К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Иномарки, мощность и драйв»: почему новые правила утильсбора вредят именно физикам

Фото Андрея Махонина / Ведомости
Фото Андрея Махонина / Ведомости
С 1 ноября 2025 года Минпромторг изменит методику расчета утилизационного сбора на автомобили мощностью свыше 160 лошадиных сил (л.с). Инициатива взорвала интернет: отрицательные отзывы на законопроект оставили почти 100 000 человек, хотя разработчики и автодилеры не видят в нововведениях серьезной угрозы — в отличие от любителей полноприводных автомобилей, особенно в восточных регионах страны. Какие силы столкнулись в битве за и против реформы утильсбора, какие у кого аргументы и насколько подорожают автомобили, разбирался Forbes

По состоянию на вечер 1 октября законопроект Минпромторга, опубликованный на сайте regulation.ru, набрал больше 97 000 голосов против. Речь идет о корректировке начисления утильсбора на автомобили мощностью свыше 160 л.с. Дедлайн по сбору отзывов — 3 октября, и активисты в соцсетях агитируют противников меры высказываться, чтобы набрать 100 000 голосов. В этом случае есть шанс, что законопроект отклонят или отправят на доработку.  

Предложение актуализировать механику начисления утилизационного сбора на автомобили Минпромторг России опубликовал 12 сентября 2025 года. Основная идея такая: заставить физических лиц, покупающих для себя автомобили мощностью больше 160 л.с., платить такой же утилизационный сбор, какой платят юрлица, и привязать начисления не только к объему, но и к мощности двигателя. 

Формально утильсбор призван сглаживать ущерб экологии от уничтожения отслужившего свой срок автомобиля. До недавнего времени взимаемая сумма была привязана к объему двигателя в литрах. Поводом для ужесточения мер послужило обращение ассоциации «Объединение автопроизводителей России» (ОАР) — 5 сентября письмо за подписями председателя совета ОАР, гендиректора «КАМАЗа» Сергея Когогина, президента группы «ГАЗ» Вадима Сорокина и гендиректора «Соллерса» Николая Соболева было направлено на имя министра промышленности и торговли Антона Алиханова, об этом сообщил «Интерфакс».

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Чем озадачились подписанты? Проблема в распространении, особенно в китайских авто, турбодвигателей, которые при незначительном объеме (в среднем 1,5 л) могут развивать высокую мощность, хотя покупатели платят за них как за малолитражные. Подписанты фиксируют и рост гибридных авто, которые при сравнительно скромном, меньше 1,5 л, двигателе внутреннего сгорания (ДВС) располагают большим количеством лошадиных сил. 

Неправильным, по мнению подписантов, является и то, что одинаковой суммой утилизационного сбора облагаются автомобили кардинально разных ценовых категорий и мощностей. В письме они приводят пример коммерческого утильсбора в размере 677 400 рублей, который платит и владелец седана Changan Alsvin с рекомендуемой розничной ценой 1,85 млн рублей и объемом двигателя 1,48 л (мощность 98 л.с.), и кроссовера BMW Х3 с рекомендуемой розничной ценой 8 млн рублей и объемом двигателя 1,99 л (мощность 255 л.с.), и гибрида Aito M9 с рекомендуемой розничной ценой 10 млн рублей и мощностью 496 л.с.  

 

Минпромторг сигнал принял. Расчет утильсбора на основании одного показателя — объема двигателя — потерял актуальность, говорится в сообщении министерства. Оно предложило ввести прогрессивную шкалу, где ключевым показателем, помимо объема двигателя и возраста автомобиля, становится мощность двигателя (лошадиные силы).

Как это все будет работать? Заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев приводит в пример такие расчеты: коммерческий утильсбор на электромобиль Zeekr 009 вырастет более чем до 1,5 млн рублей (с текущих 667 400 рублей), потому что теперь расчет будет производиться исходя из мощности его двигателя. «Этот автомобиль оснащен двумя электродвигателями 78 и 60 кВт (в сумме 138 кВт), умножив на 1,36 (метрическая лошадиная сила 1 кВт = 1,36 л.с.), получаем 187,6 л.с.», — объясняет Тюктеев. 

При этом для физлиц, которые ввозят автомобили в Россию для личного пользования, льготные коэффициенты сохранят: для транспортных средств мощностью до 160 л. с. — 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 рублей за автомобиль старше трех лет. На такие автомобили приходится около 88% от всего объема автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет, уточнили в Минпромторге, ссылаясь на данные оператора системы электронных паспортов.

 

Планируется, что мера против более мощных машин вступит в силу 1 ноября 2025 года. По состоянию на вечер 1 октября против повышения сбора уже проголосовали больше 97 100 граждан, за — 586 (участие в голосовании возможно после идентификации на «Госуслугах»). 

Forbes обратился за разъяснениями в ОАР. Исполнительный директор ассоциации Игорь Коровкин на вопросы издания не ответил. Без ответа остались и соответствующие запросы Forbes в пресс-службы «КАМАЗа», «ГАЗа» и «Соллерса».

Бунт физиков

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский оценивает нововведения негативно, поскольку «бремя сбора ляжет на потребителя». «Мы были удивлены таким подходом регулятора, — говорит он. — Вносимые изменения касаются того сегмента, в котором нет конкуренции со стороны локальных производителей. Эти машины относятся к сегменту наиболее технологически совершенных авто. К тому же общий объем продаж таких автомобилей составляет не более 8% от всего рынка».

С ним не совсем согласен директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его мнению, под ударом окажутся те, кто «не уважает российскую и китайскую технику, а любит иномарки, мощность и драйв. И таких большинство. В новых автомобилях, ввезенных в Россию в 2025 году, более 68% мощнее 160 л.с., в подержанных — почти 44%». 

По мнению Целикова, среди ввозимых условными физиками моделей автомобилей мощностью свыше 160 л.с. топ-10 популярных среди тех, кто подорожает, выглядит так: Geely Monjaro, Toyota RAV4, BMW X3, BMW X5, Hyundai Palisade, BMW 5 серии, Toyota Highlander, KIA Sorento, KIA Carnival, Hyundai Santa Fe.

 

Что же останется на рынке по льготным ставкам? «Автомобилей не российско-китайского производства до 160 л.с. много, — напоминает Целиков. — Например, активно везут японские модели с правым рулем. Всякие Freed, Fit, Corolla, Stepwgn, Vezel, Yaris, Wish, Note, Jimny, Raize, Roomy, Sienta, Vitz, Axel и далее по списку. Но эти названия выучили в основном жители Дальнего Востока, Сибири. Для европейской части страны важны «доутильные» Volkswagen Golf, Tiguan и даже Passat, KIA K3 и К5, Mazda 3, CX3 и СХ-30. Кто ищет «европейский премиум» до 160 л.с., находит сейчас BMW X1, а также первой или второй серии, Mercedes-Benz С-класса, Audi A3 и еще по мелочи». 

Интересно, что представители дилеров не видят в повышении утильсбора большой проблемы, а некоторые и ратуют за дальнейшие ограничения. 

Только 13,8% автомобилей в структуре продаж компании «Рольф» подорожают в связи с новыми требованиями более чем на 5%, говорит гендиректор компании Светлана Виноградова, причем речь идет о премиальном сегменте. Авто же для массовой семейной аудитории — Haval Jolion, Chery Tiggo 7 и Geely Monjaro — вырастут в цене всего на 5–6% от стоимости автомобиля.

Виноградова убеждена, что новые правила не приведут к шоковым сценариям. Напротив, они усилят доверие клиентов, обеспечат равные условия для участников рынка и создадут фундамент для устойчивого развития отрасли. По ее словам, мера защитит покупателей от недобросовестных, серых посредников, и практически весь поток автомобилей, в том числе параллельного импорта, будет идти через профессиональных игроков.

 

«Мы выступали с инициативой ограничить импорт автомобилей непрофессиональными участниками рынка, — говорит Ольховский из «Автодома». — Мы просили принять меры по ограничению ввоза автомобилей компаниями и частными лицами, которые кроме места на парковке для продажи нескольких машин ничего не имеют. Это неофициальные продавцы, они не платят налоги в бюджет России в полном объеме. Но особой поддержки у регулятора не нашли».

Фанаты BMW

По мнению руководителя компании «Автокриминалист» и автоэксперта Максима Шелкова, ни о каких массовых серых схемах по обходу оплаты утильсбора сейчас говорить не приходится — «все зарегулировано довольно жестко». «Число физических лиц, которые ввозят автомобили для собственного пользования, действительно выросло, но не из-за желания некоторых сэкономить или смухлевать, — рассуждает автоэксперт. — У людей разные потребности и взгляды на комфорт и качество автомобилей, некоторые вообще приверженцы определенных марок. После 2022 года официальные поставки практически всех мировых брендов в Россию были прекращены. Официальных дилеров BMW или Audi нет. Но за рубежом новые модели выходили, люди их хотят и могут себе позволить».

Шелков утверждает, что глобального использования каких-то обходящих законы схем не существует. По тем разовым случаям, которые выявляются, таможня производит перерасчет оплаты в штатном режиме. «Человек имеет право привезти для себя автомобиль, но не может его продавать один год. Экономической целесообразности у каких-то мошенников ввозить авто под видом частного или на физика нет, по закону они не смогут сразу перепродать машину, а годовой простой обойдется дорого», — продолжает он.

Рынок падает 

По данным агентства «Автостат», только в январе 2025 года продажи показали положительную динамику по сравнению с январем 2024-го, во все остальные месяцы ситуация складывалась хуже. В феврале было продано 78 040 новых легковых автомобилей, что на 24,9% меньше, чем в феврале 2024-го, в марте — 79 822 (на 45,5% меньше), по итогам апреля — 102 107 (-25,5%), в мае — 91 218 (-28,3%), в июне — 90 116 (-27,6%), в июле — 120 649 (-11,4%) и в августе 122 235 (-17,6%).

 

Эксперты агентства прогнозируют, что даже при благоприятном стечении обстоятельств по итогам года можно ждать снижения рынка минимум на 10%, то есть в России будет продано не более 1,4 млн новых легковых машин. Наиболее реалистичной «Автостат» считает базовую версию прогноза в 1,25 млн проданных машин (-20% к 2024 году). При негативном развитии событий (пессимистичный сценарий) объем рынка новых автомобилей может составить 1,1 млн штук, то есть падение к 2024 году составит 30%.

Введение новых критериев расчета утилизационного сбора в текущих экономических условиях может существенно усложнить ситуацию на автомобильном рынке, считают в ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД). «По прогнозным данным, поступления в федеральной бюджет от утилизационного сбора в 2025 году ожидаются в размере 1,123 трлн рублей при плановых 2,012 трлн рублей, — рассказал Forbes исполнительный директор РОАД Олег Баринов. — Таким образом, фактические доходы от сбора оказываются существенно ниже прогнозных показателей, что связано с резким сокращением авторынка в России». По его словам, дополнительная финансовая нагрузка способна привести к дальнейшему снижению спроса на новые и подержанные автомобили, росту цен для потребителей и сужению пула доступных брендов. «Все это негативно отразится на состоянии отрасли, может привести к росту банкротств дилерских предприятий и, соответственно, скажется на налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней», — прогнозирует автоэксперт.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+