К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Хозяйка «Кудыкиной горы»: зачем владельцы агрохолдинга вложились в парк развлечений

Фото Валерия Нистратова для Forbes
Фото Валерия Нистратова для Forbes
Основатель агрохолдинга «Аврора» Сергей Уваркин в 2006 году начал строить сафари-парк на берегу Дона в Липецкой области. Поначалу сюда приезжали только местные семьи с детьми, а сейчас парк «Кудыкина гора» принимает 500 000 туристов в год. В 2022 году он вошел в топ-15 самых популярных достопримечательностей России по версии «Яндекса»

Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»

Шесть лет назад для развития парка было нанято архитектурное бюро Megabudka, которое помогло сделать место модным и самоокупаемым. Здесь открыли центр гостеприимства с рестораном и сувенирной лавкой, отель, конный клуб, «резиденцию» романовской игрушки, а еще проводят квесты и устраивают огненное шоу с гигантским Змеем Горынычем. Вход в парк остается бесплатным, при этом он уже вышел на самоокупаемость: ожидаемая выручка в 2023 году составит 350 млн рублей.

«Кудыкина гора» удачно расположена недалеко от трассы «Дон», и теперь те, кто едет на машине из Москвы или Петербурга к морю, часто здесь останавливаются. Парк легко найти без указателя — 15-метровый Змей Горыныч виден издалека. На территории 500 га посетителям обещают отдых в «новом русском стиле» и чудеса на пятикилометровом маршруте.

 

Бетонный Горыныч рычит и извергает пламя по выходным и праздникам, он появился в парке в 2016-м и сразу же прославился в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена). Фото, сделанное заезжим москвичом, за два дня набрало более 1 млн лайков, а в комментариях к посту иностранцы интересовались: «Это гидра? Годзилла?» Им отвечали: «Нет, это Змей Горыныч, сын Горы».

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Скифский курган

Липецкая область небогата достопримечательностями, и «Кудыкина гора» стала туристическим брендом региона. В рейтинге достопримечательностей России «Яндекса» (по числу запросов) парк обогнал Кижи, Оптину пустынь, Московский зоопарк и многие известные монастыри и музеи.

 

Строительство парка начал предприниматель Сергей Уваркин, основатель крупного липецкого агропромышленного объединения (АПО) «Аврора», которое специализируется на выращивании и переработке пшеницы, сахарной свеклы, рапса, картофеля. Общая площадь сельхозугодий — 80 000 га. В холдинг входят два сахарных завода — Боринский и Хмелинецкий, Задонский элеватор и другие предприятия. Выручка предприятия в 2022 году составила 8,9 млрд рублей, прибыль — 2,9 млрд рублей, по данным СПАРК.

Сергей Уваркин родился поблизости от «Кудыкиной горы», в селе Камышевка, и много сделал для здешних мест, например восстановил несколько храмов в Задонском районе, вспоминает в беседе с Forbes Александр Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого общества. Предприниматель задумал создать сафари-парк с животными прежде всего для детей сотрудников своей компании и местных жителей. Название «Кудыкина гора» появилось позже, поначалу это был совсем не бизнес-проект: денег он не приносил, только расходы. Место агропромышленник, как оказалось, выбрал не случайное. Еще в 1920-е годы на кургане у села Каменка были обнаружены остатки скифского городища V–III веков до н. э., объясняет Клоков. Таких городищ в Липецкой области, по словам краеведа, найдено всего три. Эта история вдохновила основателя парка на строительство «скифской» деревянной крепости рядом с курганом. На территории появились арт-объекты, два благоустроенных источника, сюда завезли пони и осликов, на которых можно было покататься.

Реализовать проект полностью бизнесмен не успел: в 2010 году он погиб в Москве. Дело продолжила семья его сына — Александр Уваркин стал гендиректором АПО «Аврора», а его жена Юлия занялась развитием парка.

 

Семейное дело

Юлия Уваркина каждое утро успевает пробежать 10 км по дорожкам «Кудыкиной горы», а летом и искупаться в речке Каменке, совместив тренировку с осмотром своих владений. В летний, высокий, туристический сезон она живет здесь постоянно. «Парк — наш частный семейный проект, — рассказывает Юлия Forbes. — Надеюсь, так будет оставаться еще много лет и наши дети это дело продолжат».

Сергей Уваркин когда-то говорил Юлии, что она вполне могла бы управлять парком и это место стоит того, чтобы уйти с наемной работы. Раньше она занимала руководящие должности в пресс-службе Новолипецкого металлургического комбината, была директором по связям с общественностью ГК «Морской порт Санкт-Петербург».

В 2010 году Юлия вернулась из Петербурга в родной Липецк. После того как у них с Александром родилась дочь Аврора, они начали ездить отдыхать «на курган», вспоминает она: «Однажды переночевали там в палатке и постепенно влюбились в это место, увидели его потенциал».

Когда она взяла на себя руководство парком в 2015 году, он, по ее словам, был мало приспособлен для культурного отдыха: «Не было ни точек питания, ни мест для ночевки, дорог по сути тоже не было». Они с Александром решили преобразить «Кудыкину гору» так, чтобы она «больше не висела на содержании холдинга «Аврора».

Владельцам хотелось сделать парк более современным и интересным, чтобы люди приезжали сюда не на два-три часа, а останавливались с ночевкой и проводили в нем больше времени. Юлия начала искать способы монетизации, при этом вход в парк решено было оставить бесплатным.

 
Раньше парк закрывался в межсезонье, теперь работает круглый год.·Валерий Нистратов для Forbes
Одновременно на территории парка могут отдыхать и развлекаться 7000 человек.·Валерий Нистратов для Forbes
Центр гостеприимства обошелся Уваркиным в 300 млн рублей.·Валерий Нистратов для Forbes
Юлия Уваркина руководит парком с 2015 года.·Валерий Нистратов для Forbes
В парке уверяют, что их крепость — точная копия крепостей IV–V веков.·Валерий Нистратов для Forbes
Пятнадцатиметровый Змей Горыныч извергает пламя по выходным и праздничным дням.·Валерий Нистратов для Forbes
Концепция «природного парка чудес», разработанная московскими архитекторами, мотивирует посетителей обойти территорию целиком и задержаться в парке подольше.·Валерий Нистратов для Forbes

В 2017 году Уваркины пригласили поработать над проектом московское архитектурное бюро Megabudka, которое помогло разработать концепцию парка. Сооснователь бюро Артем Укропов рассказывает, что познакомился с владельцами парка на выставке, они хотели что-то сделать с парком: денег он не приносил, аудитория была не очень платежеспособная. Архитекторы предложили концепцию «природного парка чудес», спроектировали карту с маршрутом, который бы мотивировал обойти всю территорию и задержаться там подольше.

В 2021 году проект вышел на самоокупаемость за счет новой туристической инфраструктуры. «Вот, например, появилась парковка, туалеты, дороги, и кажется, что это не приносит денег, — объясняет Юлия. — На самом деле, когда вам комфортно, вы начинаете охотнее тратить деньги, например на катание на лошадке, на покупку корма для животных». Всего семья Уваркиных инвестировала в развитие парка около 1 млрд рублей.

По «Кудыкиной горе» проложили 5-километровый маршрут, по дороге открывается вид на «чудеса» — скульптуру Змея Горыныча, «Сафари-край», где обитает более 50 видов животных и птиц, в том числе ламы, верблюды, буйволы и страусы. На территории есть храм святителя Николая Чудотворца, многочисленные арт-объекты — в виде огромного богатырского шлема или «самого большого в мире леденца на палочке».

Парк заметно изменился визуально. То, что уже было на «Горе», решили сделать необычным, причем зачастую обходились малыми средствами, поясняет Укропов. Например, подстригли деревья, раскрасили овец с помощью безопасного пищевого красителя, уточняет он. Фотографии оранжевых овец, огнедышащего Горыныча, как и многих других «чудес», которые посетители публиковали в соцсетях, привлекали новых туристов.

 

Что-то пришлось убрать с территории, например разномастные скульптуры, которых было очень много, они портили впечатление, рассказывает Укропов. А вот арт-объект в виде огромного помидора решили оставить и высадить вокруг него лабиринт из кустарника.

На «Кудыкиной горе» построили центр гостеприимства с рестораном, сувенирной лавкой, информационным бюро, фудкортом, он открылся в 2021 году. «Хотелось выдержать новый русский стиль, без лубка и теремков», — объясняет Укропов. Фасад здания выполнен из черного дерева, и, по его словам, это настоящий цвет русских изб. Инвестиции в строительство центра составили около 300 млн рублей.

Деньги из чудес

Новые точки общепита довольно быстро начали генерировать выручку, сейчас 50% заработка парка приходится на продажу еды, напитков и различных продуктов, замечает Юлия. Она планирует развивать местные гастрономические бренды и специалитеты. Например, в рацион туристов уже ввели липецкие бобышки — пончики в сладком соусе, которые здешние хозяйки готовили во время поста.

На берегу Дона обустроили пляж, где летом работает фудтрак и можно перекусить «богатырскими булами» — питами с разными начинками. У одного из источников открыли «Чайный домик», там для туристов заваривают чаи с травами на воде из источника.

 

Решился и жилищный вопрос: в парке заработали оборудованный кемпинг, 19 гостевых домов, отель в «новом русском стиле» на 29 номеров. Ночевка в отеле стоит 10 000 рублей, в домике — 12 000 рублей (цены октября 2023 года).

В крепости стали проводить квесты, из платных развлечений есть еще, например, экскурсия в карете (8000–10 000 рублей), прогулка с ламой (1000 рублей), катание на верблюдах (230 рублей), фотосессия с животными (2300 рублей), сплав по реке Каменке на каяках (600–800 рублей).

В 2022 году турпоток в Липецкую область вырос на 70% по сравнению с предыдущим годом, рассказала Forbes директор Центра развития культуры и туризма Липецкой области Людмила Горегляд. По ее словам, это происходит в том числе благодаря поддержке властей: в 2023 году гранты на 36 млн рублей получили четыре туристических проекта.

«Кроме того, благодаря аналитике больших данных теперь у нас есть портрет туриста, это помогло лучше распределять ресурсы и выстраивать маркетинг, — уточняет Горегляд. — В результате охват расширился, к нам поехали из Москвы, Подмосковья, Екатеринбурга, северных областей». Ключевые туристические объекты находятся в основном вдоль трассы М4 «Дон», в том числе «Кудыкина гора».

 

В первые годы работы парка сюда приезжали в основном жители Липецкой и соседней Воронежской области. Популярность «Горы» росла вместе с развитием инфраструктуры: в первое лето после пандемии в 2021 году было особенно много туристов. «Такого количества гостей я никогда не видела», — вспоминает Юлия. Сейчас турпоток составляет около 500 000 человек в год. На «Горе» одновременно могут устроиться на ночевку 500 человек, а отдыхать на территории — 5000–7000.

Парк уже стал бизнесом: раньше он закрывался в межсезонье и даже в активный сезон по понедельникам не работал. Сейчас он открыт каждый день круглый год. «Бронировать номер или дом лучше сильно заранее, поскольку в теплый период и на выходные забито почти все», — пишут посетители в отзывах сервиса «Яндекс Карты».

«У меня есть еще карта в рукаве, я хочу переделать «Сафари-край», где живут животные, — делится планами Уваркина. — И это один из основных моментов притяжения туристов: им нравится наблюдать за животными, контактировать с ними. Надеюсь, через 3–5 лет этот проект будет реализован».

В крепости парка проводят экскурсии и мастер-классы, в 2023 году в ней открылась резиденция романовской игрушки — народного промысла родом из села Романово Липецкой области. Всего на «Кудыкиной горе» работает от 180 до 250 сотрудников в зависимости от сезона — в основном молодые люди из окрестных сел, которые потом нередко идут учиться и делать карьеру в сфере гостеприимства.

 

Ожидаемая выручка парка в 2023 году — 350 млн рублей. «Я сама не знаю, как смогла вот такое сотворить, — улыбается хозяйка «Горы». — Когда начинала, думала, что это станет моей творческой самореализацией, но все оказалось гораздо сложнее и интереснее».

* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В своем новом ежегодном проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.

В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+