Счетная палата выявила слабые результаты программ профобучения «Содействия занятости»
Счетная палата пришла к выводам о недостаточной результативности профессионального обучения по программам федерального проекта «Содействие занятости». Прогнозная потребность экономики не в полной мере покрывается такими программами, сочли аудиторы. Они также выявили ряд нарушений в расходовании средств федерального бюджета, выделяемых на профобучение
Счетная палата оценила эффективность расходов на организацию профессионального обучения и дополнительного профобразования россиян по проектам содействия занятости. По итогам проверки и опроса участников программ профобучения (их материалы есть в распоряжении Forbes) она пришла к выводу, что бюджетные средства используются недостаточно результативно, а сами программы профобучения не обеспечивают прогнозную потребность экономики в трудовых ресурсах.
Мероприятия по профобучению реализовывались в 2023-2024 годах в рамках федерального проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»), а с 2025 года – в рамках проекта «Активные меры содействия занятости» (нацпроект «Кадры»). Среди операторов проекта — Институт развития профессионального образования (ИРПО); Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) и с 2025 года — ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. В 2023-2024 годах расходы на предоставление им грантов составили 15,5 млрд рублей, на 2025 год запланировано 6,2 млрд рублей.
В 2023 году обучение прошли 197 600 человек, или 109,8% от плана, в 2024 году – 117 900 человек (113,5%), в 2025 году планируется обучить 104 400 человек. Численность занятых граждан по итогам прохождения обучения составила: в 2023 году – 156 000 человек (79% слушателей), в 2024 году – 95 600 человек (80,9%). Несмотря на результаты по количеству обученных граждан, проверка выявила, что программы обучения не соответствуют прогнозным потребностям экономики в кадрах, отмечается в материалах Счетной палаты.
В 2024 году обучение по приоритетным направлениям прошла только треть граждан, обратившихся в службы занятости с целью поиска работы, в том числе в РАНХиГС — 20,6%, в ТГУ — 31,8%. Счетная палата в ходе проверки провела с 16 апреля по 6 мая опрос обучавшихся по программам проекта. В исследовании приняли участие 8412 респондентов:
- Среди тех, кто хотел найти работу в новой для себя сфере (3705 человек, или 44% от общего числа) лишь 25% респондентов трудоустроились по направлению обучения (среди предпенсионеров — 19%).
- 25% опрошенных не трудоустроилась в течение года после прохождения программы.
- 21% участников программы нашли работу не по направлению обучения.
- У 18% не произошло изменений в трудовой ситуации.
- 2% отметили улучшение условий на прежнем месте работы.
- Доля респондентов, не работающих на момент начала обучения, составила 71%, среди предпенсионеров – 40%.
- 24% респондентов в качестве основной мотивации прохождения программы указали личный интерес.
По оценке палаты, данные опроса показали, что проект «Содействие занятости» недостаточно адресный, поскольку в него вовлечены участники без трудовой мотивации, а программа оказывается недостаточно результативной в содействии трудоустройству даже для участников с высокой мотивацией. Проверка также выявила ряд нарушений и недостатков, допущенных при предоставлении и использовании средств федерального бюджета.
Роструд, по оценке аудиторов, недостаточно качественно планировал объем грантов и необоснованно перераспределял квоты, что привело к неэффективному использованию средств. Например, из выделенных в октябре 2023 года РАНХиГС дополнительных субсидий в размере 595,8 млн рублей возвращено в федеральный бюджет 363,1 млн рублей (60,9%). Счетная палата также обратила внимание на несоответствие установленной расчетной средней стоимости обучения (59 580 рублей на одного человека) и фактических затрат.
В 2024 году фактическая средняя стоимость обучения одного человека в РАНХиГС составила 48 600 рублей, в ТГУ — 52 700 рублей, в ИРПО — 42 800 рублей. Это ниже расчетной средней стоимости обучения на 18,4%, 11,5% и 26,9% соответственно. Порядок расчета средней стоимости обучения, а также размер и состав затрат операторов, связанных с организацией обучения, нормативно не установлены, отметили в палате.
По итогам 2023 года объем возвращенных средств в федеральный бюджет составил 918,5 млн рублей (8,6% гранта), по итогам 2024 года — 446,1 млн рублей (7,3% гранта). Заместитель руководителя Роструда Ян Талбацкий, комментируя выводы Счетной палаты, отметил, что с 2025 года бесплатное переобучение реализуется только по 360 востребованным на рынке труда программам. По словам Талбацкого, институт бесплатного переобучения взрослых соискателей в силу этих и других ограничений не может в полной мере удовлетворять потребностям рынка труда.
Представитель Роструда пояснил, что стоимость подготовки рассчитывается в среднем по всем предлагаемым программам на этапе планирования бюджета, а в дальнейшем корректируется с учетом того, что одни программы стоят несколько дороже, а другие — менее затратны. «Работа по повышению эффективности программ переобучения продолжится, в том числе с учетом рекомендаций Счетной палаты», — заключил замруководителя Роструда.
