У российских страховщиков появится единый сервис для борьбы с мошенниками
Национальная страховая информационная система планирует запустить в России единый сервис для борьбы с мошенниками, пишут «Ведомости». Он будет анализировать данные и выявлять признаки мошенничества в договорах страхового возмещения или убытках, после чего по каждому отклонению будет проводиться детальный анализ. Участники рынка положительно оценивают идею, однако отмечают, что ее эффективность будет зависеть от объема данных, к которым будет доступ у страховщиков
Национальная страховая информационная система (НСИС) планирует запустить в России единый сервис для борьбы с мошенниками: модели, основанные на машинном обучении, будут анализировать портфель и выявлять признаки мошенничества в договорах страхового возмещения или убытках, после чего по каждому отклонению будет проводиться детальный анализ, пишут «Ведомости». Гендиректор НСИС Николай Галушин добавил, что организация согласовывает будущую архитектуру инструмента с Российским союзом автостраховщиков (РСА) и участниками рынка.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков, директор по защите активов РСА Сергей Ефремов отметил, что основной задачей сервиса станет выявление страховых случаев одного человека или группы людей и связи между ними. Для этого необходимо анализировать данные по всей базе, а не одному виду страхования или компании, подчеркнул он.
В «Росгосстрахе» отметили, что наиболее распространенным мошенничеством в отрасли страхования стали махинации с КАСКО и ОСАГО — на них приходится более 90% попыток незаконного получения компенсаций. Мошеннические схемы включают в себя подстроенные ДТП, имитацию аварий в местах без видеонаблюдения и т.д. Работающие с недвижимостью мошенники часто покупают страховки на небольшие суммы на один объект в ряде страховых организаций, а затем устраивают поджог и получают компенсации по всем полисам, добавил Галушин. В этом случае сервис сможет предупредить, что в отношении объекта уже действуют другие договоры страхования, отметил он.
Участники рынка положительно оценили идею сервиса и ждут его запуска, при этом в «Ингосстрахе» считают, что эффективность инструмента будет зависеть от объема информации, к которой получат доступ страховщики с учетом ограничений законодательства на обработку и передачу персональных данных. Управляющий директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов подчеркнул, что у лидеров рынка уже выстроен данный функционал, поэтому они на первом этапе, скорее всего, предпочтут собственные антифрод-системы и уже в дальнейшем будут анализировать показатели нового сервиса. Эксперт полагает, что инструмент НСИС будет в первую очередь востребован у средних и небольших компаний, у которых нет больших накопленных объемов таких данных.
Гендиректор «Абсолют страхования» Дмитрий Руденко отметил, что мошенники адаптируются к новым схемам, поэтому рынку нужно выстроить регулярный обмен информацией и формировать единые подходы к выявлению и пресечению подобных преступлений. Цель такой работы — не только распознавание мошенников, но и подготовка материалов для проведения доследственных проверок, возбуждения уголовных дел и направлений доказательств в суд, подчеркнул он.
Компания Т1 «Пульс цифровизации» выяснила, что в 2024 году банки и страховщики вложили в ИИ почти 60 млрд рублей, сумма стала абсолютным рекордом для российского рынка. По данным организации, большинство компаний финансового сектора используют чат-боты, голосовые помощники и автоматизированный анализ документов, а также технологии компьютерного зрения, системы распознавания и синтеза речи и другие ИИ-инструменты.
