Количество покупок в кофейнях в России в январе-октябре 2025-го сократилось на 7,3% год к году, выяснили «Платформа ОФД» и «Точка черного». При этом число чеков в категории кофеен самообслуживания увеличилось на 9%. По мнению экспертов, основной причиной падения трафика в кофейнях является снижение покупательной способности населения
Число покупок в кофейнях в России в январе-октябре 2025-го сократилось на 7,3% год к году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на совместное исследование оператора фискальных данных «Платформа ОФД» и сети точек самообслуживания «Точка черного». При этом оборот увеличился на 10% за счет роста среднего чека на 14,4%, до 412 рублей, следует из их подсчетов.
Падение трафика в кофейнях наблюдается второй год подряд, это касается всего общепита в целом, рассказала изданию директор по развитию сети Cofix Екатерина Панова. Основной причиной, по ее мнению, является снижение покупательной способности населения. Помимо этого, фиксируется переток части потребителей в заведения быстрого питания, отмечает «Коммерсантъ». Согласно данным Focus Technologies, в Москве в этом сегменте отмечено увеличение трафика на 3%.
По словам директора по маркетингу ГК «Шоколадница» Наталии Савостиной, изменения в первую очередь затрагивают часть покупателей, всегда стремящихся экономить. Именно они особенно чувствительны к изменениям цен, рассказала она газете. Эта часть потребителей является самой многочисленной, однако конкуренция за них традиционно была и есть прежде всего в сегменте, где стоимость чашки кофе составляет менее 150 рублей, добавила Савостина.
Рост рынка в денежном выражении в настоящее время обеспечивается преимущественно за счет вынужденного увеличения цен, что позволяет операторам общепита удерживать выручку, указала Панова. Серьезную конкуренцию классическим кофейням сейчас создает и ретейл, который активно развивает кофе-пойнты внутри магазинов и открывает собственные заведения, добавила она.
Согласно подсчетам «Платформа ОФД» и «Точки черного», в январе-октябре текущего года количество чеков в категории кофеен самообслуживания выросло на 9%, а оборот — только на 7% в связи с более сдержанным ростом среднего чека — на 4,9%, до 107 рублей. Операционный директор ГК Uvenco Сергей Каледин сообщил «Коммерсанту», что спрос на кофейни самообслуживания увеличивается на протяжении последних пяти лет.
Но ретейлеры и операторы вендинговых автоматов пока не могут предложить то, что дает кофейня, указала Панова. Речь идет об атмосфере и уникальных коллаборациях. Так, во «Вкусвилле» благодаря этим преимуществам в формате «кафе» в январе-октябре количество покупок кофейных напитков увеличилось на 38,5% год к году, а в точках самообслуживания — лишь на 0,3%.
Кофейням приходится корректировать цены, чтобы компенсировать отток посетителей и увеличение издержек, отметила Панова. К примеру, оптимизировать себестоимость и работать над ростом среднего чека не только за счет изменения цен, но и посредством корректировки продуктового ассортимента, рассказала она. По ее словам, в ГК «Шоколадница» в целях поддержания спроса также удерживают цены на кофейные абонементы. Однако в условиях инфляции и увеличения издержек сохранять рентабельность при низких ценах невозможно, в связи с чем разрыв между средним и низким сегментами постепенно уменьшается, добавила Панова.
По мнению Каледина, в дальнейшем покупательная способность, которая обусловлена экономическими факторами, будет определять развитие сегмента и выбор покупателей между традиционной кофейней и кофейней самообслуживания. Савостина ожидает, что число потребителей, стремящихся экономить, продолжит увеличиваться.
Ранее, в июле, аналитики «Нильсен» заявили о снижении розничных продаж растворимого кофе почти на 5% за 12 месяцев. Одновременно был зафиксирован общий рост интереса к кофе: в натуральном выражении его совокупные розничные продажи за 12 месяцев выросли на 1,3%.
