Владельцы ПВЗ могут получить право работать сразу с несколькими маркетплейсами
Власти могут на законодательном уровне запретить маркетплейсам принуждать владельцев ПВЗ к открытию только монобрендовых объектов. Возврат к мультибрендовой модели может помочь владельцам ПВЗ повысить рентабельность. Но подход создает риски для маркетплейсов, так как контролировать такие пункты сложнее и придется конкурировать за потребителя на «последней миле»
Власти могут ввести для маркетплейсов законодательный запрет на принуждение владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) к открытию только монобрендовых объектов, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на проект «дорожной карты» по формированию национальной модели торговли, разработанный Минпромторгом.
Новые ограничения для маркетплейсов планируется реализовать в 2026 году. Они, по замыслу Минпромторга, позволят повысить производительность труда и высвободить площади.
Ozon уже позволяет ПВЗ вести дополнительный бизнес, если он не мешает работе и отвечает требованиям, сообщил изданию представитель маркетплейса. Партнеры могут выдавать заказы логистических компаний и открывать пункты других брендов в соседних помещениях, уточнил он. Партнеры компании и сейчас могут заниматься сторонним бизнесом при соблюдении условий брендинга, отметили в Wildberries.
Ассоциация компаний интернет-торговли выступает против новых ограничений, так как они запрещают продвижение бренда маркетплейса и сокращают возможности по контролю качества услуг, рассказал ее глава Артем Соколов. При мультибрендовом формате могут возникнуть вопросы организации разгрузки товара в случае, если прибудет доставка сразу от нескольких операторов, и споры по поводу того, кто в этом случае оплатит простой транспорта.
Продвигать именно монобрендовые точки компании начали в 2019–2021 годах, когда Ozon и Wildberries начали масштабирование пунктов с жестким брендированием через программу субсидирования, рассказал глава проектов практики «Потребительский сектор и АПК» Strategy Partners Роман Самойлов. «Последняя миля» важна для контакта с клиентом, и маркетплейсы не хотят, чтобы потребитель видел логотипы конкурентов, отметил он. Кроме того, монобрендовые ПВЗ проще интегрировать в единую логистическую систему, оптимизировать их загрузку и график заездов курьеров и блокировать их работу.
При этом, отметил Самойлов, мультибрендовый формат может позволить владельцам ПВЗ с низкой плотностью заказов, например в малых населенных пунктах, повысить выручку за счет роста загрузки.
В июне 2025 года в российских городах-миллионниках, по данным сервиса 2ГИС, работала 51 066 ПВЗ, на 32% больше, чем годом ранее.
