УЗГА решил собирать легкий самолет «Байкал» на двух своих авиазаводах
Уральский завод гражданской авиации задействует два своих завода — в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге — для производства легкого многоцелевого самолета «Байкал». За счет использования второй площадки УЗГА стремится сократить издержки и уложиться в указанные правительством сроки, считают эксперты
Уральский завод гражданской авиации задействует два своих завода — в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге — для производства легкого многоцелевого самолета «Байкал», сообщил «Ведомостям» представитель УЗГА.
На производственной площадке в Нижнем Новгороде уже производится 80% деталей планера «Байкала», в том числе крылья, хвостовое оперение, элероны и закрылки. Там же будут собирать фюзеляжи, которые затем будут направляться в Екатеринбург для финальной сборки и монтажа оборудования.
Самолет ЛМС-901 «Байкал» рассчитан на перевозку до девяти пассажиров или до 2 т груза. Оснащен одним турбовинтовым двигателем, имеет дальность полета до 3000 км и может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах. Планировалось, что «Байкалы» заменят Ан-2.
Тендер Минпромторга на разработку «Байкала» в 2019 году выиграла структура УЗГА — ООО «Байкал Инжиниринг». Первые три опытных образца самолета были оснащены двигателями General Electric H80-100 и винтами Hartzell Propeller. Запуск серийного производства «Байкала» планировался на 2024 год. Но в 2022 году оба американских партнера вышли из проекта. И было решено провести ремоторизацию ВС на агрегаты российской разработки.
В сентябре 2024 года Владимир Путин поручил ускорить запуск производства «Байкала». В феврале 2025-го «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщил о «драматических ошибках», допущенных при проектировании «Байкала». На их устранение, отметили собеседники издания, может уйти до пяти лет, проект может быть заморожен или передан на исполнение S7 Group.
В мае 2025 года вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном ФО Юрий Трутнев заявил, что работы по разработке «Байкала» зашли в тупик, его производства не ожидается и выходить из ситуации придется ремоторизацией Ан-2. Сразу после этого пресс-служба Минпромторга сообщила, что работа над созданием ЛМС-901 «Байкал» продолжается. В министерстве напомнили, что в апреле 2025 года был заключен госконтракт на ремоторизацию «Байкала» с российскими двигателем и винтом общей стоимостью почти 12 млрд рублей.
Гендиректор УЗГА Леонид Лузгин в мае сообщил «Ведомостям», что партию из первых пяти самолетов планируется передать в конце 2026 года, а еще пять — в 2027 году. Стоимость серийного «Байкала» составит от 220 млн до 340 млн рублей, отмечал он.
Премьер-министр Михаил Мишустин 15 июля заявил, что «Байкал» должен выйти в серийное производство не позднее декабря 2026 года.
Задействование дополнительной площадки позволит УЗГА попробовать уложиться в указанные правительством сроки, отметил главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин. За счет использования второй площадки УЗГА может снизить производственные издержки, добавил ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
