Продавцы Оzon пожаловались на понижение товаров в случае отказа от автоакций
Продавцы Оzon пожаловались, что маркетплейс стал пессимизировать карточки товаров в случае отказа селлера от принудительного участия в автоакциях. По словам продавцов, видимость товаров в поисковой выдаче снижается на 10% и более, хотя выданное ранее предупреждение ФАС для маркетплейсов запрещает действия, ухудшающие положение селлеров при их отказе от автоакций. В самом Ozon утверждают, что санкций за отказ от участия в автоакциях нет, но участие в них поощряется продвижением товаров на 10 процентных пунктов
Продавцы Оzon пожаловались, что маркетплейс стал пессимизировать (понижать в списке выдачи пользователю) карточки товаров в случае отказа селлера от принудительного участия в автоакциях. На комментарии продавцов к посту об изменениях в Telegram-канале для продавцов Оzon Marketplace обратили внимание «Ведомости».
ФАС в феврале выдала Ozon и Wildberries предписание, обязывающее платформы ввести добровольный, прозрачный и прогнозируемый механизм участия продавцов в акциях, в том числе в автоматических. Тогда ФАС признала, что маркетплейсы стали включать товары в категорию распродажи без предварительного согласия продавцов и за их счет. Компании должны были исполнить предписание до 28 февраля, но этот срок сдвинули до конца марта.
Как следует из сообщений в отраслевом канале, продавцам Оzon дали возможность отказа от участия в автоакциях, но применение новых инструментов оказалось непрозрачным. К примеру, блокировка автоакций возможна через Excel-файл и через сайт, но неясно, что будет в случае, если данные из Excel не совпадут с данными с сайта. Единый запрет на автоакции поставить нельзя: приходится «ставить галочку» в карточке каждого товара по отдельности.
Помимо того, при отключении автоакции видимость товаров в поисковой выдаче снижается на 10% и более, но маркетплейс об этом не предупреждал, отметил один из продавцов. При этом в предупреждении ФАС для маркетплейсов запрещаются любые действия, ухудшающие положение селлеров в случае их отказа от автоакций.
По словам менеджера по продукту сервиса аналитики маркетплейсов MPStats Никиты Дунаева, жалобы продавцов на Ozon носят массовый характер и поступают как от крупных, так и от начинающих продавцов. Площадка «косвенно подталкивает селлеров к участию в системе автоматических скидок», считает Дунаев. Пессимизация карточек при отказе от акций может свидетельствовать о нарушении предписания ФАС, отметил директор АНО «Цифровизация и новые технологии» Алексей Кожевников.
Представитель Ozon объяснил, что санкций за отказ от участия в автоакциях нет, но участие в них поощряется продвижением товаров на 10 процентных пунктов. Он отметил, что с 3 апреля участие в автоакциях можно включить как на уровне всего ассортимента, так и на уровне отдельных товаров.
На Wildberries ценообразование полностью остается за продавцом, а автоакции применяются только при соответствии ряду критериев, заявил представитель маркетплейса. Участвующие в акциях товары на Wildberries также получают «бустинг» в ранжировании, рассказал собеседник издания, назвав это «стандартной практикой». При этом товары, которые заблокированы для автоакций, не пессимизируются в ранжировании, утверждают в Wildberries.