К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Новый азимут: зачем миллиардер Александр Клячин вложился в туристические зоны

Александр Клячин создал одну из крупнейших компаний на рынке недвижимости Gleden Invest с портфелем более 800 000 кв. м. (Фото Юрия Чичкова для Forbes)
Российская индустрия гостеприимства, где Azimut Hotels Александра Клячина давно уже безоговорочный лидер, сильно пострадала от пандемии коронавируса. Почему миллиардер продолжает инвестировать в нее огромные средства?

Из панорамных окон гостиницы, стоящей у подножия горы Зеленой на горнолыжном курорте Шерегеш, открывается завораживающий вид на заснеженные вершины Горной Шории. За пейзажем наблюдает один из крупнейших российских рантье Александр Клячин. Он собирается инвестировать в курорт 10 млрд рублей и к 2032 году построить на территории 118 га десятки гостиниц, комплекс шале, детский лагерь, конгресс-центр и всю сеть дорожной и инженерной инфраструктуры.

Приют для командировочных

Сейчас компания Gleden Invest Александра Клячина — одна из крупнейших на рынке недвижимости, в ее портфеле более 800 000 кв. м офисной и жилой недвижимости, торговых и складских помещений. А начиналось все в середине 1990-х. Именно тогда пришел в бизнес выпускник географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Александр Клячин.

«Это произошло само собой. Предпринимать — мое естественное состояние, — объясняет в интервью Forbes миллиардер. — Занимался самыми разными вещами, популярными в те годы». Первые серьезные по тем временам деньги Клячин заработал на торговле автомобилями: покупал в Средней Азии подержанные машины советского производства и перепродавал их в центральных регионах России. На юге из-за сухого климата автомобили лучше сохранялись при эксплуатации, российские кооператоры и представители закавказских республик их охотно покупали.

 

Но капитал предприниматель сколотил на рынке слияний и поглощений. В 1993 году Клячин и его партнеры были известны как одни из самых агрессивных игроков на рынке недвижимости. Покупая ценные бумаги предприятий и земельные паи распадавшихся колхозов и совхозов, предприниматели собрали 20 девелоперских проектов в Москве и около 15 000 га земли в Истринском, Подольском и Одинцовском районах Подмосковья. В 2008 году Клячин продал эти активы пулу инвесторов с Ближнего Востока. После сделки, которая оценивалась в $160 млн, Клячин заявил, что «намерен сосредоточиться на гостиничном бизнесе».

«Первый отель в Самаре был куплен в плачевном состоянии: старое здание, много обременений, плохая экономика в городе», — вспоминает Клячин. Отель он приобрел в 2004 году «очень дешево, всего за $1 млн». Через два года, когда в зарождающейся сети уже было семь отелей, был зарегистрирован бренд Azimut. Название придумали быстро, говорит предприниматель, важно было, чтобы оно начиналось на букву А и одинаково хорошо звучало на русском и английском языках.

В дальнейшем сеть прирастала старыми советскими гостиницами в крупных российских городах. Azimut проводил реконструкцию, менял оборудование и открывал их для гостей. В 2008 году компания стала первой и пока единственной российской отельной сетью, которая начала работать в Европе. За один год отели Azimut открылись в Берлине, Дрездене, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге, Эрдинге и Вене. Тогда же в пятиэтажном здании на территории «Даниловской мануфактуры» в Москве начался ремонт и переоборудование под отель. Свой первый отель в российской столице компания открыла в 2012 году, выручка сети по итогам того года составила 3,5 млрд рублей.

В мае 2013 года перед Клячиным открылись новые перспективы, когда владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг отдал в управление сети Azimut Hotels строящийся к Олимпиаде в Сочи гостиничный комплекс из двух отелей на 3600 номеров. Этот контракт удвоил количество номеров Azimut Hotels в России до 7100, после чего сеть обогнала шведско-бельгийскую группу Carlson Rezidor (бренды Radisson, Park Plaza, Park Inn by Radisson и др.) и вышла по номерному фонду на первое место в стране.
Через несколько лет Вексельберг вышел из сочинских проектов, самый крупный из отелей, на 2880 номеров, достался компании «Юг-Бизнеспартнер», связанной с краснодарским бизнесменом Романом Баталовым, зятем бывшего министра сельского хозяйства Александра Ткачева. «Юг-Бизнеспартнер» передал на пять лет управление комплексом тур­оператору «Библио-Глобус» и переименовал объект в «Сочи Парк Отель».

По словам генерального директора Azimut Hotels Максима Бродовского, с 2017 года стратегия Azimut Hotels изменилась. «На тот момент подавляющее большинство активов сети находилось в собственности. Чтобы продолжить развиваться тем же путем, требовались огромные вложения. Мы решили расти через подписание договоров управления или франшизы», — объясняет он. Первый отель по франшизе открылся по договору с компанией «Роза Хутор» (входит в «Интеррос» Владимира Потанина) об управлении расположенными на горнолыжном курорте гостиницей Freestyle Rosa Khutor (174 номера) и комплексом Valset (394 апартамента), которые после заключения контракта добавили к названию слово Azimut. Чуть позже подписали договор с отелем в Нальчике.

 

Сегодня Azimut Hotels является крупнейшей сетью в России по объему номерного фонда — более 10 000 номеров. Гостиничный актив Клячина насчитывает свыше 60 объектов, больше половины из них находится в собственности (в том числе купленный в 2012-м московский отель «Метрополь»), другая часть работает по франшизе, по контрактам на управление или долгосрочной аренды.

«Формирование портфеля оператора шло по классической схеме, как у многих международных сетей: от концепции asset heavy (владение и управление активами) до asset light (только управление активами), — говорит Яна Уханова, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. — Концепция asset light позволяет быстрее масштабироваться оператору за счет предоставления операционной экспертизы и минимизации долговой нагрузки для строительства своих собственных новых проектов».

По словам Максима Бродовского, самым успешным для сети стал 2019 год, когда выручка достигла $140 млн (8,5 млрд рублей). Клиенты гостиниц — это преимущественно представители деловых кругов, которые живут в них во время командировок. В благоприятные годы до 30% выручки приносил доход от проведения бизнес-мероприятий. «Но в пандемийные 2020–2021 годы сегмент сильно провис по понятным причинам», — говорит Бродовский. И в Azimut решили привлечь других клиентов.

Долгие годы Azimut признавали исключительно как гостиницы для деловых путешествий. С 2020 года сеть начала расширять курортное направление. (Фото Юрия Чичкова для Forbes)

Туристический продукт

В январе 2019 года Александр Клячин прилетел в Шерегеш по приглашению губернатора Кузбасса, где познакомился с местным предпринимателем Константином Ивушкиным, который владеет в регионе крупной генподрядной строительной организацией «ОК Сибшахтострой». Ивушкин долгое время провел в Москве, где познакомился с бизнесменом Романом Троценко — давним товарищем Клячина. «Он [Троценко] купил Московский машиностроительный завод «Знамя», где я был генеральным директором, — рассказывает Ивушкин. — Потом под мое управление перешли Московский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ), «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске. Также входил в советы директоров его различных компаний».

В 2009 году Ивушкин вернулся на родину и возглавил семейный бизнес «Сибшахтострой», а «в качестве хобби» начал инвестировать в местный туризм — развивал отели «Ольга» и «Берлога», две канатные дороги, ресторанный комплекс и каток на территории самого популярного у сибиряков зимнего курорта Шерегеш.

«Первые впечатления о Шерегеше у меня были позитивными: много жизни, драйва и людей, которым не хватает мест для размещения», — рассказывает Александр Клячин о первой поездке на курорт. Он говорит, что решение инвестировать пришло не сразу, но уже тогда он был близок к нему.
Azimut Hotels активно искал новые возможности для развития. «Несмотря на широкую узнаваемость бренда, в течение долгого времени сеть признавали исключительно как гостиницы для деловых путешествий, — говорит Максим Бродовский. — Гости часто говорили, что им нравятся объекты Azimut и они хотели бы не только жить в городе во время командировок, но и отдыхать с брендом за городом».
По словам гендиректора, вплоть до 2019 года такую возможность гостям предоставляли два отеля сети в «Роза Хутор», «Azimut Переславль», а еще «Azimut Прометей Небуг» (оздоровительный центр в Краснодарском крае компании «Алроса») и рыболовно-охотничья база «Azimut Волга».

С 2020 года Клячин начал расширять курортное направление — купил сеть из 19 санаториев «РЖД-Здоровье» (более 2000 номеров), взял в аренду пятизвездочный комплекс «Метрополь» на берегу моря в Геленджике (бывший Kempinski) и объявил о начале строительства кластера на курорте Шерегеш. «Первоначально Azimut Hotels фокусировался на создании сети бизнес-отелей в крупных российских городах. Но пандемия продемонстрировала уязвимость делового сегмента и устойчивость сегмента leisure (досуг, англ. — Forbes). Поэтому с целью диверсификации портфеля и минимизации рисков появление рекреационных объектов вполне оправданно», — считает Уханова из JLL.
«Большая часть санаториев привлекательна с точки зрения локации, предлагаемого продукта и наработанной лояльной базы клиентов. При этом санаторный сегмент в его современном проявлении очень востребован, и тренд будет только усиливаться», — считает Маргарита Найштут, руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE. По ее словам, крупные спортивные и рекреационные проекты, такие как Шерегеш, хотя и имеют длинный срок окупаемости, но при успешной реализации дают стабильную прибыль в долгосрочной перспективе.

«Стратегия Azimut Hotels — это скорее длительное владение активами, нежели приобретение с целью быстрого выхода, и инвестиции в этот проект должны быть оправданны в долгосрочной перспективе», — рассуждает Найштут. Она также отмечает, что в последние годы на федеральном уровне активно продвигаются проекты по развитию внутреннего туризма, пандемия стала дополнительным катализатором и инвестиции в рекреационный сегмент имеют хороший потенциал.

Сибирский магнит
Горнолыжный курорт Шерегеш открылся в 1981 году. Его территория поделена на сектора «А», «B» и «Е», в полной мере освоен пока только первый. На курорте более 250 объектов, в их числе 83 гостиницы, 19 подъемников, 26 горнолыжных трасс протяженностью 56 км, 77 точек быстрого питания и 28 пунктов проката. «Здесь очень много мелких собственников: кафе, отели, магазинчики. В этом и прелесть Шерегеша, и его беда: застройка хаотичная, единого стиля и стандартов гостеприимства нет, — разводит руками Константин Ивушкин (его объекты расположены в секторе «А»). — Горнолыжному курорту нужен международный опыт, как в Европе, когда все собственники на курорте объединяются и договариваются».
Инвестиционная компания Клячина Gleden Invest и «ОК Сибшахтострой» Ивушкина развивают совместный кластер в секторе «B» (75% в проекте принадлежит Gleden Invest, 25% — компании Ивушкина).

Зачем Клячину местный партнер? «Он здесь живет, хорошо знает все условия, от технических до геологических, у него здесь успешный бизнес, он готов рисковать деньгами — все это явное преимущество», — отвечает миллиардер. По замыслу властей, именно сектор «B» должен стать новым центром горнолыжного Шерегеша.
Помимо Azimut Hotels, на Шерегеш пришли и другие крупные инвесторы. Cosmos Hotel Group миллиардера Владимира Евтушенкова ведет строительство гостиничного комплекса в секторе «Е», «УГМК-Застройщик» Искандера Махмудова намерена вложить десятки миллиардов рублей в жилье в поселке Шерегеш, «Новапорт» Романа Троценко построит новый аэропорт вблизи курорта стоимостью 14 млрд рублей.
«Большой Шерегеш» обещает стать крупнейшим туристско-рекреационным кластером в стране с момента завершения Олимпиады в Сочи. После открытия новых 10 гостиниц и 30 апарт-отелей на курорте портфель Azimut Hotels увеличится на 3500 номеров.
Проект «Большой Шерегеш» реализуется в парт­нерстве с ВЭБ.РФ и при поддержке администрации Кузбасса и Ростуризма. Инвесторам предоставляют льготные кредиты на срок до 15 лет по ставке 3–5% годовых на строительство и реконструкцию отелей, государство выделяет средства из федерального бюджета на инфраструктуру Шерегеша (в нее уже вложено 500 млн рублей из федерального бюджета, к 2025 году планируется инвестировать еще 2,5 млрд рублей). Ростуризм формирует спрос на это направление за счет запуска чартерных программ, туристического кешбэка и федеральных рекламных кампаний.

Клячин признает, что субсидированная процентная ставка и другие меры поддержки в рамках нац­проекта по развитию туристической инфраструктуры сыграли важную роль в его решении начать бизнес на Шерегеше.
Он готов привести на курорт известные отельные и гастрономические бренды: Marriott, Hilton, Radisson, Novikov Group, White Rabbit и др. Через 10 лет инвесторы обещают сделать Шерегеш первым горнолыжным курортом международного уровня за пределами европейской части страны.
«Роза Хутор» лучше с точки зрения комплексности развития качества гостиниц и длины трасс, но в Сибири другой климат, колорит, атмосфера, здесь более длинный сезон и больше снега, так называемый пухляк. У Шерегеша колоссальный потенциал», — убеждена глава Ростуризма Зарина Догузова.

 

По туристическому потоку сибирский курорт уже обогнал горнолыжные кластеры Краснодарского края. По словам губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, за зимний сезон 2020/2021 Шерегеш посетило рекордное число туристов — более 2 млн, это почти вдвое больше, чем годом ранее. «Красная Поляна» и «Роза Хутор» приняли за сезон суммарно 1,6 млн туристов.
Проблема Шерегеша в слабом трафике в летний сезон. «Для многих туристов летом наиболее привлекателен Горный Алтай, поэтому предстоит многое сделать, чтобы Шерегеш составил ему конкуренцию. И мы это сделаем!» — обещает Александр Клячин.  

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+