Великий немой: как языковой барьер помог состояться популярному российскому ТВ-шоу

Участникам программы приходилось на бегу осваивать китайскую чайную церемонию, учиться кунг-фу в Шаолиньском монастыре и испытывать на себе методы китайской медицины. Весной 2025 года вышел второй сезон шоу. В большом китайском приключении за два сезона приняли участие известные видеоблогеры, певцы, комики, актеры и даже космонавт. Сейчас к запуску готовится третий сезон «Сокровищ императора».
Об особенностях работы в Поднебесной рассказывает Лика Бланк, продюсер первого и пока единственного российского телевизионного шоу, снятого в Китае.
— Когда вы впервые оказались в Китае?
— Более десяти лет назад я коротко, проездом, побывала в достаточно европеизированном Шанхае. Помню, погуляла по набережной, посмотрела колониальные кварталы, посидела в ресторане на 86-м этаже, и на этом все. После того много лет в Китае у меня не было никаких дел.
— Китай для съемок предложили вы или, может быть, у ТНТ возникли такие пожелания?
— О том, что нужно искать новые территории для съемок, я стала размышлять еще во времена ковидных ограничений, когда многие страны были закрыты. Так появилась идея шоу в Африке (Лика Бланк — продюсер шоу «Звезды в Африке», которое шло пять сезонов на телеканале ТНТ. — Forbes), а потом мы стали смотреть в сторону Китая. Дело в том, что формат нового шоу, которое мы придумали в своем продюсерском центре Plan B, как раз идеально подходил под эту страну.
По замыслу «Сокровища императора» не предусматривали замкнутого пространства традиционного реалити, где герои взаимодействуют исключительно друг с другом. Это шоу о столкновении с совершенно иной, незнакомой реальностью, где все устроено по-другому. И в таких непростых условиях героям нужно не просто перемещаться из точки в точку, а выполнять задания, коммуницировать с местными жителями, что-то выяснять. По всем критериям Китай оказался идеальной площадкой для такого реалити. Здесь есть все: экзотика, красивые пейзажи, богатая история, а самое главное — практически непреодолимый языковой барьер. И сейчас, когда мы с каналом обсуждаем планы нового реалити, я считаю, что перенести этот формат в другую страну почти невозможно.
— Это не лицензионное шоу?
— Это оригинальный формат, хотя, конечно, в его основе традиционные для шоу жанра нон-скриптед-движки: движок времени, движок на выбывание и игровой движок. Поэтому кажется, что все форматы похожи друг на друга.
Конструкция, на которой все строится, везде будет примерно одинаковая, задача — на эту основу нарастить сюжет, различные игровые опции, условия и пр.
«Сокровища императора» по своему формату, наверное, самое сложное шоу из всех, что мне приходилось делать. Во-первых, мы столкнулись с необходимостью комбинировать сразу несколько жанров и видов видеосъемки. За каждой парой участников следовал оператор, в то время как выполнение заданий снимали другие съемочные группы, а в зоне реалити работали стационарные камеры. Во время съемки самой масштабной сцены с представлением участников у нас в моменте одновременно работало 25 камер и три дрона.
Во-вторых, это невероятное количество локаций: на последнем сезоне их было около 200. Ну и в-третьих, непростой постпродакшен: за один день набиралось не менее 100 часов видеоматериала, который должен был превратиться в один выпуск шоу длиной два часа.
— Вы работали во многих странах, везде есть свои нюансы. Какие особенности были на съемках на этот раз?
— В Китае достаточно строгий алгоритм получения разрешений на съемку. Вам нужно утвердить сценарий, выбрать локации, получить визы. К тому же при согласовании локаций оказалось, что поскольку основная часть нашей работы происходит в гуще городской жизни, то нужны журналистские визы. А это значит, нужно обращаться в Отдел пропаганды и СМИ КНР.
И эта система согласований постепенно усложнялась с ростом масштаба шоу. Так, если в первом сезоне мы перемещались по одному городу, Ханчжоу, то во втором у нас уже был целый регион, провинция Хэнань, где мы работали в Чжэнчжоу, Лояне, Кайфэне, Шаолине.
Более того, у самих китайцев подобного опыта тоже не было. «Сокровища императора» — самый масштабный международный телевизионный проект из всех, что им когда-либо доводилось принимать.
— Как начиналось ваше сотрудничество? Привлекали ли вы местный продакшен, контрагентов для съемок?
— Начиналось все совсем не технологично, можно сказать, в аналоговом режиме. Мы с исполнительным продюсером прилетели в Шанхай, где привлекли к сотрудничеству местного переводчика с опытом работы в кино, на фильме «Ненормальный» Петра Анурова. Составили список городов, которые, как нам казалось, могут быть интересны, нашли контрагентов, которые говорят по-английски, и провели цикл встреч. Тогда все повторяли, что мы сумасшедшие и наши планы осуществить невозможно.
В итоге у нас сложился рабочий процесс с представителями местной киноиндустрии, а не с ТВ. Для меня это не было большой проблемой, поскольку я работаю и в кино, и на сериалах.
— По сравнению со съемками в других локациях Китай дороже или дешевле?
— Не дешево. Я скажу так: по уровню цен сравнимо с Европой и даже с США. При этом за счет технологичности и организованности весь процесс в итоге может стоить дешевле, чем такой же сложности съемки в другом месте. У нас есть миф о «бедном Китае», где, кроме риса, ничего нет. Это вообще не так. В Китае достаточно высокий уровень жизни, хорошие зарплаты.
В итоге нам удалось сделать «Сокровища императора» примерно в тех же бюджетах, что и основную часть проектов на российских каналах. И это здорово, потому что, какой бы классной ни была идея, телевизионный бизнес — это в первую очередь бизнес.
Для меня как для продюсера это далеко не самая рентабельная, но очень любимая программа. В первом сезоне мы приложили все усилия, чтобы не уйти в минус, сработали в ноль. В целом это нормальная история для продакшенов и продюсеров — зарабатывать на следующих сезонах, ведь в первый раз ты все равно до конца не можешь учесть все обстоятельства. В ситуации с Китаем, например, мы изначально закладывали расчеты по одному курсу, но за время съемок он повысился. Потом оказалось, что нам нужно больше людей, камер, переводчиков и т. д.
В то же время я считаю, что уровень производства реалити у российских продакшенов невероятно высокий. Я в этом жанре начинала и знаю всех своих самых крутых коллег во всем мире — в Англии, Голландии, Америке. По сравнению со всеми остальными мы научились делать быстро, классно, круто и недорого.
— В чем особенности бизнес-мышления в Китае?
— В Китае все очень технологично, структурировано, везде порядок и все работает даже там, где очень много людей. При этом у них абсолютно свое восприятие мира, и к этому сложно привыкнуть. Если они чего-то не понимают, есть какая-то точка, в которой вы не сходитесь, нужно искать обходные пути. Второй момент, наверное, самый важный: более честных людей с точки зрения обещаний, финансовых обязательств я не встречала, а у меня большой опыт съемок по всему миру. Таких отчетов по проектам вплоть до билетов на метро или на автобус я не видела нигде. В Китае предельно честные люди, и мне кажется, что бизнес с ними вести можно, нужно и это очень комфортно.
— Сложилось ли у вас впечатление о китайском телевидении?
— На мой взгляд, с учетом высоких бюджетов ТВ-картинка могла бы быть ярче и дороже. Наш зритель привык к красивым студиям, ярким нарядам, но в Китае все больше не про оболочку, а про смыслы, про содержание. Поэтому ТВ-программы оформлены скромно и просто, при этом во время эфира накал эмоций может быть высоким. Либо же это какие-то пышные исторические сериалы.
При этом я побывала на китайской киностудии — это целый город со штатом 150 000 человек. Масштаб поражает: для съемок там выстроены стадион в натуральную величину, парк аттракционов, дворцы разных эпох, несколько ипподромов, скалы, тропики, подвесные мосты.
Я была на Бербанке в Лос-Анджелесе, я снимала в Мюнхене на «Баварии», одной из самых больших студий в Европе, то есть я видела много киностудий в своей жизни, но, когда я попала на киностудию в Китае, поняла, что их не догнать никому и никогда.
На китайском телевидении почти нет никаких лицензионных или адаптированных иностранных форматов, а в кинопрокате очень мало голливудских фильмов — они просто не популярны.
— Вы показывали свое шоу каким-то китайским продюсерам? Есть ли у них интерес к этой работе?
— Мы обсуждаем покупку двух сезонов «Сокровищ императора» со вторым по охвату холдингом Китая, у которого, кроме нескольких каналов, есть еще и большая платформа. Им очень интересно, но, конечно, для них наше реалити — это своего рода юмористическая история про приключения иностранцев.
Многие вещи в Китае делаются очень неспешно. Плюс ко всему нужно понимать, что в этой стране иностранный контент лицензируется. У меня есть опыт работы с европейцами, и в той же Германии от решения до подготовки к съемкам может пройти год. Но китайцы вообще никуда не спешат: надо чаю попить, на красивые листики, плавающие по воде, посмотреть, поговорить об истории. Очень медленно все происходит. То есть пока ты дойдешь до какого-то решения, тебе нужно много раз встречаться и много раз рассказывать, кто ты, объяснять свое видение жизни. Там очень важна сверхидея: куда и зачем все стремятся, к чему хотят прийти, и возможно, именно этих глобальных смыслов как раз не хватает нашей индустрии.
— А о продаже формата вообще речи быть не может?
— Такой вариант мы тоже обсуждаем. Китайцы хотели бы делать его в России, а я, наоборот, считаю, что нужно снимать в еще более экзотичной для китайского зрителя стране, где-нибудь в Латинской Америке.
— Значит, в Китае нет места для экспансии российского телепроизводства?
— Если говорить честно, я думаю, что здесь вопрос не в том, какая именно страна пытается зайти на китайский рынок. За последние два года я провела в Китае очень много времени, я уже узнаю кухню разных регионов и различаю провинции — это абсолютно разный Китай. И я вам скажу, что они настолько самобытны и самодостаточны, что, по моим ощущениям, на данный момент потребности в иностранном контенте у них нет.
Мне кажется, мы можем ездить снимать в Китай — это комфортно, очень организованно, честно и действительно очень масштабно. Еще есть вариант — организовывать съемочный процесс для китайских студий здесь, в России, но, я думаю, это все равно точечная история. Сотрудничество двух стран в дистрибуции и совместном производстве на данный момент затруднительно, будем реалистами, но у нас есть перспективы в обмене опытом и возможностями.
