«Магнит» объявил о приобретении контрольного пакета «Азбуки вкуса»

«Магнит» через свою «дочку» АО «Тандер» приобретает контрольный пакет долей в уставном капитале ООО «Городской супермаркет», под управлением которого находятся магазины «Азбука вкуса», сообщила пресс-служба «Магнита».
Сделка будет закрыта после одобрения Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и выполнения ряда других условий, согласованных сторонами, рассказали в компании.
В сеть «Азбука вкуса» входят более 170 магазинов разных форматов: одноименные супермаркеты (107 торговых точек), минимаркеты «Азбука Daily» (59 торговых точек) и гипермаркеты «АВ маркет» (5 торговых точек). Большая часть магазинов расположена в Москве (138 торговых точек) и Московской области (23 торговые точки), остальные — в Санкт-Петербурге. В контур сделки также вошли пять собственных кулинарных, хлебопекарных и кондитерских производств. Фабрики-кухни «Азбуки вкуса» выпускают более 5700 наименований продукции массой до 75 т в сутки.
Общая торговая площадь приобретаемых активов — 100 400 кв. м, из них около 77 900 кв. м — супермаркеты, 11 900 кв. м — минимаркеты. В рамках сделки «Магнит» также приобрел три распределительных центра и складскую инфраструктуру доставки общей площадью 47 000 кв. м в Москве и Санкт-Петербурге.
«Магнит» планирует сохранить бренд «Азбука вкуса», а также ключевую управленческую команду, «обеспечив преемственность и развитие уникального клиентского опыта», заявили в пресс-службе. «Покупка «Азбуки вкуса» дает нам возможность заметно усилить рыночные позиции в Москве и выйти в принципиально новый для нас сегмент премиальной розницы», — отметил генеральный директор ПАО «Магнит» Евгений Случевский.
О том, что «Магнит» договорился о приобретении контроля в сети «Азбука вкуса», ранее сообщил РБК. Покупка может обойтись ретейлеру в сумму от 30 млрд до 35 млрд рублей, оценили опрошенные изданием эксперты.
В феврале 2025 года «Севергрупп» Алексея Мордашова (управляет сетью «Лента») вела переговоры о покупке «Азбуки вкуса», владельцы ретейлера рассчитывали выручить от продажи около 40 млрд рублей, писали «Ведомости». Условия, которые предложил «Магнит», оказались для владельцев «Азбуки вкуса» более «комфортными», чем предложение «Севергрупп», отметил собеседник РБК, близкий к одной из сторон сделки.
До 2018 года основным владельцем сети «Магнит» был ее основатель — Сергей Галицкий. Основной акционер ретейлера с 2021 года — Marathon Group. Он был основан в 2017 году бывшим президентом A1 и зятем главы МИДа Сергея Лаврова Александром Винокуровым совместно с другим выходцем из этой компании Сергеем Захаровым. «Магнит» в 2021 году выкупил группу «Дикси», в 2023 году — маркетплейс KazanExpress (на его базе работает «Магнит Маркет»), в 2024 году — крупнейшую на Дальнем Востоке сеть «Самбери». По итогам 2024 года, «Магнит» занимает 13,2% российского розничного рынка (у X5 — 15,6%).
Сеть «Азбука вкуса» основали в 1997 году бизнесмены Максим Кощеенко, Олег Лыткин, Сергей Верещагин и Олег Трыкин; Верещагин и Трыкин вышли из бизнеса в 2012 году. Среди акционеров «Азбуки вкуса» были экс-владельцы Экспобанка Андрей Вдовин, Кирилл Якубовский, Павел Масловский и Питер Хамбро (приобрели 30% акций в 2008 году); Invest AG совладельцев Evraz Александра Абрамова и Александра Фролова и основанная Романом Абрамовичем Millhouse (в 2016 году получили 34% акций). В начале 2024 года после выхода из бизнеса Абрамова и Фролова акционером и инвестором компании стало АО «Бавэро Групп» из Перми.