуруме будет нечего показать», — добавляет генеральный директор ГК «АВТОDOM» Андрей Ольховский.  

Потребители, которые хотят приобрести новый автомобиль, не могут купить его сразу: срок ожидания нового автомобиля массового сегмента вырос примерно до одного-полутора месяцев, в премиальном сегменте — до полутора-двух месяцев.

На волне нехватки машин у дилеров и высокого спроса со стороны покупателей выросли и цены. Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам августа нынешнего года составила 2,14 млн рублей, сообщало агентство «Автостат». Если в июне средневзвешенная цена составляла более 1,8 млн рублей, то в июле она уже превысила 1,9 млн рублей, а в августе выросла еще на 200 000 рублей. Рост с января по август составил 21%.

Реклама на Forbes
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021