К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Страдающие атлеты: как выживают российские фитнес-клубы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Российская фитнес-индустрия переживает сложные времена. С начала пандемии клубы так и не смогли наверстать упущенное, а теперь столкнулись с дефицитом спортивного оборудования и сокращением клиентов. Forbes выяснял, как отрасль выживает в этих условиях

Совокупная выручка российского фитнес-рынка за первое полугодие 2022 года в среднем по России выросла на 2,5 млрд рублей, или на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Но посещаемость фитнес-клубов в России за тот же период снизилась на 0,4%, продажи клубных карт — на 0,8%. Такие данные предоставила Forbes глава Национального фитнес-сообщества (НФС) Елена Силина.

По ее словам, отрасль до сих пор далека от допандемийных показателей: «Если сравнивать выручку по первому полугодию 2022 года с первым полугодием 2019-го, то выходит солидная сумма потерь — 13,2 млрд рублей (минус 15,8%), по продажам клубных карт бизнес недосчитывается 10%», — говорит Силина. Рассчитывать на взрывной рост рынку не приходится, к концу года динамика не будет превышать 3%, прогнозирует глава НФС.

Как отработал бизнес

«За последние полгода самым сложным месяцем для рынка стал март. [В связи с началом «спецоперации»*] спрос на фитнес-услуги резко упал, продажи встали. Потребители кинулись сметать товары первой необходимости. К тому же довольно приличный процент абонементов и клубных карт отрасль реализовывала в рамках корпоративных программ, а крупные иностранные компании стали заявлять об остановке своей деятельности в России», — перечисляет Елена Силина.

 

«Некоторые клубы отработали в ноль, некоторые — плюс 10% год к году», — отмечает Лев Лебедев, гендиректор и совладелец сети фитнес-клубов HIT FITNESS из Санкт-Петербурга. В то же время, по его словам, посещаемость клубов уже имеющими карты клиентами выросла: «Полагаю, что это последствия пандемии, закрытия границ, сокращения досуга. У людей появилось желание и осознание эффективности тренировок для укрепления здоровья, люди хотят держать себя в форме и верят в спорт. К тому же это помогает снять стресс».

«В мае-июне спрос упал, относительно продаж карт мы просели примерно на 7-10% в зависимости от региона. Мы связываем это с началом низкого летнего сезона и сезона отпусков», — говорит Ирина Троска, директор по качеству фитнес-продукта и развитию франчайзинга федеральной сети XFIT. Нивелировать падение компания старается с помощью акций и скидок. «Мы наблюдаем за ситуацией и надеемся, что она постепенно будет выравниваться», — продолжает Троска.

«Январь-февраль — [прошел] отлично, выручка приближалась к показателям 2019 года, март — полный провал. Население взяло паузу в связи с неопределенностью в экономике страны. Но к маю ситуация с продажами выровнялась. По моему мнению, сейчас можно говорить о тренде восстановления, если судить по нашему региону. Посещаемость растет, даже на 10- 12% лучше, чем посещаемость 2019 года, но выручка ниже на 10%», — оптимистичен учредитель сети фитнес-клубов Екатеринбурга и Тюмени Drive Fitness Роман Вальчук. «В весенне-летний период отработали лучше, чем в 2019 году. Правда, речь идет о росте не более чем на несколько процентов», — говорит руководитель сети «Атлетика» из Калининграда Ника Кагановская. По ее словам, клиенты все чаще предпочитают покупать не годовые абонементы, а карты сроком на квартал или полгода.

Расходы бизнеса растут

Никто из опрошенных Forbes компаний за последние полгода значительно цены на абонементы в своих сетях не поднимал. «Мы увеличили стоимость на 1000 рублей. Правда, это все равно не покрывает увеличение расходов», — говорит Лев Лебедев.

Цены остались прежними, но на фоне антироссийских санкций и экономических изменений на фитнес-рынок оказывают сильное влияние инфляционные издержки, в связи с чем для бизнеса возросла стоимость расходных материалов. «Текущие расходы на содержание объектов увеличились почти на 20%», — сетует Елена Силина.

 

«Расходы у бизнеса выросли более чем на 20%, причем практически на все. Расходы на текущий ремонт клубов, в том числе на стройматериалы, краски и прочее подорожали, выросли рекламные и IT-расходы, поднялись цены на коммунальные платежи, химию для бассейнов, да даже на стирку полотенец», — отмечает Лев Лебедев. «Успешный бизнес складывается из мелочей, и такая статья расхода, как средства дезинфекции, стирка полотенец, даже туалетная бумага, важна, но с марта все это выросло в цене, и за это нужно платить или искать более выгодного поставщика. А это и деньги, и время», — добавляет Ника Кагановская. «Закуп» стал дороже с среднем на 10-15 %. Кроме того, возникла большая проблема с оборотными деньгами на рынке, все поставщики перешли на предоплату», — согласен Роман Вальчук.

«Регулярный мониторинг финансового состояния российских предпринимателей показывает, что сейчас около 78% представителей фитнес-отрасли ощущают дефицит оборотных средств, порядка 58% находятся около зоны рентабельности или совсем не дотягивают до нее, часть игроков пользуется кредитами, при этом накапливает долги, рассчитывая на улучшение ситуации в целом и выходом в сезон», — говорит Силина.

Надежда на спа

«Игроки рынка отмечают, что посетители фитнес-клубов стали более избирательными, тщательно подходят к тренировочному процессу и к оздоровительному эффекту в целом, поскольку стали больше пользоваться дополнительными услугами, этот показатель вырос в целом по рынку на 1,8% за первое полугодие 2022 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). По нашим данным, около 17% игроков рынка по продажам допуслуг вышли на докризисные показатели, а некоторым удалось их даже превысить», — говорит Елена Силина.

«Июнь приятно удивил нас вниманием клиентов к персональному тренингу, услугам спа и салонов красоты. Сопутствующие услуги фитнес-клубов востребованы и актуальны, спрос на 3-5% выше, чем в 2021 году в сопоставимый период», — согласна Ирина Троска.

Увеличение интереса россиян к фитнес-услугам подтверждают и аналитики ресурса «Чек Индекс». По их данным, это стало заметно после снятия коронавирусных ограничений. «Для многих спортзал во II квартале являлся в том числе способом отвлечься от геополитической повестки или выйти из штопора стрессовой ситуации», — говорится в исследовании «Чек Индекс». Если в I квартале 2022 года средний чек при покупке фитнес-услуг был 3017 рублей, что на 6% выше уровня прошлого года, а объем продаж снизился на 2% в натуральном выражении и на 1% — в денежном, то во II квартале средний размер покупки вырос до 3350 рублей — на 11% выше уровня прошлого года. Объем продаж в натуральном выражении вырос на 7%, в денежном — на 9%.

 

Оборудование — беда

«В связи с уходом ряда иностранных компаний, провалом логистических цепочек поставок и высокой стоимостью перенастройки бизнеса поставщиков появились сложности в обслуживании объектов физкультурно-оздоровительной отрасли в целом. Экономические изменения влияют на фитнес-бизнес, поскольку игроки отрасли обеспокоены нехваткой комплектующих и собственно кардиооборудования для тренажерных залов, силового и мелкого фитнес-оборудования», — отмечает Елена Силина. По ее информации, 69,3% участников рынка отмечают необходимость в кардиотренажерной линейке и комплектующих для тренажеров, а около 50% представителей фитнес-бизнеса уже испытывают трудности в техническом и сервисном обслуживании спортивного оборудования.

«Увеличение сроков и стоимости доставки грузов от трех недель до трех месяцев привело к существенному удорожанию и без того не дешевого спортивного оборудования в среднем на 65%», — говорит Силина. По ее информации, «львиная доля» спортивного оборудования на рынке — импортная: доля ввозимых тренажеров из США и Европы составляет 30% (в основном премиум-линейки), 60% приходится на Китай (бренды экономкласса), а российское производство не превышает 10%.

«Возможность ремонта оборудования европейского и американского производства полностью пропала, запчастей нет», — делится Роман Вальчук. По его словам, компания начала закупки оборудования для групповых занятий из Китая, где «проблем с поставками нет», но есть проблемы с оплатой через SWIFT. «Компания закупала американские и итальянские тренажеры, мелкий ремонт стараемся делать своими силами. Но когда-то понадобится менять крупные агрегаты. На данный момент такой возможности нет», — говорит Лев Лебедев.

Отрасль надеется на импортозамещение. В начале июня Национальное фитнес-сообщество направило премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с предложением ввести меры государственной поддержки для отечественных поставщиков и производителей спортивного оборудования, которые занимаются импортозамещением. «Для решения вопроса импортозамещения отечественным поставщикам и производителям спортивного оборудования нужны государственные меры поддержки в виде снижения налогооблагаемой базы и льготные кредиты с максимально пониженной ставкой, также предпринимателям необходимы различные виды госконтрактов для развития российских производств», — отмечается в документе.

«В России можно производить полный ассортимент фитнес-оборудования — от «железа» до умных тренажеров. К сожалению, последние на 100% сейчас — это импорт. Для запуска полного цикла производства спортивного оборудования в России необходимы инвестиции от 500 млн до 1 млрд рублей в зависимости от площади производства и товарной матрицы производимого оборудования», — заверил гендиректор группы компаний «АРНИ СПОРТ» (производитель и поставщик оборудования) Павел Половников.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+