Расширение и поглощение: самые яркие события и тренды российского ретейла в 2023 году

Оборот розничного рынка в 2023 году вырос на 8% и превысил 46 трлн рублей, рассказал в недавнем интервью вице-премьер Денис Мантуров. В прошлом году этот показатель составил 42,6 трлн рублей, причем почти половина — 21 трлн рублей — приходилась на продуктовую розницу, следует из данных Росстата.
В 2023 году совокупный оборот продовольственных ретейлеров увеличится до 22,7 трлн рублей, говорится в исследовании M.A.Research. Однако темпы роста снизились, и исследователи называют причины: уход иностранных поставщиков, сокращение целевой аудитории и импорта, разрыв цепочек поставок, инфляция и снижение доходов населения.
Все эти проблемы довольно сильно ослабили прежде всего региональных ретейлеров. В большинстве своем они менее рентабельны, чем федеральные игроки, обладают меньшей закупочной силой, замечает Марат Ибрагимов, старший аналитик Газпромбанка. У них, по его словам, два пути — либо продаться, либо строить специализированную розницу, например алкомаркеты.
Осенью 2023 года были побиты все рекорды по числу поглощений крупными игроками локальных ретейлеров, говорят эксперты. «Магнит», X5 Group, «Лента» раскупили сети, работающие в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. В 2022 году у федеральных сетей был органический рост за счет вытеснения несетевой розницы, но чтобы скупали магазины сотнями и даже тысячами — такого не было, замечает Иван Федяков, генеральный директор «INFOLine-Аналитики».
Причем федералам нужны в основном не бренды, которые годами развивали местные предприниматели, а удобные локации и торговый персонал, отмечают эксперты. «Сети вынуждены заканчивать свою историю таким бесславным путем», — говорит Федяков. По его словам, на рынке почти не осталось крепких локальных игроков, которые еще могут заинтересовать федералов — разве что «Мария Ра» с магазинами на Алтае, в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях.
Сейчас на российском рынке работает около 700 FMCG-сетей, но качественный состав не меняется уже несколько лет. В топ-5 лидеров по оборотам в 2022 году входили X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль»), «Лента» и «Светофор».
Часть крупных ретейлеров затормозила рост сетей, решив, что тиражировать один и тот же формат стало неразумно, говорят эксперты. Гипермаркеты «Лента», Auchan, Metro за последние два года не открыли ни одного нового магазина в своем классическом формате. Гипермаркеты начинают трансформироваться, например «Лента» переделала два гипермаркета в формат экономмагазина — в Петербурге и Рязани.
Общемировым трендом в рознице становятся мини-форматы, рассказывает Ибрагимов. До России тоже постепенно доходит эта тенденция, особенно в крупных городах, ретейлеры из топ-5 активно тестируют формат малых «магазинов у дома». «У покупателей мало времени на шопинг, в тренде здоровое питание, — уточняет он. — А гипермаркеты все чаще ассоциируются с большими потерями времени и дешевой едой».
В этом году впервые онлайн-продажи обогнали розничные рынки и ярмарки, совокупный оборот которых в 2022 году составлял около 2 трлн рублей. И это тоже событие года — интернет-торговля наконец-то обошла торговую модель, которая существовала много столетий, замечает Федяков.
Поход на Восток
Цифра: 65 млрд рублей стоит бизнес сети «Монетка»
В 2023 году федеральные компании продвигались на восток страны, скупая региональные сети. В октябре «Лента» приобрела одну из крупнейших региональных сетей «Монетка» — более 2100 «магазинов у дома», работающих в основном на Урале и в Западной Сибири. Агентство «INFOLine-Аналитика» оценивало бизнес «Монетки» в сумму от 65 млрд рублей.
В том же октябре «Магнит» получил долю 33% в сети «Самбери», работающей на Дальнем Востоке, и выкупил у «Aliexpress Россия» KazanExpress, на базе которого планирует запустить свой маркетплейс. Эксперты оценили эту сделку в 10 млрд рублей.
В ноябре X5 Group выкупила 70% бизнеса у компаний «Красный Яр» и «Слата» — ведущих ретейлеров Восточной Сибири. Кроме того, X5 Group приобрела более 100 магазинов «Гроздь» в Самарской области и 71 торговую точку сети «Амба» в Хабаровском крае.
Контроль над «Магнитом» вернулся в Россию
Цифра: 67 млрд рублей — цена выкупа акций у нерезидентов «Магнита»
«Магнит» завершил сделку, которую готовил почти год, — выкупил собственные акции у иностранных держателей, получивших возможность вывести деньги за рубеж. Совокупная цена выкупа составила 67 млрд рублей, владельцы продавали акции по цене 2215 рублей за шутку в разных валютах.
Первый раунд на 21,5% акций прошел в августе 2023 года, после чего оставшиеся акционеры, которые поначалу не верили, что такая сделка возможна, тоже решили продать свои бумаги. Для этого был организован второй раунд в ноябре.
В результате контроль над ретейлером вернулся в Россию. 29,7% акций перешли в собственность «Магнита», что косвенно усилило позиции другого крупного акционера — Marathon Group Александра Винокурова. В конце 2022 года у Marathon Group было 29,2% акций, остальные — в свободном обращении, причем более 60% у иностранных держателей.
«Магнит», больше года не имевший возможности провести собрание акционеров, собрал их его 28 декабря. Акционеры избрали органы управления и утвердили дивиденды.
Сетевые магазины мельчают
Цифра: 1,5–2 трлн рублей — емкость сегмента мини-маркетов
Федеральные сети активно тестируют мини-форматы магазинов — для них пока это мало освоенный сегмент, аналитики оценивают его емкость в 1,5–2 трлн рублей.
В январе 2023 года «ВкусВилл» начал открывать новые компактные магазины на 60–80 кв. м — «ВкусВилл Мини». Их ассортимент небольшой и подстраивается под спрос жителей района, за год открыто более 100 магазинов.
«Магнит» тоже заинтересовался мини-маркетами. К концу 2023 года компания в тестовом режиме открыла три магазина в Москве и Подмосковье, они работают под вывеской «Магнит Рядом». Эти магазины занимают площади 80–100 кв. м, тогда как обычные магазины — 300–350 кв. м.
В октябре X5 Group объявила, что собирается тестировать формат малых магазинов, они будут называться «Около». Ретейлер начал продавать франшизу для трех вариантов торговых точек — «Стандарт» (120–150 кв. м), «Медиум» (90–120 кв. м) и «Экспресс» (60–90 кв. м).
Экспансия ретейлеров в СНГ
Цифра: около 200 магазинов собирается открыть сеть «Жизньмарт» в Казахстане
Российские ретейлеры выходят на рынки ближнего зарубежья. В декабре продукция «ВкусВилла» начала продаваться в гипермаркете Green и появилась в сервисе доставки в Белоруссии, рассказали Forbes в пресс-служба ретейлера. Теперь ее можно купить в торговых точках Минска, Витебска и Гродно. В марте 2023 года «ВкусВилл» запустил доставку товаров в Дубае.
Уральская продуктовая сеть «Жизньмарт» сообщила в августе, что выходит на рынок Казахстана. Компания работает по франчайзинговой модели и подписала договор мастер-франшизы с казахстанским партнером, который должен за три года открыть 72 точки в Астане и более 100 в Алма-Ате.
«Магнит» продолжает развивать сеть MCosmetic в Узбекистане. Первая торговая точка в формате дрогери (магазин-дискаунтер в формате самообслуживания) начала работать в Ташкенте в 2022 году, сейчас узбекистанская сеть насчитывает уже 28 магазинов.
X5 Group съела «Викторию»
Цифра: 2,6 трлн рублей — выручка X5 Group в 2022 году
Компания, управляющая магазинами «Пятерочка» и «Перекресток», укрепляет позиции на западе страны. В августе X5 Group стала владельцем супермаркетов «Виктория» и «Дешево» в Калининградской и Московской областях.
В собственность крупнейшего ретейлера перешли 118 магазинов, гипермаркет «Кэш» и два распределительных центра в Калининградской области, которые помогут улучшить логистическое обеспечение магазинов группы в регионе.
Федеральная антимонопольная служба одобрила приобретении всего бизнеса компании «Виктория Балтия», но в сделку не вошли магазины в подмосковном Долгопрудном — здесь доля рынка X5 Group достигла положенных законом 25%. Действующий менеджмент ООО «Виктория Балтия» продолжит управлять компанией.