Обвиняемые объяснили разрыв кабелей в Финском заливе в 2024 году «аварией на море»
Капитан нефтетанкера Eagle S и его первый и второй помощники, обвиняемые в повреждении пяти подводных силовых и телекоммуникационных кабелей в Финском заливе в декабре 2024 года, объяснили инцидент плохой погодой и механической неисправностью. Прокуратура Финляндии утверждают, что танкер намеренно тащил якорь весом 11 т по морскому дну на протяжении 90 км, чтобы повредить силовой кабель Estlink 2 и четыре кабеля связи
Капитан нефтетанкера Eagle S и его первый и второй помощники, обвиняемые в повреждении пяти подводных силовых и телекоммуникационных кабелей в Финском заливе в декабре 2024 года, объяснили инцидент техническими неисправностями, передает Reuters.
Капитан танкера Давид Вадачкория и его первый помощник являются гражданами Грузии, а второй помощник капитана — Индии, отмечает агентство.
В ходе судебного заседания в Хельсинки они не признали себя виновными, отметив, что якорь упал с танкера из-за технических неисправностей в креплении якорной лебедки. Адвокат Вадачкории заявил суду, что инцидент был «аварией на море». «Это была обычная авария на море, а не диверсия», — заявил журналистам во время перерыва в судебном заседании второй помощник капитана Сантош Кумар Чуарасия. Он уточнил, что якорь упал из-за плохой погоды и механической неисправности.
Подозреваемые также поставили под сомнение юрисдикцию суда в данном деле, учитывая, что обрыв кабеля произошел в международных водах.
Прокуроры утверждают, что танкер Eagle S намеренно тащил свой якорь весом 11 т по морскому дну на протяжении 90 км, чтобы повредить силовой кабель Estlink 2 и четыре кабеля связи. При этом они признали, что следователи не нашли доказательств каких-либо манипуляций с креплением или тремя стопорами якоря. Финская прокуратура попросила приговорить ответчиков к двум с половиной годам тюремного заключения каждого за тяжкое преступление, связанное с причинением вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах, и тяжкое вмешательство в работу телекоммуникаций.
Аварийное отключение энергокабеля Estlink 2, соединяющего Финляндию и Эстонию, произошло 25 декабря в 12:26 по местному времени (11:26 мск). Также были повреждены еще четыре кабеля связи. Уже через сутки танкер Eagle S, который, по данным британского Lloyd's List, ходит под флагом Островов Кука, а членами экипажа являются граждане Грузии и Индии, был арестован финскими властями.
В феврале 2025 года финская полиция сняла арест с танкера, который, как утверждает Yle, входит в состав так называемого «теневого флота», перевозящего российскую нефть в разгар санкций. В марте Eagle S покинул Финляндию. А трое обвиняемых находятся под запретом на выезд из страны.
Опасения западных стран по поводу судов «теневого флота» России в Балтийском море усилились после серии повреждений подводных кабелей. 17 ноября 2024 года произошел разрыв подводного оптоволоконного кабеля, связывающего Литву и Швецию, 18 ноября того же года было зафиксировано повреждение кабеля C-Lion1 между Финляндией и Германией, в конце декабря произошло аварийное отключение энергокабеля Estlink 2, связывающего Финляндию с Эстонией.
31 января 2025 года полиция Норвегии сообщила о задержании норвежского судна Silver Dania с российским экипажем на борту по подозрению в повреждении кабеля между Латвией и Швецией. Но в феврале прокуратура Швеции сообщила, что не нашла признаков саботажа в повреждении этого кабеля. По версии ведомства, к инциденту привело сочетание погодных условий, недостатков в оборудовании и судоводстве.
