В число новых мер по стабилизации топливного рынка, обсуждаемых в правительстве, вошли предложения по доработке механизма биржевых торгов, нормативы для нефтекомпаний и улучшение логистики, сообщил «Коммерсанту» источник, знакомый с протоколом заседания штаба по ситуации на рынке нефтепродуктов под руководством вице-премьера Александра Новака
В число новых мер по стабилизации топливного рынка, обсуждаемых в правительстве, вошли предложения по доработке механизма биржевых торгов, нормативы для нефтекомпаний и улучшение логистики, сообщил «Коммерсанту» источник, знакомый с протоколом заседания штаба по ситуации на рынке нефтепродуктов под руководством вице-премьера Александра Новака.
Из документа следует, что Минэнерго, ФАС, Банку России и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже поручено подготовить предложения о введении на СПбМТСБ отдельной торговой секции. Кроме того, профильным ведомствам поручено представить предложение, обязывающее нефтекомпании направлять на переработку не менее 40% сырья с последующей поставкой на внутренний рынок, проработать учет в обязательном нормативе биржевых продаж поставок автомобильным транспортом и сократить время оборота цистерн.
Сейчас на торгах СПбМТСБ действует одна основная сессия. Вторая, на которой нефтекомпании могли покупать топливо друг у друга, была отменена в конце 2023 года.
По мнению аналитиков «ОМТ-Консалт», воссоздание секции может упростить доступ к топливу, но потребует решения инфраструктурных и технических вопросов. Управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко указал на сложности с определением статуса конечного потребителя, напомнив, что АЗС ими не являются, а промышленные предприятия часто закупают топливо через брокеров.
Требование перерабатывать не менее 40% добываемой нефти фактически закрепляет существующую практику, отметил партнер Kept, руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Максим Малков. Он напомнил, что за последнее десятилетие на переработку в России направлялось не менее 45% добываемой нефти и пропорция 40/60 между внутренним потреблением и экспортом не нарушалась даже без спецрегулирования.
По поводу учета в нормативе биржевых продаж поставок автомобильным транспортом Дьяченко отметил, что речь идет о мелкооптовых партиях, которые перевозят автоцистерны. Сегодня производители обязаны продавать на бирже 15% бензина и 16% дизтоплива. В «ОМТ-Консалте» оценили долю мелкооптовых продаж в общем объеме торгов в 7–10%.
Комментируя поручение об обороте цистерн, пресс-служба РЖД сообщила изданию, что сейчас около 2000 цистерн простаивают более трех суток из-за загруженности резервуаров на нефтебазах и простоя порожних вагонов на подъездных путях НПЗ.
В последние месяцы ситуация на российском топливном рынке обострилась в связи с внеплановыми остановками НПЗ. На этом фоне биржевые цены на бензин обновили исторические максимумы. На торгах 21 октября биржевая стоимость бензина марки АИ-92 достигла 74 392 рублей за тонну (+0,08%), следует из данных СПбМТСБ. Рекорд обновлен уже в 16-й раз за год. Цена бензина АИ-95 снизилась за день на 0,02% и составила 79 606 рублей за тонну.
При этом правительство продлило временный запрет на вывоз автомобильного бензина и дизельного топлива за пределы страны до 31 декабря 2025 года. Он касается всех экспортеров, включая непосредственных производителей. Кроме того, Владимир Путин в октябре подписал указ, согласно которому порог отклонения для выплаты топливного демпфера по бензину и дизельному топливу не будет учитываться с 1 октября до 1 мая 2026 года. Как отмечали в Минэнерго, введение моратория на обнуление топливного демпфера «будет способствовать стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке моторного топлива».
