К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Расширение и поглощение: самые яркие события и тренды российского ретейла в 2023 году

Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Федеральные ретейлеры в 2023 году скупали региональные сети — уходящий год побил все рекорды по числу таких сделок. Крупные игроки продуктовой розницы продвигаются на восток и запад, гипермаркеты стагнируют, в тренде мини-форматы и экономия времени на покупки. Forbes собрал самые значимые события и тренды российской продуктовой розницы за 2023 год

Оборот розничного рынка в 2023 году вырос на 8% и превысил 46 трлн рублей, рассказал в недавнем интервью вице-премьер Денис Мантуров. В прошлом году этот показатель составил 42,6 трлн рублей, причем почти половина — 21 трлн рублей — приходилась на продуктовую розницу, следует из данных Росстата. 

В 2023 году совокупный оборот продовольственных ретейлеров увеличится до 22,7 трлн рублей, говорится в исследовании M.A.Research. Однако темпы роста снизились, и исследователи называют причины: уход иностранных поставщиков, сокращение целевой аудитории и импорта, разрыв цепочек поставок, инфляция и снижение доходов населения. 

Все эти проблемы довольно сильно ослабили прежде всего региональных ретейлеров. В большинстве своем они менее рентабельны, чем федеральные игроки, обладают меньшей закупочной силой, замечает Марат Ибрагимов, старший аналитик Газпромбанка. У них, по его словам, два пути — либо продаться, либо строить специализированную розницу, например алкомаркеты.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Осенью 2023 года были побиты все рекорды по числу поглощений крупными игроками локальных ретейлеров, говорят эксперты. «Магнит»,  X5 Group, «Лента» раскупили сети, работающие в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. В 2022 году у федеральных сетей был органический рост за счет вытеснения несетевой розницы, но чтобы скупали магазины сотнями и даже тысячами — такого не было, замечает Иван Федяков, генеральный директор «INFOLine-Аналитики».

Причем федералам нужны в основном не бренды, которые годами развивали местные предприниматели, а удобные локации и торговый персонал, отмечают эксперты. «Сети вынуждены заканчивать свою историю таким бесславным путем», — говорит Федяков. По его словам, на рынке почти не осталось крепких локальных игроков, которые еще могут заинтересовать федералов — разве что «Мария Ра» с магазинами на Алтае, в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях. 

 

Сейчас на российском рынке работает около 700 FMCG-сетей, но качественный состав не меняется уже несколько лет. В топ-5 лидеров по оборотам в 2022 году входили X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль»), «Лента» и «Светофор».  

Часть крупных ретейлеров затормозила рост сетей, решив, что тиражировать один и тот же формат стало неразумно, говорят эксперты. Гипермаркеты «Лента», Auchan, Metro за последние два года не открыли ни одного нового магазина в своем классическом формате. Гипермаркеты начинают трансформироваться, например «Лента» переделала два гипермаркета в формат экономмагазина — в Петербурге и Рязани. 

Общемировым трендом в рознице становятся мини-форматы, рассказывает Ибрагимов. До России тоже постепенно доходит эта тенденция, особенно в крупных городах, ретейлеры из топ-5 активно тестируют формат малых «магазинов у дома». «У покупателей мало времени на шопинг, в тренде здоровое питание, — уточняет он. — А гипермаркеты все чаще ассоциируются с большими потерями времени и дешевой едой». 

 

В этом году впервые онлайн-продажи обогнали розничные рынки и ярмарки, совокупный оборот которых в 2022 году составлял около 2 трлн рублей. И это тоже событие года — интернет-торговля наконец-то обошла торговую модель, которая существовала много столетий, замечает Федяков. 

Поход на Восток
Кирилл Кухмарь·ТАСС

Поход на Восток

Цифра: 65 млрд рублей стоит бизнес сети «Монетка»

В 2023 году федеральные компании продвигались на восток страны, скупая региональные сети. В октябре «Лента» приобрела одну из крупнейших региональных сетей «Монетка» — более 2100 «магазинов у дома», работающих в основном на Урале и в Западной Сибири. Агентство «INFOLine-Аналитика» оценивало бизнес «Монетки» в сумму от 65 млрд рублей.

В том же октябре «Магнит» получил долю 33% в сети «Самбери», работающей на Дальнем Востоке, и выкупил у «Aliexpress Россия» KazanExpress, на базе которого планирует запустить свой маркетплейс. Эксперты оценили эту сделку в 10 млрд рублей.

В ноябре X5 Group выкупила 70% бизнеса у компаний «Красный Яр» и «Слата» — ведущих ретейлеров Восточной Сибири. Кроме того, X5 Group приобрела более 100 магазинов «Гроздь» в Самарской области и 71 торговую точку сети «Амба» в Хабаровском крае.

Контроль над «Магнитом» вернулся в Россию
Сергей Фадеичев·ТАСС

Контроль над «Магнитом» вернулся в Россию

Цифра: 67 млрд рублей — цена выкупа акций у нерезидентов «Магнита»  

«Магнит» завершил сделку, которую готовил почти год, — выкупил собственные акции у иностранных держателей, получивших возможность вывести деньги за рубеж. Совокупная цена выкупа составила 67 млрд рублей, владельцы продавали акции по цене 2215 рублей за шутку в разных валютах.

Первый раунд на 21,5% акций прошел в августе 2023 года, после чего оставшиеся акционеры, которые поначалу не верили, что такая сделка возможна, тоже решили продать свои бумаги. Для этого был организован второй раунд в ноябре.

В результате контроль над ретейлером вернулся в Россию. 29,7% акций перешли в собственность «Магнита», что косвенно усилило позиции другого крупного акционера — Marathon Group Александра Винокурова. В конце 2022 года у Marathon Group было 29,2% акций, остальные — в свободном обращении, причем более 60% у иностранных держателей.

«Магнит», больше года не имевший возможности провести собрание акционеров, собрал их его 28 декабря. Акционеры избрали органы управления и утвердили дивиденды.

Сетевые магазины мельчают
X5 Retail Group N.V.

Сетевые магазины мельчают

Цифра: 1,5–2 трлн рублей — емкость сегмента мини-маркетов

Федеральные сети активно тестируют мини-форматы магазинов — для них пока это мало освоенный сегмент, аналитики оценивают его емкость в 1,5–2 трлн рублей.

В январе 2023 года «ВкусВилл» начал открывать новые компактные магазины на 60–80 кв. м — «ВкусВилл Мини». Их ассортимент небольшой и подстраивается под спрос жителей района, за год открыто более 100 магазинов.

«Магнит» тоже заинтересовался мини-маркетами. К концу 2023 года компания в тестовом режиме открыла три магазина в Москве и Подмосковье, они работают под вывеской «Магнит Рядом». Эти магазины занимают площади 80–100 кв. м, тогда как обычные магазины — 300–350 кв. м.

В октябре X5 Group объявила, что собирается тестировать формат малых магазинов, они будут называться «Около». Ретейлер начал продавать франшизу для трех вариантов торговых точек — «Стандарт» (120–150 кв. м), «Медиум» (90–120 кв. м) и «Экспресс» (60–90 кв. м).

Экспансия ретейлеров в СНГ
Магнит

Экспансия ретейлеров в СНГ

Цифра: около 200 магазинов собирается открыть сеть «Жизньмарт»  в Казахстане

Российские ретейлеры выходят на рынки ближнего зарубежья. В декабре продукция «ВкусВилла» начала продаваться в гипермаркете Green и появилась в сервисе доставки в Белоруссии, рассказали Forbes в пресс-служба ретейлера. Теперь ее можно купить в торговых точках Минска, Витебска и Гродно. В марте 2023 года «ВкусВилл» запустил доставку товаров в Дубае.

Уральская продуктовая сеть «Жизньмарт» сообщила в августе, что выходит на рынок Казахстана. Компания работает по франчайзинговой модели и подписала договор мастер-франшизы с казахстанским партнером, который должен за три года открыть 72 точки в Астане и более 100 в Алма-Ате.

«Магнит» продолжает развивать сеть MCosmetic в Узбекистане. Первая торговая точка в формате дрогери (магазин-дискаунтер в формате самообслуживания) начала работать в Ташкенте в 2022 году, сейчас узбекистанская сеть насчитывает уже 28 магазинов.

X5 Group съела «Викторию»
Максим Стулов·Ведомости·ТАСС

X5 Group съела «Викторию»

Цифра: 2,6 трлн рублей — выручка X5 Group в 2022 году 

Компания, управляющая магазинами «Пятерочка» и «Перекресток», укрепляет позиции на западе страны. В августе X5 Group стала владельцем супермаркетов «Виктория» и «Дешево» в Калининградской и Московской областях.

В собственность крупнейшего ретейлера перешли 118 магазинов, гипермаркет «Кэш» и два распределительных центра в Калининградской области, которые помогут улучшить логистическое обеспечение магазинов группы в регионе.

Федеральная антимонопольная служба одобрила приобретении всего бизнеса компании «Виктория Балтия», но в сделку не вошли магазины в подмосковном Долгопрудном — здесь доля рынка X5 Group достигла положенных законом 25%. Действующий менеджмент ООО «Виктория Балтия» продолжит управлять компанией.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+