К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Деньги просто пропали»: сотрудники Wildberries пожаловались в прокуратуру

Фото Maxim Shemetov / Reuters
Фото Maxim Shemetov / Reuters
Wildberries изменил порядок выплат для сотрудников пунктов выдачи заказов. Маркетплейс перейдет на еженедельные выплаты, а в среднесрочной перспективе — на ежедневные. Этому решению предшествовал скандал. Как выяснил Forbes, в минувшую пятницу сотрудники пунктов выдачи Wildberries в Забайкальском крае обратились в местную прокуратуру с просьбой провести проверку своего работодателя. Аналогичное обращение готовят и работники ПВЗ Московского региона и Красноярского края. По их мнению, работодатель в последнее время значительно ухудшил условия их труда. Главное, в чем сотрудники обвиняют Wildberries, — изменение условий начисления заработной платы, в результате чего работники не могут получить деньги

Обращение от коллектива менеджеров по работе с клиентами из читинских филиалов ООО «Вайлдберриз» направлено в прокуратуру Забайкальского края и зарегистрировано в пятницу, 24 июня. Копия обращения в электронном виде подана в Генпрокуратуру. Об этом Forbes сообщил представитель инициативной группы менеджеров этого региона.

В тексте обращения (с ним ознакомился Forbes) сказано, что с октября 2021 года руководство маркетплейса Wildberries изменило ряд положений, регулируемых  ранее заключенными трудовыми договорами. Изменения ухудшили условия труда. 

Сотрудники жалуются, что компания отказывается предоставлять им ряд документов, например, оригиналы подписанных руководством трудовых договоров, расчетные листы работающим по трудовому договору, а тем, кто работает по договору гражданско-правового характера, — акты приемки оказанных услуг.

 

Кроме того, в заявлении сказано, что с 5 марта маркетплейс изменил сотрудникам пунктов выдачи заказов (ПВЗ) график работы — рабочий день был увеличен с 12 до 14 часов. Сотрудникам не предлагали подписать в этой связи никаких дополнительных соглашений. 

Но больше всего сотрудников ПВЗ взволновало то, что Wildberries с июня 2022 года изменил условия начисления работникам заработной платы. Теперь ее не зачисляют на расчетный счет сотрудника в банке, а переводят на баланс личного кабинета в рабочем приложении маркетплейса.

 

Таким образом, по мнению подписантов обращения в прокуратуру, у компании появляется возможность не уплачивать НДФЛ и страховые взносы, а у работников отсутствует статья дохода «Зачисление заработной платы».

Сотрудники Wildberries (список подписантов есть у Forbes) просят прокуратуру провести проверку законности действий вышестоящего руководства по данным нарушениям.

Обращения аналогичного содержания, но уже от служащих Московского региона и Красноярского края на днях могут быть  направлены в региональные и краевые прокуратуры. Это Forbes подтвердили представители инициативных групп менеджеров в этих регионах. «Многие сотрудники запуганы, боятся увольнений, но есть те, кто подписывает», — говорит представитель инициативной группы Красноярского края.

 

«На данный момент не подтверждены предположения о якобы поданном заявлении в прокуратуру Забайкалья. На наш взгляд, это фейк», — заявил Forbes глава пресс-службы Wildberries Валерий Прокопьев. Он опроверг информацию о сборе подписей и подаче аналогичных обращений в других регионах России: «Мы на связи с персоналом и отвечаем на все возникающие вопросы».

Обвинения в уходе от уплаты налогов представитель Wildberries назвал абсурдными: «Компания полностью прозрачна и открыта. Кроме того, любой желающий может увидеть начисления страховых взносов и НДФЛ от работодателя на открытом сервисе налоговой службы nalog.ru». 27 июня пресс-служба распространила релиз о планах увеличить периодичность выплат зарплат менеджерам ПВЗ: в ближайшее время выплаты станут еженедельными, а в среднесрочной перспективе — ежедневными. 

«Наплевали на договор»

Согласно зафиксированным в трудовых договорах условиям, сотрудники ПВЗ за выполнение своих обязанностей получают оклад, около 15 000 рублей в месяц. За «качественный, добросовестный, эффективный труд» может начисляться и выплачиваться премия, размер и частота которой не прописаны, но в документе указано, что размер премии «есть право, а не обязанность работодателя и зависит от количества и качества труда работника, финансового состояния работодателя и других факторов, оказывающих влияние на сам факт и размер премирования».

Осенью 2021 года работников в одночасье перевели на так называемую новую систему вознаграждения. Собеседники Forbes уверяют, что не подписывали никаких новых соглашений или дополнений к трудовым договорам. «Wildberries просто наплевал на договор, а фиксированную выплату упразднил», — негодует один из них.

Теперь размер вознаграждения сотрудника ПВЗ формируется на основе ряда факторов. Во-первых, он зависит от количества кликов, которые сотрудник обязан произвести сканером: минимум четыре выдачи или приема единиц товара в час (в противном случае назначается штраф). Во-вторых, работник получает процент от суммы выкупа товаров, поступивших в ПВЗ за день. В-третьих, учитывается скорость разбора товаров, поступивших в ПВЗ за день (количество посылок не регулируется, на их разбор отводится два часа, иначе штраф). В-четвертых, учитывается личный рейтинг сотрудника и ПВЗ (на рейтинг влияют отзывы посетителей, за низкую оценку — штраф).

 

Валерий Прокопьев эту информацию опровергает:  «Менеджеры продолжают работать по тем трудовым договорам, которые были заключены с ними ранее, изменений не было. Как мы полагаем, оферту для пользования приложением могли ошибочно принять за новую форму сотрудничества, но это не так».

Представитель Wildberries говорит, что информация о каких-либо ухудшениях условий труда не соответствует действительности: «Компания предлагает конкурентный доход при добросовестном выполнении работы, который значительно выше средней зарплаты по региону. Выплаты регулярно индексируются: за последние два года доход менеджеров [пунктов] самовывоза вырос в среднем на 42%. Кроме того, оплачиваются все дополнительные подработки, выходы в дополнительное время. При добросовестной работе доход менеджеров ПВЗ может превышать 100 000 рублей».

Менеджеры ПВЗ получают от 20 000 рублей до 130 000 рублей в зависимости от региона и конкретного пункта выдачи, объясняет собеседник Forbes из инициативной группы. «Мы не можем заставить покупателя заказывать на свой ПВЗ по прихоти или усердным трудом. Если пункт расположен в хорошем месте с удобной транспортной развязкой, он будет «качать», а если где-то в спальном районе — нет», — говорит сотрудник ПВЗ маркетплейса.

Wildberries работает в строгом соответствии с трудовым законодательством и соблюдает все установленные нормы по оформлению персонала, формированию рабочих графиков и длительности рабочего дня, уверяет Прокопьев.

 

Где деньги

«Восьмого июня всем российским менеджерам ПВЗ Wildberries — таких около 14 000 человек — пришло сообщение от руководства. В нем было указано, что вознаграждение за период с 1 по 10 июня поступит на баланс с 17 по 20 июня. Но не будет зачислено на расчетный счет сотрудника в банке, а придет на баланс личного кабинета в рабочем приложении маркетплейса. Сотрудник самостоятельно должен выводить эти средства на реквизиты своего счета в банке», — рассказывает представитель одной из инициативных групп менеджеров. По его словам, нововведение принесло много проблем, основной стало то, что большинству сотрудников вывести свои деньги из личного кабинета не удалось.

«Мы внедряем новый финтех-сервис в приложении для менеджеров ПВЗ. Благодаря первым реализованным решениям уже сейчас выплаты идут быстрее — заработанные деньги моментально отражаются на персональном балансе, и пользователь сам указывает свой банковский счет, на который ему удобно получить перечисление», — объясняет представитель Wildberries Валерий Прокопьев. 

Месячная выплата вознаграждения сотрудникам ПВЗ идет тремя траншами, раз в 10 дней.

«Семнадцатого июня компания должна была оплатить сотрудникам их работу, деньги поступили в личные кабинеты. Однако все попытки перевода денег в банк не увенчались успехом. Из личного кабинета они пропали, а на счетах в банке так и не появлялись. Для всех сотрудников это был шок. Некоторые из-за этого просрочили выплаты ипотеки и кредитов, у многих семьи, дети, их нужно кормить», — продолжает собеседник Forbes из инициативной группы. По его словам, это стало последней каплей, после чего последовала жалоба в прокуратуру. «Это огромные деньги, которые сотрудники не могут получить. Страдают все, но работают дальше, потому что идти некуда. Да и куда обратиться, мы тоже не понимаем. Тягаться с работодателем себе дороже, а итог будет один — увольнение. В общем, живем как в песне: «Надейся и жди», — жалуется местному издания сотрудник компании из Екатеринбурга. 

 

Менеджеры ПВЗ Wildberries сообщили Forbes, что через несколько дней деньги в личные кабинеты вернулись, но вывести их оттуда удалось лишь клиентам «Сбера» и банка «Тинькофф» (около 60% сотрудников). Владельцы карт других банков по-прежнему без денег.

«Адаптация сотрудников к новой системе, даже если она улучшает их трудовые условия и предоставляет дополнительные возможности, требует времени. Часть из них по ошибке использовали чужие или неверные реквизиты. Мы находимся на связи с нашими сотрудниками, разъясняем им порядок работы сервиса, предоставляем им обратную связь», — прокомментировал Валерий Прокопьев.

Что говорят юристы

Опрошенные Forbes юристы усматривают возможные нарушения трудового законодательства в действиях руководства Wildberries. «Любые изменения трудового договора допустимы по соглашению сторон (работника и работодателя), а если работодатель по своей инициативе вносит какие-либо изменения в функционал работника, режим работы, оплаты и т.п., то работодатель должен обосновать такое решение, указать причины и в обязательном порядке уведомить работника в срок за два месяца до даты внесения изменений», — считает руководитель практики частного права юридической фирмы Amulex Елена Проскурова.  

По мнению адвоката и партнера практики трудового права BGP Litigation Анны Ивановой, также будет нарушением невыплата заработной платы до тех пор, пока работник не введет реквизиты своего счета, если они ранее были известны работодателю и не менялись. «Внимание надзорного органа должна привлечь фраза компании о том, что заработная плата за первую половину месяца поступает в личный кабинет не в конкретный день, а в период с 17 по 20 число месяца. Статья 136 Трудового кодекса таких вольностей не допускает», — отмечает Иванова.

 

По ее мнению, направление работнику расчетного листка в его личный кабинет не нарушает трудового законодательства, если в компании введен электронный кадровый документооборот.

Руководитель HR-службы юридической группы «Яковлев и партнеры» Светлана Краснянская говорит, что в целом ситуация напоминает введение в компании электронного документооборота, и получается, что в данном случае работники подписали согласие на его ведение. «Большая часть документов о трудовой деятельности работника будет оформляться не в бумажном виде, а в виде электронных документов. Электронный кадровый документооборот должен быть реализован как юридически значимый электронный документооборот, а это означает, что в процессе информационного взаимодействия как со стороны работодателя, так и со стороны работников должны использоваться электронные подписи (Ст. 22.3 ТК РФ). Вопрос в том, есть ли у всех сотрудников электронные подписи?» — задается вопросом Краснянская. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+