К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Темпы роста расходов россиян в магазинах сократились вдвое


Темпы роста расходов россиян в ретейле снизились в два раза — с 13–14% в январе до 6% к концу июля, пишут «Известия» со ссылкой на исследование Совкомбанка. Согласно данным ЦБ, тенденция к сбережению сохранилась и в сентябре. Доля россиян, предпочитающих откладывать свободные деньги, достигла 56%, что является максимумом с марта 2023 года

Темпы роста расходов россиян в магазинах сократились в два раза, сообщают «Известия» со ссылкой на исследование Совкомбанка. Так, в январе 2025 года показатель составлял 13–14%, а к концу июля упал до 6%. В сентябре тенденция граждан к сбережению сохранилась, следует из данных Центробанка. Согласно им, доля россиян, предпочитающих откладывать свободные деньги, достигла 56%. Это максимум с марта 2023 года. 

Тренд фиксируют и другие аналитики рынка. Из опроса Б1 следует, что доля респондентов с высоким доходом, стремящихся экономить, ограничивая спонтанные покупки, увеличилась за год более чем вдвое — с 22 до 47%. Аналитики Альфа-банка в своем бюллетене также отметили, что смена потребительской активности привела к «переходному состоянию» в ретейле, пишут «Известия».

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов рассказал изданию, что за восемь месяцев текущего года розничный товарооборот увеличился на 2,2%, что в четыре раза ниже, чем годом ранее. Наиболее значительно замедлился спрос на непродовольственные товары: в январе — августе оборот в этом сегменте увеличился на 2%, что почти в шесть раз ниже, чем в прошлом году, отметил он. 

 

В продуктовом ретейле темп роста в январе — сентябре упал до 2% (6–8% годом ранее), сообщил представитель X5 «Известиям». Тренд на снижение потребления в продовольственной рознице продолжается, а магазины становятся более компактными и рационализируют ассортимент, отметил он. По его словам, среди молодежи 79% стремятся экономить, при этом треть опрошенных сокращают траты в одной категории для увеличения их в другой. 

По мнению гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, на изменение потребительских настроений влияние оказали также и тенденции на рынке труда и доходов населения. Он сообщил «Известиям», что количество людей, которые находятся на неполной занятости, растет, а компании сокращают премии сотрудникам. В результате потребители перестают повышать бюджеты на покупки и начинают более прагматично подходить к тратам, пояснил он.

 

Быстрые изменения на рынке заставляют ретейлеров снижать горизонт планирования и концентрироваться на тактических вопросах, а не на долгосрочном развитии, рассказала газете старший отраслевой аналитик по потребительскому сектору Альфа-банка Екатерина Тузикова. Вместе с тем снижаются возможности для быстрого роста бизнеса крупных игроков, что обусловлено повышением зрелости рынка и стабилизацией структуры ключевых участников, поддерживаемых трендом на осознанное потребление, отметила она.

Согласно подсчетам Совкомбанка, объем рынка потребительской торговли по итогам шести месяцев 2025 года составил 28,9 трлн рублей, что на 11,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп роста рынка к концу I полугодия был полностью обеспечен инфляцией, отмечается в исследовании банка. В продуктовом ретейле основной рост показывают дискаунтеры, сообщили аналитики Совкомбанка.

Ранее, в июне, из исследования группы компаний Б1 стало известно, что все категории покупателей вне зависимости от уровня дохода стали более экономными. Аналитики выяснили, что за минувший год россияне в целом стали совершать меньше спонтанных покупок и больше экономить. 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+