Глава Амурской области Василий Орлов — Forbes: «У нас уникальный опыт работы с КНР»

— Какие возможности открывает жизнь рядом с Китаем?
— У российских регионов, отдельных предприятий высокая заинтересованность в выходе на китайский рынок. И Благовещенск по поручению президента России Владимира Путина определен центром российско-китайского делового сотрудничества. У нас уникальный опыт работы с КНР, связанный не только с нашим географическим месторасположением, но и огромным количеством активностей в самых разных сферах — экономике, культуре, спорте, образовании.
С соседней китайской провинцией Хэйлунцзян ежегодно проводим около 200 мероприятий. В сентябре в Благовещенске проходит кинофестиваль «Амурская осень». Он проводится довольно давно как чисто российский, а два года назад стал международным. В мае 2025 года в Благовещенске проходил российско-китайский экономический форум «АмурЭкспо», который является выездной площадкой Восточного экономического форума (ВЭФ). 6 сентября был совместный забег по мосту Благовещенск — Хэйхэ, зимой на льду Амура в хоккей играем. В наших школах дети учат китайский язык, в Хэйхэ учат русский. Собственно, мы уже центр компетенций, который занимается подготовкой специалистов-китаистов, юристов, оказывает помощь в продвижении российских регионов и бизнеса в Китае, а также апробации новых проектов сотрудничества двух стран.
— Центр сотрудничества подразумевает и какие-то инфраструктурные проекты?
— Очень важный для нас проект — так называемый «Амурский коридор», который состоит из большого набора объектов транспортной инфраструктуры. Среди них уже действующий речной порт Благовещенска, международный автомобильный мост Благовещенск — Хэйхэ. К нему будет подведена железнодорожная ветка от Транссиба. Между двумя городами над Амуром сейчас строится канатная дорога, надеюсь, в следующем году запустим. В декабре откроем новый международный пассажирский терминал аэропорта Благовещенска. Модернизирована и взлетно-посадочная полоса — оснащена новым аэронавигационным оборудованием. Хотел бы также отметить и развитие предмостовой зоны. У нас там будет создана международная территория опережающего развития. Сегодня уже подписано более десятка инвестиционных соглашений с потенциальными резидентами примерно на 13 млрд рублей.
— Что дало открытие автомобильного моста Благовещенск — Хэйхэ?
— Самое главное — это круглогодичное транспортное сообщение с Китаем без оглядки на природные условия и сезонность. Из Китая в основном к нам завозятся спецтехника и оборудование — большая часть этого уходит через нас в другие регионы страны. Соответственно, мост используется и для отправки в Китай грузов со всей России. Непосредственно от Амурской области в Китай идут традиционные грузы местного производства, например различные биодобавки и биосубстанции. Построенные с нашей стороны пункты пропуска на мосту пока обеспечивают трафик до 300 машин в сутки, до конца года планируем выйти на проектную мощность в 800 машин. По мосту в Китай отправляем так называемые опасные грузы — сжиженные гелий и природный газ (СПГ), которые производятся в нашем газовом кластере. Сегодня ежесуточно порядка 50 машин с СПГ проходят по мосту в Китай, до конца года планируем увеличить это число до 100. Сейчас ведется проектирование второй очереди завода СПГ, соответственно, вдвое увеличатся его мощность и количество машин с этим грузом. На СПГ в Китае очень высокий запрос — десятки китайских предприятий стоят в очереди на эту продукцию.
Всего за три года по мосту проехало уже порядка 200 000 грузовиков. С прошлого года пошли еще пассажирские автобусы, но их доля по сравнению с грузовиками крайне мала.
— Любимый формат приезжающих к вам блогеров — показать фото берегов Хэйхэ и Благовещенска 40 лет назад и сегодня. Хэйхэ, судя по картинкам, за это время превратился из деревни в сверкающий огнями современный город, а Благовещенск как будто не изменился...
— На этих фото Благовещенск тот же самый по простой причине — это условно историческая часть города, крепкая застройка 1960-х, которая никуда деться и не должна. И судить по ним о развитии города неправильно. Давайте я вам покажу другие снимки (достает планшет), ночные со спутника. Здесь — два города в 2018 и в 2024 годах. Видите разницу? Хэйхэ тот же самый, а Благовещенск буквально весь в огнях новой инфраструктуры. И это только за последние шесть лет. В 2024 году мы открыли рядом с набережной самый большой в Евразии светомузыкальный фонтан, 2700 струй. В ближайшие дни откроем Дом российско-китайской дружбы (открытие состоялось 2 октября. — Forbes). В финальной стадии строительства — первая в мире трансграничная канатная дорога через Амур, соединяющая Благовещенск и Хэйхэ. Рассчитываю, что в конце мая она будет готова. Все эти объекты войдут в «Золотую милю» набережной. Кроме них, там уже строится пятизвездочная гостиница, запланирован международный конгресс-центр. Готовится к открытию Динопарк—– там будет хорошая интерактивная экспозиция. И это будет не единственный музей. Дальше проектируется и «Серебряная миля».
— Вы рассчитываете на гостей из Китая?
— Не только. Мы понимаем, что интересует китайского туриста, но ориентируемся и на интересы туристов из других регионов России. У нас в области среди достопримечательностей не только соседний Китай, но и, например, космодром Восточный. Турпоток на космодром ежегодно увеличивается, это такая серьезная точка роста. Развитие туризма для нас сейчас — стратегическая задача.
— Кто инвестирует в эту инфраструктуру?
— Фонтан нам помог построить «Сбер». Канатная дорога, другие объекты «Золотой мили» — это почти все частные инвестиции, порядка 40 млрд рублей. Амурская область в прошлом году стала рекордсменом по привлечению инвестиций в ДФО — 956 млрд рублей. А за последние три года в регион вложено более 3 трлн рублей — для нас это рекорд. Это второе место в ДФО после Якутии, но очень близко от нее. С чем это связано? У нас в Свободненском районе развивается уже упомянутый газохимический кластер, состоящий из двух проектов — газоперерабатывающего завода «Газпрома» и Амурского газохимического комплекса, который является совместным предприятием «Сибура» и китайского Sinopec. Это будет второй в мире по мощности газохимический кластер.
И в целом в экономике региона сегодня колоссальные изменения. Они отражаются на всех наших основных отраслях — в туризме, космосе, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, энергетике, газохимии и газопереработке, транспорте и логистике. Например, сельское хозяйство у нас за пять лет выросло вдвое — объем продукции в прошлом году составил почти 100 млрд рублей. За последние пять лет построено шесть крупных молочных ферм, причем хороших, очень качественных, с роботами, с доильными каруселями и т.д.
— Амурская область ежегодно выращивает примерно 1,4–1,6 млн тонн сои, занимая в стране лидирующую позицию по этой культуре. Сколько из этого объема перерабатывается на областных предприятиях?
— Сейчас мы у себя перерабатываем всего 400 000 тонн. Но у нас достраивается, несмотря на все санкции и ключевую ставку, завод по переработке сои — 1 млн тонн в год будет перерабатывать. Инвестиции в него — 30 млрд рублей. Таким образом, сможем всю выращиваемую в регионе сою перерабатывать здесь, отправляя на экспорт продукцию с добавленной стоимостью.
— Какова доля Китая в международной торговле области?
— Китай, естественно, наш основной партнер по внешней торговле: его доля в разные годы занимает 50–90%. Активно экспортируем туда продукцию АПК. В целом в последние два года импорт превалирует над экспортом, это связано с тем, что около 50% грузов — транзитные, мы обеспечиваем потребности многих российских регионов по спецтехнике, оборудованию, автомашинам. В 2024 году нарастили грузовые перевозки по автомобильному мосту Благовещенск — Хэйхэ — плюс 26% по объему перемещенных грузов, плюс 13% по количеству транспортных средств.
Ожидаем дальнейшего роста показателей по экспорту, прежде всего по опасным грузам и продукции сельского хозяйства с учетом реализуемых в регионе международных проектов в сфере логистики, промышленности, сельского хозяйства и др.
— В прошлом году область приняла полмиллиона российских туристов, а сколько китайских?
— За 2024 год — 136 000 (по основному каналу безвизовых групповых турпоездок). Это больше, чем в доковидные годы.
— А сколько россиян выезжало в Китай через Благовещенск и насколько этот поток увеличится на фоне безвиза?
— В среднем через Благовещенск в Хэйхэ за год выезжает более 120 000 россиян, с запуском безвиза в Китае в первые две недели новой политики количество выезжающих в Китай из России увеличилось в два раза.
— Что даст Благовещенску преобразование в общероссийский центр сотрудничества с Китаем?
— Будет концептуально новое пространство с современной транспортной, туристической и цифровой инфраструктурой, удобными режимами пребывания туристов и инвесторов, ярким всесезонным календарем международных событий и единой базой для развития компетенций по работе с Китаем, где представитель любого российского региона или предприятия легко найдет себе помощь и партнерство.
Российские компании, целые регионы пытаются выйти на китайский рынок, пообщаться с китайскими провинциями — и совершают множество детских оплошностей. Детских — это с высоты нашего опыта, уникального опыта взаимодействия с Китаем, копившегося десятилетиями. Этим опытом мы здесь готовы делиться со всеми, кто хочет выйти на китайский рынок. В экспоцентре будут выставляться экспозиции регионов и заинтересованных в китайском рынке компаний. Кстати, много запросов поступает и от китайских компаний — хотят быть там представленными. Это будет постоянно действующая площадка для переговоров и заключения контрактов. То есть, чтобы найти партнера в Китае, не нужно будет лететь в Китай, а просто приехать в Благовещенск. Такая точка сборки — достаточно комфортная для всех. К этой работе (созданию центра сотрудничества. — Forbes) по поручению президента привлечены не только органы исполнительной власти (Минвостокразвития, Минэкономразвития, МИД), но и институты развития, образовательные структуры, такие как МГУ, МГИМО, Торгово-промышленная палата и др. В наших вузах, помимо переводчиков китайского языка, планируем готовить и специалистов непосредственно для бизнеса с Китаем — логистов, юристов.
