Освоение местности: как Сергей Бачин создает федеральные курорты с нуля

Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
Место/регион: Тверская обл.; Ярославская обл.
Предприниматель: Сергей Бачин
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 55; 29
В деятельности Сергея Бачина социальная составляющая появляется непроизвольно. 17 лет назад он купил территорию вокруг бывшей птицефабрики в Тверской области, а сейчас там находится созданный им город-курорт «Завидово», только в структурах Бачина там работает около 3000 человек. Освоение земель на берегу Рыбинского водохранилища в Ярославской области тоже переросло в создание курортной зоны, которая сейчас принимает более 100 круизных теплоходов с туристами ежегодно. Вполне естественно, что предприниматель начал вкладывать деньги в восстановление исторического облика Углича, расположенного в 70 км от курорта. И в создание в соседних с курортной зоной селах современного сельскохозяйственного производства, которое стало лидером по выпуску органической продукции.
Если бы все развивалось линейно, Сергей Бачин был бы успешным ученым. В 1987 году он с отличием окончил физфак МГУ по специальности «теоретическая квантовая радиофизика», а затем работал научным сотрудником в академическом НИИ. Линейность прервалась в начале 1990-х рыночной экономикой. «Рассудил, что для физика-теоретика со знанием математики естественно было бы заняться финансами и инвестициями, — рассказывает предприниматель. — И я начал этому учиться». Выиграв конкурс на бесплатное обучение, в 1992 году он отправился в Хартфордский университет в США. Из Штатов Бачин вернулся в Россию в 1998 году — уже с МВА, сертификатами по аудиту, налогам, финансовому учету CMA и CPA. А главное, с опытом работы в американской корпорации United Technologies, где три года занимался финансовым контролем инженерных разработок.
Главный по хутору
На родине Сергей Бачин сразу же попал на работу в Онэксим-банк Владимира Потанина (№5 в списке богатейших людей России, состояние $24,2 млрд) и Михаила Прохорова (№12, состояние $10,7 млрд). «C руководителями банка мы тогда не были знакомы. Разослал резюме в хедхантинговые агентства, получил несколько предложений, выбрал «Онэксим», — объясняет Сергей Бачин. — Меня пригласили на должность финансового директора блока недвижимости. Но уже через два месяца, оценив опыт и уровень профессионализма, сделали генеральным директором компании, объединившей все проекты этого направления (в компании «Открытые инвестиции». — Forbes)».
У топ-менеджера Бачина было много крупных реализованных проектов, но самым известным и значимым для него стало строительство одного из основных объектов зимней Олимпиады-2014 — сочинского горного курорта «Роза Хутор», в который «Интеррос» Владимира Потанина и государственный Внешэкономбанк вложили 69 млрд рублей. «В этот проект я пришел еще в 2005 году на этапе подготовки олимпийской заявки Сочи, — вспоминает Бачин. — Сначала у нас были французские и канадские консультанты. И очень быстро от их услуг отказались. Они предлагали технократическую модель: оборудовать трассы, подъемники, поставить фастфуд и парковку. Мол, нечего тут жить — приехал, покатался, уехал. Однодневный туризм. И ничего про развитие территории вокруг. В моем же понимании, Красная Поляна нуждалась в месте для встреч, прогулок. И мы все-таки сделали свой красивый, такой тусовочный курорт, с изюминкой и душой». Проекту «Роза Хутор» Бачин отдал, по его словам, неполные 20 лет: до 2019-го был гендиректором, потом возглавлял совет директоров. Он вышел из него окончательно в 2025 году.
В 2008 году, не покидая команду «Интерроса», Сергей Бачин занялся собственным бизнесом. «К тому моменту у меня был опыт и определенные деньги, полученные за хорошую работу, — объясняет Бачин. — Мы договорились, что я могу вести собственные проекты, не конкурирующие с бизнесом «Интерроса».
Идеальный вариант для заработка — получить участок под точечную застройку в Москве, что-то сравнительно быстро возвести и продать с хорошей маржой. Но, по словам Бачина, для инвестиций в столице его средств было явно недостаточно, а главное, сами по себе такие проекты, объясняет он, не грели душу. «Тогда я начал анализировать, как будет меняться рынок, — беседуя с Forbes, Бачин берет ручку и рисует круги на белом листе. — В те годы, если не брать какие-то отдельные места вроде Сочи, земля за пределами 30 км от столицы вообще никому не была интересна. Соответственно, ничего особо и не стоила. И я искал территорию для развития в радиусе примерно 100 км от Москвы». Стокилометровая граница, по его оценке, идеальное место для выезда на отдых из Москвы или для проведения корпоративных мероприятий.
Оптимальное удаление
Лучшим местом для своих инвестиций Сергей Бачин определил Завидово в Тверской области, около 110 км по Ленинградскому шоссе, недалеко от трассы. В 2008 году за $800 000 он купил здесь территорию 2500 га, включающую сельхозземли, земли поселений и птицефабрику. Согласно принятой в советское время технологии хозяйствования, птицефабрике полагались обширные поля вокруг для переработки птичьего помета. После нескольких лет перегнивания, на этих полях сеяли кормовые культуры для тех же птиц.
«Птицефабрика на берегу Волги, ниже по реке Иваньковское водохранилище, которое является источником питьевой воды для Москвы. По санитарным нормам птицефабрики на берегу быть не должно. Мы получили предписание о ее закрытии. И закрыли через какое-то время. Землю вывели из категории сельскохозяйственной. А около 250 человек персонала трудоустроили в новом проекте», — рассказывает Бачин.
Чтобы проект стал привлекателен для кредитного финансирования, в первые годы Бачин вложил в инфраструктуру еще около 10 млрд рублей из собственных средств, заработанных на продаже миноритарных пакетов в проектах «Интерроса», которыми он управлял. Эти деньги пошли на подведение сетей, очистку реки, а также строительство первых объектов: в 2012 году на месте бывшего картофельного поля открылся гольф-клуб, затем в 2014-м — пятизвездочный отель Radisson.
В 2015 году постановлением российского правительства была создана ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Завидово». Таким образом государство решило стимулировать бизнес на создание, как сказано на инвестиционном портале Тверской области, «всесезонного курорта мирового уровня». Резиденты ОЭЗ получали льготы по налогу на имущество, на землю и на прибыль. Создание туристско-рекреационной зоны, по признанию Сергея Бачина, позволило привлечь в проект дополнительное финансирование, в частности для реализации второй очереди курорта. Одним из резидентов турзоны стало связанное с Бачиным ООО «Завидово Парк», которое с 2020 по 2027 год заявило строительство на курорте еще двух отелей, одного апарт-отеля, крытого семейного центра спортивных и водных развлечений, детского парка и горнолыжного склона.
Территория федерального значения
14 ноября 2025 года была введена вторая очередь курорта «Завидово», в нее было вложено 41,8 млрд рублей (29,3 млрд рублей было предоставлено ВЭБ.РФ). В 2024 году количество гостей, отдохнувших на курорте, превысило 700 000, Сергей Бачин уверен, что уже в 2026 году «Завидово» может принять более 1 млн посетителей.
Сегодня рядом с Radisson вдоль построенной набережной стоит еще несколько четырехзвездочных гостиниц. Кроме отелей, остановиться можно в апартаментах, глэмпинге и даже кемпинге. Всего 1660 номеров и апартаментов. Инфраструктура отдыха и развлечений включает пляжи, рыбалку, яхт-клуб, банный спа-комплекс, пейнтбол, маршруты прогулок и т. д. В ресторанах курорта в 100 км от Москвы более 1800 мест. В ноябре 2025 года открылся один из самых больших в стране круглогодичных аквапарков — 20 000 кв. м, вместимость — 1500 человек. «Завидово — это праздник. Мы туда с внуками часто приезжаем на день просто погулять, половить рыбу, пообедать в ресторане «СырЗавод». Недешево, конечно, но очень приятно, — рассказывает жительница соседнего коттеджного поселка Наталья. — Стараемся в будни — в выходные там очень много народу». «Здесь все рассчитано на максимальный уровень запросов, — говорит Сергей Бачин. — Например, конференц-зал в Radisson позволяет проводить презентации автомобильных брендов — в зал может въехать даже автобус». На сегодняшний день, по его словам, в развитие территории Завидово вложено уже более 90 млрд рублей, существенную часть предоставил в виде кредитов ВЭБ.
На государственные средства на территории Завидово завершается строительство транспортно-пересадочного узла, а в 2028 году здесь появится собственная железнодорожная станция, и добраться до курорта можно будет за час с небольшим на «Ласточке» от Ленинградского вокзала Москвы. Речной порт, способный принимать в том числе большие теплоходы, уже построен в рамках федеральной программы и включен в маршрут круизных компаний. Грунт, извлеченный из реки в процессе углубления дна, пошел на строительство горнолыжной трассы.
На прилегающих к курорту муниципальных землях, которые включены в единый проект развития территории, построены жилые кварталы многоквартирных домов и коттеджные поселки. В частности, квартал на Норильском бульваре, возведенный на средства «Норникеля», предназначен для переселяемых с севера сотрудников корпорации. По данным Бачина, сейчас в Завидово уже около 8500 жителей, а к 2030 году их будет 15 000.
«Завидово — один из лучших примеров комплексного развития территории в стране, — считает заместитель председателя правительства, министр экономического развития Тверской области Иван Егоров. — Объем частных инвестиций — свыше 58 млрд рублей, создано более 2000 новых рабочих мест. Развитие курорта является драйвером экономики всей Тверской области».
За счет Тверской области рядом с курортом построен медицинский центр. Но самое впечатляющее — местная школа, точнее «Региональный центр школьного образования «Завидово». На деньги курорта старое здание сельской школы отремонтировали и в 2022 году на бюджетные средства и при финансовом участии «Норникеля» пристроили к нему современный корпус. С 2023 года педагогическая команда пополняется учителями из Твери, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Как рассказала Forbes директор школы Елена Кучина, учреждение государственное, финансируется из регионального бюджета в соответствии с нормативами, в частности на зарплаты учителей, но при этом всему педагогическому коллективу положены льготы на пользование инфраструктурой курорта. А «педагогам-переселенцам» бесплатно предоставили комфортные служебные квартиры в новых домах рядом со школой. По словам Елены Кучиной, благодаря поддержке попечителей школа имеет уникальные возможности для реализации инициатив детей и коллектива.
Неподалеку от Завидово, по другую сторону Ленинградского шоссе, в особой экономической зоне «Эммаусс» стоит завод «Руслет» — первый и единственный в России производитель канатных дорог. И это тоже проект Бачина, причем имеющий непосредственное отношение к курорту. «Мы сразу запланировали в Завидово внутренний транспорт в виде разветвленной сети канатных дорог, — объясняет он. — Садишься в кабину, нажимаешь номер станции, и кабина перемещается по маршруту, переходя с линии на линию». После 2022 года европейские производители канатных дорог, в частности тех, что работают в «Розе Хутор», из России ушли. И даже по параллельному импорту ввезти их невозможно. Китайские аналоги Бачин считает сильно устаревшими, поэтому создал собственное производство канатного транспорта. «Скоростная канатная дорога подразумевает открепление кабинок от троса в момент посадки/высадки пассажиров, устойчивость на ветру, износостойкость открытия дверей и еще множество нюансов, обеспечивающих безопасность. По сложности производства это почти самолет, — увлеченно рассказывает Бачин. — Рынок канатных дорог в России можно оценить в 5–15 млрд рублей в год. И его потребности будет закрывать наше производство».
Углич, «Тыгыдым» и взморье
Рассказывая про курорт «Завидово», Бачин снова берет ручку и рисует на этот раз русло Волги и отмечает на нем точки. «С самого начала я видел сразу несколько территорий на берегу Волги, которые, став логичным продолжением, могут дополнять друг друга, — объясняет он. — Примерно в то же время, что и в Завидово, я приобрел участки на Волге в Ярославкой области».
Второй созданный Бачиным курорт, «Ярославское взморье» в Коприно на берегу Рыбинского водохранилища, на первый взгляд напоминает «Завидово». Качественная инфраструктура, отличное поле для гольфа, удобный яхт-клуб. Но учитывая удаленность от столицы (более 260 км), акцент здесь сделан на создание атмосферы для тех, кто приезжает на продолжительное время, и постоянных жителей коттеджных поселков. Одна из изюминок этой территории — деревня-музей «Тыгыдым», воспроизводящая крестьянский быт конца XIX — начала XX века. Создали ее в 2011 году переехавшие из Москвы юристы — супруги Олеся Дегтярева и Александр Мазалецкий. Изначально деревня была построена на противоположном от «Ярославского взморья» берегу Рыбинского водохранилища. «В 2016 году, когда у нас уже было шесть объектов, музей стал популярным, мы неожиданно получили предписание от местных властей освободить арендованную муниципальную землю — из-за ошибки в кадастре по документам наш участок оказался под водой Рыбинского водохранилища, — рассказывает Forbes Олеся Дегтярева. — Ошибку было легко исправить. Однако нас вынуждали все бросить и уйти». Олеся тогда рассказала об этом в соцсетях. Поступило множество приглашений из разных регионов перевезти деревню к ним, вот только все снова предлагали муниципальную землю, но с этим вариантом супруги больше связываться не рисковали. «А Сергей Бачин предложил нам землю в собственность — продал 3,5 га по кадастровой цене, символической по сравнению с рыночной стоимостью. Помог с перевозкой. И предоставил нам жилье, пока мы не пересоберем наши объекты на новом месте», — говорит Олеся. Бачин уточняет, что с его стороны это была не благотворительность, а взаимовыгодное сотрудничество: «Тыгыдым» стала украшением территории, таким, какое он и искал.
При создании курорта в Ярославской области часть земли, которую выкупил Бачин, ушла под туристические объекты. Что делать с оставшейся и с людьми, которые когда-то на ней работали? «Интегрировать тысячу человек в туризм я не могу, слишком много. Поэтому я придумал, чем эти земли могут быть полезными. Изучал эту тему довольно много и понял, что, с одной стороны, для интенсивного сельского хозяйства эти земли так себе, а для органического подходят хорошо, — говорит предприниматель. — Так появилась довольно интересная, красивая история органического сельхозпроизводства, которое не приносит мне прибыли, но само себя кормит и создает очень качественную продукцию».
Его агрохолдинг «АгриВолга» одним из первых в стране начал в промышленных масштабах выпускать органическую продукцию и сегодня, по словам Бачина, является самым крупным в стране производителем органической молочной и мясной продукции. В рейтинге крупнейших землевладельцев 2025 года по версии BEFL «АгриВолга» с площадью 115 000 га занимает 50-е место.
В самом Угличе Бачин восстановил советский сыродельно-молочный завод, строит биофабрику по производству бактериальных заквасок для сыроварения. «Изначально его компания пришла заниматься производством. Но сейчас он участвует в благоустройстве города, поселков рядом. По его инициативе создан фонд, который занимается возвращением Угличу исторического облика — восстанавливает здания», — рассказывает Forbes глава Угличского муниципального округа Илья Филипцов.
Фонд для восстановления исторического облика Углича Сергей Бачин создал 15 лет назад, по его словам, через три года центр города будет выглядеть таким, каким был до революции. «Мне нравится создавать удобные, красивые, качественные места для жизни, для работы, для развития личности, для того, чтобы молодежь любила и гордилась местом, где живет», — говорит он.
Из Завидово по Волге можно доплыть до Углича, а дальше до «Ярославского взморья». Бачин объясняет, что эти территории он развивал параллельно, видя в перспективе один глобальный туристический проект. «Много лет назад на одной конференции, рассказывая о своем проекте, заметил, что рассчитываю на его непрерывное развитие на 25 лет, — вспоминает Бачин. — И слушатели тут же потеряли ко мне интерес — не поверили, что я всерьез».
Изначально он наметил на Волге, помимо трех, названных выше, еще несколько потенциально интересных точек. Однако сейчас «подтолкнуть» эти места к росту очень сложно. «Сделать красивый успешный проект можно, только если комплексно развиваешь территорию от 2000 га. Но сейчас это уже одним пакетом не купить — придется собирать давно поделенное между множеством собственников», — поясняет Бачин.
Над каким проектом сегодня идет работа, указывает висящая в его офисе карта Камчатки. На полуострове создается масштабный туристический кластер — парк «Три вулкана». «В проекте участвует пул инвесторов, ВЭБ, «Сбер», «Туризм РФ». Безусловно, участвует государство — строит дороги, подводит электричество. Общий объем инвестиций точно не назову, пока около 50 млрд рублей, — говорит Бачин. — Я являюсь управляющим партнером».
По плану, на будущем курорте будут построены геотермальные отели с общим номерным фондом 1397 номеров, оздоровительный комплекс с геотермальной лагуной, конгресс-центр, музей, рестораны и коммерческая недвижимость. Общая протяженность горнолыжных трасс составит 30 км. Запустить все объекты курорта на Камчатке планируется к 2029 году. Проект масштабный, но Сергей Бачин подробно говорить о нем не захотел: «Года через три я вам смогу рассказать, а пока просто пожелайте нам хорошей работы».
* В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах.
