Россияне с высокими доходами отказываются от спонтанных покупок и экономят

Все категории покупателей вне зависимости от уровня дохода стали более экономными, такой вывод содержится в исследовании группы компаний Б1 «Российские потребители: устойчивость предпочтений и рациональность выбора» (есть у Forbes). Данные для исследования Б1 были получены в апреле 2025 года через опрос более 1000 россиян. Среди участников мужчины и женщины в возрасте от 18 лет до 55+. По доходам респонденты были поделены на три группы: с невысоким доходом до 50 000 рублей, со средним от 50 000 до 150 000 рублей и высоким — более чем 150 000 рублей на одного члена семьи в месяц.
Исследование показало, что за минувший год россияне в целом стали совершать меньше спонтанных покупок и больше экономить, так ответили 49% опрошенных весной 2025 года против 43% за аналогичный период 2024 года и 36% в 2023 году.
Интерес к покупкам по акции снижается, среди россиян в целом в 2025 году товары со скидкой покупали 42%, против 43% в 2024-м и 46% в 2023 году. «Причем чем выше благосостояние респондента, тем сильнее выражена эта тенденция», — уточняют аналитики Б1. Согласно их выводам, доля самых богатых респондентов, совершающих покупки по акциям, снизилась с 30% в 2024 году до 24% в 2025-м. У обладателей среднего дохода та же тенденция — снижение с 40% в 2024-м до 38% в 2025 году, а с невысоким — с 46 до 44% соответственно.
Как отмечается в исследовании Б1, опрошенные потребители при выборе товаров и услуг прежде всего ориентируются на цену: весной 2025 года 92% опрошенных потребителей сочли цену ключевым фактором к покупке, следующим по важности критерием является качество, его выбрали 83% респондентов.
С осени 2023 года отмечается рост доли потребителей, для которых производитель или бренд играет значимую роль при покупке. К весне 2025 года таких респондентов стало уже 27%, а в 2023-м было всего 19%. Данный фактор вышел на третье место по значимости, обогнав возможность покупки онлайн и доставки (24%). Последняя опция остается важным критерием для молодых потребителей (30% для респондентов в возрасте 18–24 лет и 27% для опрошенных 25–34 лет соответственно). В целом возможность покупки онлайн и доставки становится все менее значимой на протяжении последних полутора лет. Это может объясняться тем, что респонденты уже привыкли к данной опции при покупке и обращают на нее все меньше внимания по сравнению с базовыми характеристиками товаров, отмечается в исследовании.
С учетом стремления экономить эти ответы свидетельствуют о том, что покупатели готовы подождать, чтобы купить то, что по-настоящему нужно, пишет Б1. Причем среди наиболее обеспеченных участников опроса изменения существеннее, например за последние шесть месяцев доля состоятельных респондентов, которые стали совершать меньше спонтанных покупок, выросла с 22 до 47%.