К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Защита для котика: как чувствует себя рынок страхования домашних животных в России

Фото Beata Zawrzel / NurPhoto via Getty Images
Фото Beata Zawrzel / NurPhoto via Getty Images
Сегодня собаки и кошки есть в 59% семей в России. Эта тенденция подстегнула рост рынка страхования домашних животных в 2021 году. По словам экспертов, за последний год количество людей, купивших страховку для своего питомца, выросло в шесть раз

Что такое страхование домашних животных

Страховые полисы для питомцев — новый продукт на рынке страхования и pet care (уход и забота о домашних животных). Пионерами страхования кошек и собак в России стали «Ренессанс Страхование», «Манго Иншуринг», «СберСтрахование» и несколько других компаний. 

Во время пандемии люди стали чаще заводить домашних животных. Сегодня собаки и кошки есть в 59% семей в России. Согласно проведенному Mars Petcare в 2020 году исследованию популяции домашних животных (есть у Forbes), за последние три года численность кошек и собак выросла на 23% и достигла 63,5 млн. 

По оценке основателя и CEO «ВетЭксперт» Максима Шапорина (провайдер телеветеринарии, сотрудничающий со страховыми компаниями), рынок страхования в этом году вырос в полтора-два раза, превысив 100 млн рублей. В 2022 году Шапорин ожидает как минимум утроения рынка: «А если на рынок выйдут несколько крупных игроков, которые давно к нему присматриваются, то он дойдет до 0,5 млрд рублей. И все равно это будет только начало».

 

По словам директора по маркетингу «Манго Иншуринг» Дианы Акчуриной, на конец 2021 года количество клиентов компании, купивших страховку для питомца, по сравнению с декабрем 2020-го выросло в шесть раз. 

Что включает страховка для животных

Состав страховых продуктов у всех похож: безлимитная телеветеринария (провайдеры Pestory от компании Mars, «ВетЭксперт» и др.), возмещение расходов в клиниках (при условии, что заболевание покрывается полисом) и возмещение убытков по гражданской ответственности, если питомец причинил кому-то вред. Такие услуги, как вакцинация или кастрация, в страховку, как правило, не входят, так как являются плановыми и практически обязательными ветеринарными манипуляциями и могут существенно повлиять на стоимость полиса. 

 

Под страховой случай не попадают кастрация, вакцинация, а также «породные» и онкологические заболевания. Нельзя застраховать животное старше восьми лет (считается, что в этом возрасте кошки и собаки начинают болеть чаще). Пользовательский путь тоже не идеален: чтобы получить возмещение по расходам, нужно сначала самому заплатить за услугу и лишь потом, предоставив все документы в страховую компанию, получить свои деньги обратно.

«Такой подход типичен для зарождающегося рынка. Чтобы развить полноценный «ДМС для питомцев», потребуется не один год и более зрелая стадия развития ветеринарного рынка, который только начинает свою консолидацию», — говорит Алексеев.

Страховку для питомца можно купить на год — такие продукты, например, запустили «Ренессанс Страхование» с Petstory и «ВетЭкспертом», а также разбить стоимость полиса на 12 месяцев, оформив подписку. Второй способ оплаты предлагает «Манго Иншуринг»: если годовой полис в зависимости от выбранного пакета стоит от 1400 до 6000 рублей, то «подписка на спокойствие», или попросту помесячная оплата, — от 250 до 500 рублей в зависимости от тарифа. 

 

Кто потребитель услуги

Основными покупателями полиса, согласно исследованию Petstory, проведенному в ноябре 2021 года, являются женщины (68% против 32% мужчин). Средний возраст страхователя — от 23 до 33 лет. «Это преимущественно миллениалы, живущие в крупных городах и пользующиеся уже ставшими привычными онлайн-сервисами. Это очень разные по интересам и предпочтениям люди, но их всех объединяет любовь к своей собаке или кошке, желание заботится о них и создавать им комфорт», — делится портретом пользователя Акчурина из «Манго Иншуринг». 

Согласно данным Petstory, владельцы собак чаще страхуют своих любимцев, чем хозяева кошек, — 62% и 38% соответственно. Это объясняется особенностями поведения животных: собаки чаще получают травмы в играх или на прогулках, а также с большей вероятностью могут нанести ущерб чужому имуществу. 

Статистику Petstory подтверждает «ВетЭксперт»: пользователей с собаками и кошками — 58% и 36% соответственно. «Думаю, это связано с тем, что содержание собак требует все же немного больше внимания и различного рода вопросы к специалистам у владельцев собак возникают чаще. На других животных (птиц, грызунов, рыбок и пр.) приходится около 6% от наших клиентов», — говорит Шапорин.

Как показало исследование Petstory, главная мотивация при покупке такой страховки у россиян — возможность сэкономить на ветеринарной помощи. Около 24% заключили договор, поскольку владеют животными, склонными к различным заболеваниям; еще 14% купили страховку ради онлайн-консультаций с ветеринарным врачом. Только 16% заключивших договор не пользуются онлайн-консультациями и покрывают страховкой только офлайн-консультации и затраты на лекарства.

Чем российский рынок отличается от мирового

Такой подход со стороны пользователей генерит существенные убытки для страховых компаний: объемы выплат в разы превышают выручку, что противоречит смыслу страхового бизнеса, но пока компании готовы это терпеть. «Чтобы страховые компании стали зарабатывать на этом продукте, должен существенно увеличиться объем продаж», — уточняет управляющий директор департамента по работе с посредниками «Ренессанс Страхования» Алексей Алексеев.

 

«Само появление рынка и формирование интереса у людей к такому предложению является основным изменением. В Европе такие услуги пользуются популярностью и часто даже включены в стандартный пакет ДМС компаний (для сотрудников). У нас же такого отношения еще нет, но рынок движется в этом направлении», — говорит Акчурина.

На зрелых рынках (Европа и США) страховка для питомцев — привычный продукт. Как правило, он называется wellness plan и включает в себя возмещение не только в страховых случаях, но и рутинные процедуры — чекапы и вакцинацию.

Это выгодно или нет?

Стоимость первичного приема в средней московской клинике может составить 10 000 рублей, даже если среди оказанных услуг не будет ничего лишнего: осмотр врача-терапевта, анализ крови, а также рентген или УЗИ. Если повезет, владельца кошки или собаки ждет повторный прием стоимостью 2000-4000 рублей и скорое выздоровление питомца, а если нет, потребуется пребывание в стационаре или даже операция, и тогда стоимость ветеринарных услуг может достигать десятков и даже сотен тысяч рублей. При этом даже самый дорогой полис с возмещением затрат на ветуслуги до 50 000 рублей обойдется в 6000 рублей. А если выбрать месячный тариф — в 350 рублей в месяц.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+