Торговые сети стали требовать с поставщиков компенсацию недополученных доходов
Торговые сети стали чаще предлагать поставщикам базовых товаров компенсировать недополученный розницей доход. Это связано с падением рентабельности ретейла: в этом году этот показатель может сократиться на 0,4–0,6 процентного пункта, до 1,7–1,9%, опустившись до исторического минимума. Из-за сокращения спроса на продукты и контроля регуляторов за ценами ретейлеры и поставщики лишились возможности транслировать рост издержек в цены на полке
Федеральные торговые сети стали добиваться от поставщиков компенсации недополученного розницей целевого дохода в отдельных товарных категориях, следует из обращения Палаты поставщиков (Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка) в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), с которым ознакомился «Коммерсантъ».
Глава президиума АКОРТ Станислав Богданов сообщил изданию, что ответ на обращение поставщиков отправлен. И в нем отмечается, что закупочные цены и скидки могут меняться в рамках договоров сотрудничества.
Источник издания среди поставщиков рассказал изданию, что крупные сети ориентируются на самые низкие цены в низкомаржинальных сетях, но пытаются сохранить свою доходность. По его словам, в ходе переговоров они указывают на недополученную маржу и требуют выплат в размере от одного до сотен миллионов рублей. В Палате поставщиков уточнили, что речь идет о штрафах, снижении цен, предоставлении скидок или иных выплатах. Один из источников «Коммерсанта» среди поставщиков назвал самой популярной формой выплат скидки на будущие закупки.
По мнению одного собеседника издания на розничном рынке, сдерживать цены на полке ретейлеров вынуждает переход населения к сберегательной модели потребления и сокращению трат в том числе на продукты питания. По словам другого, сейчас острых ситуаций с поставщиками стало больше из-за растущих издержек. Он отметил, что если товар не обеспечивает минимальной рентабельности, то целесообразность его присутствия на полке снижается.
В Палате поставщиков указали на то, что стремление ретейлеров переложить дополнительную финансовую нагрузку на поставщиков противоречит кодексу добросовестных практик и является фактически безрисковой: все потенциальные потери компенсируют партнеры.
Богданов из АКОРТ по этому поводу отметил, что любая из сторон переговоров может не согласиться с новыми коммерческими условиями. Но в Палате поставщиков указали на риск полного разрыва отношений с сетью. «С учетом долей лидеров рынка быстро найти альтернативные пути продажи почти невозможно»,— отметил один из собеседников издания среди поставщиков.
Мотивацией розницы к переговорам с поставщиками могло стать ухудшение финансовых результатов. Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров прогнозирует, что в среднем рентабельность по чистой прибыли у крупнейших FMCG-сетей в 2025 году может сократиться с прошлогодних 2,3% до исторического минимума в 1,7–1,9%.
