К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Компромисс по нефтяному потолку не достигнут: какой может быть выход

Фото Drew Angerer / Getty Images
Фото Drew Angerer / Getty Images
Страны ЕС не смогли достичь компромисса по уровню нефтяного потолка цены на российскую нефть из-за позиции Польши и некоторых других стран — членов союза. До вступления в силу эмбарго на импорт российской нефти, доставляемой по морю, остается меньше недели. Forbes разбирался, возможно ли разрешить вопрос до этой даты

Ожидалось, что потолок цен на российскую нефть будет официально объявлен в среду, 23 ноября, но на момент публикации материала этого так и не случилось. По данным издания Politico, страны ЕС 24 и 25 ноября не смогли преодолеть острые разногласия и должны были продолжить обсуждение в понедельник, 28 ноября.

Европейская комиссия, пишет Politico, предложила постоянным представителям ЕС установить потолок на уровне $65-70 за баррель. Но, по словам нескольких дипломатов Евросоюза, «ястребы», включая Польшу и страны Балтии, сочли этот уровень завышенным, сославшись на то, что российская нефть Urals уже торгуется на этом уровне с дисконтом в $20 долларов по сравнению с эталонной маркой Brent. Представители этих государств настаивают на уровне не выше $30. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что поддерживает установление потолка в размере $30-40 за баррель. «Себестоимость нефти у российских производителей составляет от $12 до $20 за баррель», — цитирует Politico неназванного европейского дипломата, который считает, что даже при таком уровне цен Россия сможет покрыть расходы, а «каждый лишний доллар лишь пополнит российский военный бюджет».

Есть и другой лагерь. Получающие доход от перевозки нефти Греция, Мальта и Кипр предлагают либо установить потолок на более высоком уровне, либо в какой-то форме компенсировать выпадающие доходы их судоходной отрасли. 

 

28 ноября Bloomberg со ссылкой на Argus Media Ltd. сообщил, что в этот день цена Urals упала ниже $52 на базисе портов Приморск и Новороссийск, то есть российская нефть стоила на $30 дешевле, чем Brent, которая вечером этого дня торговалась ниже $82 за баррель. В свою очередь, ее падение произошло на фоне опасений снижения спроса в Китае из-за ограничений, связанных с новыми вспышками COVID-19, а также решения США возобновить импорт нефти из Венесуэлы. Утром 29 ноября цена Brent поднялась до $85 за баррель.

28 ноября The New York Times сообщила, что на встрече европейских дипломатов было предложено опустить потолок до $62, но Польша продолжала настаивать на еще более низком уровне. «Поляки категорически не идут на компромисс в отношении цены, но не предлагают приемлемую альтернативу», — подтверждает издание Euractiv, цитируя неназванного европейского дипломата. «Франция, Германия и некоторые другие страны весьма критически настроены по отношению к Польше, они говорят: средиземноморские страны далеко продвинулись в отношении компромисса, теперь пришло время [Варшаве] ответить взаимностью», — сказал изданию другой  дипломат.

По данным Euractiv, в Брюсселе ожидают, что переговоры могут быть завершены к концу этой недели. Если соглашение не будет достигнуто до 5 декабря, вступит в силу полный запрет на морские перевозки нефти из России. К этому запрету присоединилась и Великобритания, хотя раньше она планировала отказаться от российской нефти с 2023 года.

Вице-премьер Александр Новак, выступая 29 ноября на IV Российско-китайском энергетическом бизнес-форуме, подтвердил, что Россия не будет поставлять нефть в страны, принявшие условия потолка цен, даже если это будет выгодно. «Это неприемлемо в принципе с точки зрения заключения контрактов. Мы будем работать по рынку», — сказал чиновник.

Компромисс до конца недели возможен

Некий компромисс по потолку цен может быть достигнут до конца недели, считает главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. «Решение в любом случае будет принято, — говорит эксперт. — Европейцам сейчас кровь из носу нужно договариваться; иначе, если не будет принято никакого решения, это сильно ударит по политической репутации Евросоюза». Громов полагает, что может быть установлен предельный уровень цен в $60-62 за баррель c важной оговоркой о возможности пересмотра ценового потолка через некоторое время. В таком случае страны смогут вернуться к обсуждению, например, через три месяца, соответственно, «озвучить реальную эффективность инструмента и что-то там подкручивать в его механизме».

 

Польша, по словам Громова, подала в «Транснефть» заявку на поставки в 2023 году российской нефти по нефтепроводу «Дружба». При этом Польша, по данным Reuters, добивается и запрета ЕС на нефть, поставляемую по «Дружбе» или хотя бы по северной части, снабжающей Польшу и Германию. У польской компании PKN Orlen есть долгосрочные контракты с «Татнефтью» и «Роснефтью», разрыв которых чреват серьезными неустойками. Если у компании есть контракт, она обязана получать нефть по принципу «бери или плати»: если не берешь, то платишь все равно. Но если ЕС объявит эмбарго, то это будет расцениваться как форс-мажор, и неустойку, объясняет Громов, можно не платить. 

«Несмотря на то, что Польша и страны Прибалтики не согласны с предлагаемым Еврокомиссией потолком, решение должно быть принято до 1-2 декабря, так как уже с 5 декабря вступает в силу эмбарго на российскую нефть, — говорит эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. — Должен заработать механизм потолка, выпущены соответствующие регламентирующие документы. «Большая семерка» заявляла, что потолок будет плавающим и его будут менять раз в три-шесть месяцев. Полагаю, что если до 2 декабря компромисс будет найден, то он будет далек от тех $30 за баррель, на которых настаивает Варшава».

По мнению Кезик, если потолок установят на уровне $60 за баррель, то, несмотря на жесткую позицию российских властей, компании страны, не афишируя свою деятельность, все же будут поставлять нефть в рамках механизма. «Сокращать добычу отнюдь не выгодно: стоимость ввода законсервированной скважины может доходить до $0,5 млн — соответственно, лучше больше добыть и продать, чем сокращать добычу и терять доход», — полагает Кезик. «Большой семерке» тоже не выгодно еще больше усугублять энергокризис, поскольку мир уже устал жить в условиях санкций, дефицита энергоресурсов, а также роста цен на топливо и рекордной инфляции, добавляет аналитик.

«Цена будет $60 или вроде того, — соглашается эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — В значительной степени вся история с предельными ценами состоит в том, чтобы сохранить в игре европейский бизнес по перевозкам и страхованию. Рассчитывать, что нефть не будет в принципе ввозиться, потому что в мире принято брать деньги за услуги конкретных страховщиков и перевозчиков, несерьезно. Российская нефть так или иначе будет попадать на мировые рынки, а согласиться с предложением Польши будет равнозначно потере европейскими компаниями рынка обслуживания российских перевозок, в чем Евросоюз вряд ли заинтересован». 

Действительно, какой-то компромисс должен быть на этой неделе, говорит старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Но о чем при этом удастся договориться с Польшей и на каком уровне будет согласован этот предел цен — вопрос открытый», — добавляет эксперт. 

Как накажут нарушителей санкций

 Министры финансов «Большой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) 2 сентября объявили о согласованном решении ввести предельные цены на российскую нефть и нефтепродукты, доставляемые морским путем. Они также решили увязать введение потолка цен с санкциями, принятыми 3 июня Евросоюзом в рамках шестого санкционного пакета. Этот пакет включает в себя запрет на импорт по морю российской нефти и нефтепродуктов в страны ЕС, отложенный с исключениями для отдельных стран до 5 декабря 2022 года для нефти и до 5 февраля 2023 года — для нефтепродуктов.

С 5 декабря, согласно решению «Большой семерки», европейским операторам будет запрещено страховать и финансировать транспортировку российской нефти по морю в третьи страны, если такие перевозки будут осуществляться выше цены реализации продукции, превышающей предельно установленную, которую еще предстоит согласовать. Ограничение вводится на груз с момента его приема на судне до момента доставки и прохождения таможенного контроля в третьей стране или до его переработки в товар, проходящий под другим кодом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (HS code).  США и Великобритания объявили, что их компаниям будет предоставлен льготный период до 19 января в отношении грузов, принятых на борт до вступления нефтяного потолка в силу. ЕС готовится принять такое же решение.

По законодательству США, нарушителям санкций грозят денежные штрафы от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов, а также тюремное заключение на срок до 30 лет. Согласно инструкции Управления по осуществлению финансовых санкций Великобритании (OFSI), за нарушение санкций могут накладываться штрафы от 50% стоимости груза до £1 млн.

В Европейском союзе сложилась более сложная ситуация. 28 ноября Европейский совет объявил, что решил приравнять нарушение санкций к уголовным преступлениям. Однако поскольку у государств — членов ЕС различные подходы к нарушению санкционного режима, то возникают риски обхода этих мер, говорится в сообщении Европейского совета. Поэтому Европейской комиссии было поручено представить проект директивы, касающейся минимального наказания за нарушение санкций для всего ЕС. Этот проект должен быть затем обсужден и принят Европейским советом и Европейским парламентом.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+