Бизнес сообщил о снижении в октябре числа звонков абонентам с неизвестных номеров
Участники рынка сообщили о сокращении числа звонков абонентам с неизвестных номеров в первую неделю октября — на фоне введения платы за маркировку вызовов, пишет РБК. При этом, по данным «Ведомостей», колл-центры, которым заказывают соцопросы, научились обходить требование: вызов проходит с неопознанного номера мобильного телефона, без каких-либо маркировок. С 1 сентября 2025 года в России вступили в силу правила маркировки звонков, согласно которым при вызове абонент должен видеть данные о компании или ИП и категорию вызова
Бизнес сообщил о снижении за первую неделю октября числа звонков абонентам с неизвестных номеров: «Мегафон» зафиксировал 10%-е снижение, «Яндекс» — 16%-е сокращение по сравнению с сентябрем, в «Т2 РТК Холдинге» (бренд Т2) подтвердили тенденцию, не предоставив точных данных, сообщил РБК. В «Яндексе» при этом добавили, что в сентябре была отмечена обратная тенденция — количество вызовов с неизвестных номеров тогда увеличилось на 1,1% по сравнению с августом. Представители других крупных операторов связи отказались предоставить данные, добавило СМИ.
РБК отметил и другую динамику, о которой сообщил представитель «Т-Мобайла» — виртуального оператора Т-банка. По его данным, число подобных вызовов за первую неделю октября не изменилось, в сентябре динамика осталась такой же, как в августе. При этом в «Т-Мобайле» подчеркнули, что по сравнению с весенними месяцами 2025 года в сентябре количество вызовов с неизвестных номеров подскочило на 20%. В компании связали изменения с ростом абонентской базы «Т-Мобайла» и блокировкой звонков в мессенджерах, вследствие чего трафик сотовой связи вырос примерно на 25%.
В «Мегафоне» считают, что зафиксированное компанией снижение в октябре числа вызовов с неизвестных номеров связано с более ответственным подходом к вопросу самих компаний, сокративших нецелевые звонки. Такой же позиции придерживается «Т2 РТК Холдинг», в «ТМТ-Консалтинг» напомнили, что правила маркировки заработали в сентябре, и еще не все компании адаптировались к ним, поэтому можно ожидать дальнейшего сокращения массовых обзвонов в стране. Глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков отметил, что порядок работы маркировки пока мало понятен: операторы связи берут разную плату за маркировку каждого звонка, под блокировку могут попадать полезные звонки, а спамерские вызовы, наоборот, порой отмечаются как полезные. «Возможно, какое-то снижение числа звонков с неизвестных номеров действительно было, но не более 10%», — подчеркнул он.
«Ведомости» добавили, что колл-центры, которым заказывают проведение социальных опросов, научились обходить правила маркировки звонков: вызовы проходят с мобильных телефонов без маркировок и абонент узнает, что ему звонят с целью соцопроса, только подняв трубку. Во ВЦИОМ газете пояснили, что не проводят опросы самостоятельно, звонки совершают подрядчики — колл-центры.
Газета отметила, что, по данным Surveystudio, число звонков колл-центров после вступления в силу поправок в закон «О связи» сократилось на 78%. По статистике сервиса, по состоянию на 30 сентября колл-центры совершали около 5,9 млн звонков, 1 октября показатель рухнул до 1,3 млн вызовов. «Ведомости» напомнили, что с октября операторы связи стали брать плату не только за минуты разговора, но и сам факт совершения звонка.
Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что для ВЦИОМ и других соцкомпаний передача звонков колл-центрам, которые совершают вызовы с немаркированных номеров мобильных телефонов, может стать способом адаптации, поскольку новый закон грозит им серьезными финансовыми трудностями. Руководитель проектов «Интеллектуальной аналитики» Тимофей Воронин добавил, что с момента вступления закона в силу число звонков от организаций с личных номеров возросло: это позволяет сократить расходы компании и персонализировать общение, в том числе с дальнейшей возможностью ведения переписки с помощью sms и мессенджеров.
Новые правила маркировки звонков вступили в силу с 1 сентября 2025 года. При вызове абонент должен видеть данные о компании, инициирующей звонок, а также категорию вызова, например, «банк» или «доставка». За маркировку каждого звонка операторы связи взимают плату, в сентябре действовал льготный режим, стоимость услуги была на уровне 0,3 рубля за вызов, подсчитывали «Ведомости». Штрафных санкций за отсутствие данных о звоне пока законом не предусмотрено, подчеркнуло издание.
Для маркировки звонков компании должны заключить с операторами связи соответствующий договор. С октября стоимость замены номера на подпись компании у МТС составляет 0,29 рубля за вызов, следует из данных на сайте компании, «Мегафон» берет по 0,25 рубля за вызов, столько же составляет абонентская плата за отображение подписи, добавил РБК.
