Дизель пошел за бензином: в России пропадает и дорожает топливо

Оптовые цены на бензин с начала августа выросли на 12%. Дефицит топлива заставил правительство продлить до конца года запрет на экспорт бензина и на тот же срок ввести запрет на вывоз дизельного топлива. В августе стоимость бензина АИ-95 на Петербургской бирже несколько раз преодолевала рекордный уровень в 76 876 рублей за тонну, установленный в сентябре 2023 года. А 15 октября АИ-95 продавался уже по 80 460 рублей за тонну.
Бензин АИ-92 в августе немного не дотянул до рекорда сентября 2023 года в 70 508 рублей за тонну, однако с тех пор ему удалось побить рекорд, и на 14 октября его цена составляла 74 191 рубль за тонну. Зимнее дизельное топливо, торговля которым началась с 1 октября, успело подорожать за две октябрьские недели с 77 118 рублей за тонну до 77 652.
В рознице, где цены ниже биржевых, рост был значительно меньше. По последним опубликованным данным Росстата, на 6 октября бензин АИ-92 на АЗС стоил в среднем 61,9 рубля за литр, поднявшись с конца прошлого года на 10,8%. Бензин АИ-95 за это время подорожал на 9,9%, до 66,41 рубля за литр, дизельное топливо — на 4,1%, до 72,94 рубля за литр.
Первым регионом, который официально ограничил продажу бензина и ввел фиксированные цены на него, стал Крым. О дефиците на АЗС полуострова сообщил еще 25 сентября глава республики Сергей Аксенов. Он заверил, что в течение двух дней крымские АЗС планируют обеспечить необходимым объемом бензина марки АИ-95. Однако уже 29 сентября Аксенов в своем Telegram-канале написал, что по итогам совещания с участием основных нефтетрейдеров Крыма была достигнута договоренность об ограничении продажи бензина и дизельного топлива — не более 30 л в одни руки, а также об установлении потолка цен на них. А 1 октября глава региона уточнил, что принятые ограничения не решили проблемы и норма снизилась до 20 л.
В конце сентября вице-премьер Александр Новак говорил журналистам, что правительство России наблюдает «небольшой дефицит» предложения на розничном рынке топлива, который, правда, покрывается за счет накопленных остатков.
За три недели, прошедшие с этого выступления, ситуация усугубилась. Дефицит топлива очень ощутимый, это заметно уже по всей стране, и обычным гражданам, и предприятиям, сказал Forbes зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Аксененко. «Проблема проявляется в катастрофических масштабах на юге, но распространяется по всей стране», — соглашается доцент Финансового университета при правительстве России Николай Яременко.
«Критической и экстремальной» называет ситуацию на топливном рынке старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин объясняя ее обширным выводом из строя нефтеперерабатывающих мощностей: дело не только в плановых ремонтах, но и в повреждениях отдельных НПЗ.
Самое опасное, что из-за потери порядка 40% мощностей переработки топливо не поступает в резервные склады. А то, что сейчас есть на заправках, — это как раз товарные резервы, которые сейчас не пополняются. То есть нынешний дефицит, вероятно, будет нарастать, говорит Аксененко.
По словам Владимира Бобылева, главного редактора журнала «Нефть и Капитал», ограничения на отпуск топлива — не более 20–30 л в руки — вслед за Крымом уже ввели в Хабаровской, Челябинской и Тюменской областях. Сообщения о перебоях в поставках бензина были и в Свердловской области, хотя власти региона отрицают дефицит.
В Новосибирской области продажу бензина АИ-92 и АИ-95 прекратили независимые АЗС, сообщает президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров Российского топливного союза в регионе «Сибирь-ГСМ» Сергей Лацких. Найти АИ-95 в самом Новосибирске можно только на заправках «Газпрома», сообщили корреспонденту Forbes знакомые жители города.
Нормирование топлива возникает в первую очередь на независимых АЗС, которые не входят в состав вертикально-интегрированных компаний. Такие АЗС лишены «прямых» поставок с аффилированных НПЗ: они закупают топливо на бирже, говорит генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин. Но на фоне роста биржевых цен закупки становятся нерентабельными: чтобы отбить затраты, необходимо завышать розничные цены, а это снижает конкурентоспособность независимых заправок. Поэтому независимые АЗС, по всей видимости, сокращают закупки топлива на бирже, что и вынуждает их нормировать продажи, рассуждает Терешкин.
Однако эта закономерность не универсальна. В Ульяновской области, например, «Лукойл» ограничивает продажу бензина АИ-95, выдавая его только по топливным картам, а на АЗС «Роснефть» продается только 95-Pulsar с присадками, который существенно дороже, убедился корреспондент Forbes.
Дефицит бензина наблюдается в основном в ряде регионов, удаленных от основных центров нефтепереработки, указывает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Серьезного дефицита дизеля пока нет, однако если объемы переработки не восстановятся, то в течение месяца могут начаться сложности с зимним дизелем.
Кто страдает больше всего
Повышение цен на дизель уже заметили аграрии. По данным Ассоциации «Народный фермер», за последние несколько недель оптовые цены на дизель в некоторых регионах, например в Ростовской области и Краснодарском крае, выросли на 35%. Стоимость солярки приближается к 100 рублям за килограмм, есть и перебои с поставками. Одному трактору на смену может потребоваться 700 л дизеля, напоминают в Ассоциации. 26 сентября «Народный фермер» даже направил письмо заместителю председателя правительства России Дмитрию Патрушеву (есть в распоряжении Forbes) с просьбой поддержать аграриев, потому что повышение цен поставило «под угрозу качественное проведение осенних полевых работ».
В Крыму подорожал не только бензин, но и дизельное топливо, подтверждает Forbes председатель Ассоциации «Народный фермер» Екатерина Еремина, а председатель Марийской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Руслан Мухаев оценивает повышение стоимости дизеля в Мордовии за последние два месяца в 20%. «Осенние работы уже почти завершены, с ними мы справляемся, а вот что будет весной, мы и не загадываем», — сокрушается Мухаев.
Столкнулись с ростом цен и дефицитом дизеля и перевозчики. По словам коммерческого директора федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаила Коптева, наиболее остро дефицит ощущается в Сибири, где уже с 21 сентября у ряда АЗС дизеля нет, а там, где есть, образовываются очереди. Независимые заправки сообщают о задержках поставок или неполных объемах поставляемого топлива.
«В Москве ситуация пока менее критична — явных сообщений о полном дефиците нет, хотя отдельные сигналы о перебоях поступают. При этом в других регионах — Липецкой, Тульской областях, Татарстане, Крыму — фиксировались случаи исчезновения дизеля с АЗС, особенно независимых», — рассказывает Коптев.
«Наши водители столкнулись с лимитом в 300 л дизеля в день на одну топливную карту в Тверской и Ленинградской областях, а наши партнеры говорили о лимитах в 200 л в Липецкой области и 200–250 л — в Самарской области и Татарстане, причем ограничения вводили как вертикально-интегрированные компании, так и независимые АЗС», — рассказывает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов. Даже в пределах одной области на заправке одного и того же бренда лимиты действовали, а на другой — нет, добавляет он. По его словам, непонятно, какие нефтяные компании сохранят хоть какие-то скидки и будут ли они предоставлять необходимую для бизнеса в текущей ситуации отсрочку платежа, а в таких условиях самая простая реакция транспортной компании — повышение тарифа на грузоперевозку, ведь доля топлива в структуре перевозки составляет 25–35%.
В отдельных муниципалитетах Краснодарского края, Ростовской и Курской областей есть перебои в поставках топлива для городских автобусов, рассказал Forbes председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач. Пока, по его словам, дефицит топлива не сильно сказывается на общей стабильности работы общественного транспорта, но цены растут. А допустимый рост тарифов не покрывает разрыва между возросшей себестоимостью и реальными доходами автотранспортных предприятий, отмечает Храпач.
Причины и последствия
Полноценное разрешение кризиса возможно только после завершения основных внеплановых ремонтных работ на пострадавших НПЗ и в случае успешного отражения новых атак на перерабатывающие мощности, уверен Сергей Кауфман из ФГ «Финам». «В большинстве случаев повреждаются не самые высокотехнологичные установки, их российские компании способны ремонтировать своими силами. Большинство НПЗ в случае успешного отражения новых атак способны восстановить производство в течение одного-двух месяцев. Этот факт вместе с сезонным снижением спроса может позволить ситуации стабилизироваться на горизонте месяца, если не будет новых атак на НПЗ», — рассуждает он.
Среди причин дефицита топлива сложность доставки в удаленные регионы Сибири, где транспортные издержки делают многие маршруты малорентабельными, полагает Михаил Коптев из «Скиф-Карго». Добавляется сезонный фактор — переход на зимние сорта дизеля требует других присадок, что может временно снижать объемы производства.
Среди дополнительных способов борьбы с дефицитом, полагает доцент Финансового университета при правительстве России Николай Яременко: регулирование экспорта (заградительные пошлины, возможный временный запрет), усиление контроля за биржевыми торгами, субсидирование железнодорожных перевозок топлива в проблемные регионы, наращивание объемов переработки нефти. «Однако быстрого решения проблемы не предвидится из-за совокупности факторов. Скорее всего, дефицит будет только усиливаться», — резюмирует он.
