К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Глава Амурской области Василий Орлов — Forbes: «У нас уникальный опыт работы с КНР»

Губернатор Амурской области Василий Орлов (Фото Вадима Мартыненко для Forbes)
Губернатор Амурской области Василий Орлов (Фото Вадима Мартыненко для Forbes)
Путешествие из Благовещенска в китайский Хэйхэ при открытой навигации занимает всего 10 минут переправы на речном трамвайчике через реку Амур. С 15 сентября Китай открыл для россиян безвизовый въезд, и за первые две недели число поездок в КНР выросло в два раза. До конца года на проектную мощность выйдет автомобильный мост Благовещенск — Хэйхэ, в 2026-м над Амуром заработает первая в мире трансграничная пассажирская канатная дорога, а сам Благовещенск превращается в федеральный центр российско-китайского делового сотрудничества. В интервью Forbes губернатор Амурской области Василий Орлов рассказал о планах по развитию туриндустрии, как центр компетенций в Благовещенске будет помогать продвижению российского бизнеса в Поднебесной, чем сейчас наполняется транспортный коридор между областью и Китаем и какими товарами прирастет в будущем

— Какие возможности открывает жизнь рядом с Китаем?

— У российских регионов, отдельных предприятий высокая заинтересованность в выходе на китайский рынок. И Благовещенск по поручению президента России Владимира Путина определен центром российско-китайского делового сотрудничества. У нас уникальный опыт работы с КНР, связанный не только с нашим географическим месторасположением, но и огромным количеством активностей в самых разных сферах — экономике, культуре, спорте, образовании.

С соседней китайской провинцией Хэйлунцзян ежегодно проводим около 200 мероприятий. В сентябре в Благовещенске проходит кинофестиваль «Амурская осень». Он проводится довольно давно как чисто российский, а два года назад стал международным. В мае 2025 года в Благовещенске проходил российско-китайский экономический форум «АмурЭкспо», который является выездной площадкой Восточного экономического форума (ВЭФ). 6 сентября был совместный забег по мосту Благовещенск — Хэйхэ, зимой на льду Амура в хоккей играем. В наших школах дети учат китайский язык, в Хэйхэ учат русский. Собственно, мы уже центр компетенций, который занимается подготовкой специалистов-китаистов, юристов, оказывает помощь в продвижении российских регионов и бизнеса в Китае, а также апробации новых проектов сотрудничества двух стран.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

— Центр сотрудничества подразумевает и какие-то инфраструктурные проекты?

— Очень важный для нас проект — так называемый «Амурский коридор», который состоит из большого набора объектов транспортной инфраструктуры. Среди них уже действующий речной порт Благовещенска, международный автомобильный мост Благовещенск — Хэйхэ. К нему будет подведена железнодорожная ветка от Транссиба. Между двумя городами над Амуром сейчас строится канатная дорога, надеюсь, в следующем году запустим. В декабре откроем новый международный пассажирский терминал аэропорта Благовещенска. Модернизирована и взлетно-посадочная полоса — оснащена новым аэронавигационным оборудованием. Хотел бы также отметить и развитие предмостовой зоны. У нас там будет создана международная территория опережающего развития. Сегодня уже подписано более десятка инвестиционных соглашений с потенциальными резидентами примерно на 13 млрд рублей.

 

— Что дало открытие автомобильного моста Благовещенск — Хэйхэ?

 — Самое главное — это круглогодичное транспортное сообщение с Китаем без оглядки на природные условия и сезонность. Из Китая в основном к нам завозятся спецтехника и оборудование — большая часть этого уходит через нас в другие регионы страны. Соответственно, мост используется и для отправки в Китай грузов со всей России. Непосредственно от Амурской области в Китай идут традиционные грузы местного производства, например различные биодобавки и биосубстанции. Построенные с нашей стороны пункты пропуска на мосту пока обеспечивают трафик до 300 машин в сутки, до конца года планируем выйти на проектную мощность в 800 машин. По мосту в Китай отправляем так называемые опасные грузы — сжиженные гелий и природный газ (СПГ), которые производятся в нашем газовом кластере. Сегодня ежесуточно порядка 50 машин с СПГ проходят по мосту в Китай, до конца года планируем увеличить это число до 100. Сейчас ведется проектирование второй очереди завода СПГ, соответственно, вдвое увеличатся его мощность и количество машин с этим грузом. На СПГ в Китае очень высокий запрос — десятки китайских предприятий стоят в очереди на эту продукцию.

Всего за три года по мосту проехало уже порядка 200 000 грузовиков. С прошлого года пошли еще пассажирские автобусы, но их доля по сравнению с грузовиками крайне мала.

 
Губернатор Амурской области Василий Орлов (Фото Вадима Мартыненко для Forbes)

— Любимый формат приезжающих к вам блогеров — показать фото берегов Хэйхэ и Благовещенска 40 лет назад и сегодня. Хэйхэ, судя по картинкам, за это время превратился из деревни в сверкающий огнями современный город, а Благовещенск как будто не изменился...

— На этих фото Благовещенск тот же самый по простой причине — это условно историческая часть города, крепкая застройка 1960-х, которая никуда деться и не должна. И судить по ним о развитии города неправильно. Давайте я вам покажу другие снимки (достает планшет), ночные со спутника. Здесь — два города в 2018 и в 2024 годах. Видите разницу? Хэйхэ тот же самый, а Благовещенск буквально весь в огнях новой инфраструктуры. И это только за последние шесть лет. В 2024 году мы открыли рядом с набережной самый большой в Евразии светомузыкальный фонтан, 2700 струй. В ближайшие дни откроем Дом российско-китайской дружбы (открытие состоялось 2 октября. — Forbes). В финальной стадии строительства — первая в мире трансграничная канатная дорога через Амур, соединяющая Благовещенск и Хэйхэ. Рассчитываю, что в конце мая она будет готова. Все эти объекты войдут в «Золотую милю» набережной. Кроме них, там уже строится пятизвездочная гостиница, запланирован международный конгресс-центр. Готовится к открытию Динопарк—– там будет хорошая интерактивная экспозиция. И это будет не единственный музей. Дальше проектируется и «Серебряная миля».

— Вы рассчитываете на гостей из Китая?

— Не только. Мы понимаем, что интересует китайского туриста, но ориентируемся и на интересы туристов из других регионов России. У нас в области среди достопримечательностей не только соседний Китай, но и, например, космодром Восточный. Турпоток на космодром ежегодно увеличивается, это такая серьезная точка роста. Развитие туризма для нас сейчас — стратегическая задача.

— Кто инвестирует в эту инфраструктуру?

 

— Фонтан нам помог построить «Сбер». Канатная дорога, другие объекты «Золотой мили» — это почти все частные инвестиции, порядка 40 млрд рублей. Амурская область в прошлом году стала рекордсменом по привлечению инвестиций в ДФО — 956 млрд рублей. А за последние три года в регион вложено более 3 трлн рублей — для нас это рекорд. Это второе место в ДФО после Якутии, но очень близко от нее. С чем это связано? У нас в Свободненском районе развивается уже упомянутый газохимический кластер, состоящий из двух проектов — газоперерабатывающего завода «Газпрома» и Амурского газохимического комплекса, который является совместным предприятием «Сибура» и китайского Sinopec. Это будет второй в мире по мощности газохимический кластер.

И в целом в экономике региона сегодня колоссальные изменения. Они отражаются на всех наших основных отраслях — в туризме, космосе, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, энергетике, газохимии и газопереработке, транспорте и логистике. Например, сельское хозяйство у нас за пять лет выросло вдвое — объем продукции в прошлом году составил почти 100 млрд рублей. За последние пять лет построено шесть крупных молочных ферм, причем хороших, очень качественных, с роботами, с доильными каруселями и т.д.

— Амурская область ежегодно выращивает примерно 1,4–1,6 млн тонн сои, занимая в стране лидирующую позицию по этой культуре. Сколько из этого объема перерабатывается на областных предприятиях?

— Сейчас мы у себя перерабатываем всего 400 000 тонн. Но у нас достраивается, несмотря на все санкции и ключевую ставку, завод по переработке сои — 1 млн тонн в год будет перерабатывать. Инвестиции в него — 30 млрд рублей. Таким образом, сможем всю выращиваемую в регионе сою перерабатывать здесь, отправляя на экспорт продукцию с добавленной стоимостью.

 

— Какова доля Китая в международной торговле области?

— Китай, естественно, наш основной партнер по внешней торговле: его доля в разные годы занимает 50–90%. Активно экспортируем туда продукцию АПК. В целом в последние два года импорт превалирует над экспортом, это связано с тем, что около 50% грузов — транзитные, мы обеспечиваем потребности многих российских регионов по спецтехнике, оборудованию, автомашинам. В 2024 году нарастили грузовые перевозки по автомобильному мосту Благовещенск — Хэйхэ — плюс 26% по объему перемещенных грузов, плюс 13% по количеству транспортных средств.

Ожидаем дальнейшего роста показателей по экспорту, прежде всего по опасным грузам и продукции сельского хозяйства с учетом реализуемых в регионе международных проектов в сфере логистики, промышленности, сельского хозяйства и др.

— В прошлом году область приняла полмиллиона российских туристов, а сколько китайских?

 

— За 2024 год — 136 000 (по основному каналу безвизовых групповых турпоездок). Это больше, чем в доковидные годы.

— А сколько россиян выезжало в Китай через Благовещенск и насколько этот поток увеличится на фоне безвиза?

— В среднем через Благовещенск в Хэйхэ за год выезжает более 120 000 россиян, с запуском безвиза в Китае в первые две недели новой политики количество выезжающих в Китай из России увеличилось в два раза.

— Что даст Благовещенску преобразование в общероссийский центр сотрудничества с Китаем?

 

— Будет концептуально новое пространство с современной транспортной, туристической и цифровой инфраструктурой, удобными режимами пребывания туристов и инвесторов, ярким всесезонным календарем международных событий и единой базой для развития компетенций по работе с Китаем, где представитель любого российского региона или предприятия легко найдет себе помощь и партнерство.

Российские компании, целые регионы пытаются выйти на китайский рынок, пообщаться с китайскими провинциями — и совершают множество детских оплошностей. Детских — это с высоты нашего опыта, уникального опыта взаимодействия с Китаем, копившегося десятилетиями. Этим опытом мы здесь готовы делиться со всеми, кто хочет выйти на китайский рынок. В экспоцентре будут выставляться экспозиции регионов и заинтересованных в китайском рынке компаний. Кстати, много запросов поступает и от китайских компаний — хотят быть там представленными. Это будет постоянно действующая площадка для переговоров и заключения контрактов. То есть, чтобы найти партнера в Китае, не нужно будет лететь в Китай, а просто приехать в Благовещенск. Такая точка сборки — достаточно комфортная для всех. К этой работе (созданию центра сотрудничества. — Forbes) по поручению президента привлечены не только органы исполнительной власти (Минвостокразвития, Минэкономразвития, МИД), но и институты развития, образовательные структуры, такие как МГУ, МГИМО, Торгово-промышленная палата и др. В наших вузах, помимо переводчиков китайского языка, планируем готовить и специалистов непосредственно для бизнеса с Китаем — логистов, юристов. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+