К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Аналитики АКРА сообщили о рекордной выручке российских авиакомпаний в 2023 году


Выручка российских авиаперевозчиков за 2023 год превысила рекордный уровень 2019 года, хотя пассажиропоток откатился к 2017 году, подсчитали в АКРА. На аномально высокий уровень вышла и прибыльность перевозок, отмечают аналитики. Кроме роста стоимости авиабилетов на это повлияло увеличение средней дальности перелета почти на 20% за пять лет, считают они

Общая выручка российских авиакомпаний в 2023 году выросла на 31%, до 1,37 трлн рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитический отчет АКРА, с которым ознакомилась газета. Аналитики отмечают, что это абсолютный максимум, который выше рекордного уровня 2019 года. При корректировке на инфляцию выручка сопоставима с уровнем 2014–2015 годов. Пассажиропоток (105 млн человек) вернулся к показателям 2017 года, следует из отчета. 

Средний показатель RASK (выручка авиакомпании в расчете на один кресло-километр), по подсчетам АКРА, вырос на 16% год к году. Это в основном объясняется ростом цены билета. По оценке АКРА, с учетом накопленной с 2019 года инфляции (40%) в 2023 году рост цен на билеты лишь отыгрывал «отсутствие адекватной индексации в предыдущие годы». Увеличение RASK по итогам 2024 года, полагают в АКРА, не превысит прошлогодний уровень. 

Другой причиной роста выручки авиакомпаний аналитики назвали увеличение средней дальности перелета — с 1850 км в 2019 году до 2200 км в 2023 году. Рост дальности они связали с развитием внутреннего туризма, частично заменившего поездки за рубеж, а также с удлинением маршрутов перелетов в незакрытые аэропорты юга России. По оценке аналитиков, это повлияло и на пассажирооборот, и на рост затрат авиакомпаний. 

 

Показатель CASK (расходы авиакомпании на один кресло-километр) в 2023 году вырос на 2,7%, оставшись почти на уровне 2022 года. Соотношение доходов и расходов перевозчиков на кресло-километр (RASK/CASK) в 2023 году оказалось аномально благоприятным — 1,21. Для сравнения, с 2012-го по 2019 год динамика соотношения RASK/CASK находилась в диапазоне 1,04–1,13, а в 2020 году (пандемия COVID-19) падала до 0,88. 

АКРА оценивает как маловероятное сохранение соотношения RASK/CASK на уровне 2023 года. По мнению аналитиков, наиболее значимый рост цен на авиабилеты уже произошел, а их дальнейшее существенное увеличение может негативно сказаться на объемах перевозок. Операционные расходы авиакомпаний продолжат увеличиваться из-за удорожания обслуживания парка и индексации расходов на оплату труда персонала, ожидают аналитики. В результате их выручка в 2024 году может оказаться в диапазоне 1,3–1,6 трлн рублей, а RASK/CASK снизится до 1,1–1,15.

 

Базовый сценарий АКРА предполагает, что динамика перевозок в 2024 году составит до 115 млн человек, стресс-сценарий — что пассажиропоток может упасть до 85–100 млн человек. Общая выручка авиакомпаний при худшем варианте развития событий может снизиться до 1 трлн рублей, а отношение RASK/CASK — опуститься ниже 1. Опрошенные газетой авиакомпании воздержались от комментариев.

При низкой маржинальности перевозок и сокращении господдержки, считает источник газеты в отрасли, перевозчики будут вынуждены перекладывать рост себестоимости перелетов на пассажира. После завершения страхового урегулирования претензий иностранных лессоров к расходам перевозчиков добавятся лизинговые платежи, пусть и по льготной ставке, добавила аналитик канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова. По ее мнению, при уровне инфляции в 7% и ожидании роста реальных доходов населения в 4% рост цен на билеты в пределах 10–11% «не скажется на пассажиропотоке». 

Стоимость авиабилетов на рейсы по России в экономклассе в феврале 2024 года выросла на 42% год к году, превысив 7000 рублей на 1000 км полета, следует из данных Росстата. Сильнее всего подорожали рейсы в Барнаул, Грозный, Благовещенск, Мурманск и Улан-Удэ. Представители авиакомпаний и сервисов для туристов отмечают, что цены продолжили расти и в марте. Среди причин называют рост издержек у перевозчиков и сокращение субсидий. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+