К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Газ уплывает из России: что происходит с СПГ в условиях санкций

«Газпром СПГ Портовая (Фото: «Газпром»)
«Газпром СПГ Портовая (Фото: «Газпром»)
В Китай 8 декабря была доставлена первая партия сжиженного природного газа (СПГ) с завода «Газпром СПГ Портовая», приостановившего экспорт с января после введения против него санкций США. Другому российскому предприятию, также расположенному на Балтике, «Криогаз-Высоцку» повезло меньше. Компания тоже попала под санкции в январе, но с тех пор наладить вывоз СПГ оттуда так и не удалось. Как российские экспортеры переживают ограничения и что будут делать после того, как Европа полностью откажется от российского газа, разбирался Forbes

8 декабря СПГ-завод «Газпрома» «СПГ Портовая» впервые после введения против него в начале 2025 года санкций США доставил в Китай партию топлива. Газовоз Valera (бывший «Великий Новгород»), также находящийся под санкциями с 10 января, обогнул Европу и Африку и прибыл на китайский терминал Бэйхай. Порт раньше принимал СПГ из Австралии, США, Катара и других стран, но с августа — только из России, и туда направляются все рейсы с завода «Арктик СПГ 2», говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев. 

Экспорт СПГ из России сократился в январе-ноябре на 2%, до 28,4 млн т в годовом исчислении, пишет Reuters. 

Объемы российского экспорта СПГ были распределены почти поровну между Европой и Азией, однако европейское направление за 11 месяцев сократилось на 16% в годовом исчислении, говорит консультант компании «Пиэфф» Юлия Шаврина. По ее словам, выпадающие объемы частично перераспределялись в Азию, где ключевыми получателями оставались Китай, Япония и Южная Корея. «На этом фоне внутригодовая картина остается волатильной: октябрь стал рекордным месяцем, поскольку тогда было экспортировано порядка 3,4 млн т СПГ, а в ноябре поставки снизились к октябрю (до 3,19 млн т), но при этом оказались выше прошлогоднего уровня на 10%. Это отражает не изменение спроса, а влияние логистики: при смещении поставок на более длинные азиатские маршруты увеличивается время оборота флота», — говорит Шаврина.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Портовая» нашла путь

Санкции в отношении расположенного на Балтике «Портовая СПГ» действуют с января 2025 года. И с тех пор владелец завода, «Газпром», искал варианты, куда отправлять газ, рассказывает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Пришлось отправлять далеко. Маржа из-за большого расстояния падает, но это лучше, чем ничего», — говорит он.

Производственная мощность «Газпром СПГ Портовая» — 1,5 млн т СПГ в год, завод был запущен в сентябре 2022 года. По данным Reuters, изначально он поставлял большую часть грузов в Турцию и Грецию, а затем в Китай, Испанию и Италию. Но с марта 2025 года предприятие отправляло газовозы только в Калининград. 

 

Сейчас Калининградская область получает газ в основном по трубопроводу через Литву. Но контракт на транзит истекает 31 декабря 2025 года, напоминает Белогорьев. На случай, если соглашение не продлят, «Газпром» готовится снабжать СПГ Калининградскую область. «В этом случае «Портовая СПГ» будет загружена на 100%, ее проектная мощность равна годовому потреблению области — около 2-2,3 млрд м3. Завод под эту цель и строился, экспорт для него — временная опция», — говорит Белогорьев. Но если предприятию придется искать возможности для экспорта, поставка в Бэйхай партии с «Портовой» может оказаться далеко не последней, полагает он.

«Газпром» на запрос Forbes о комментарии не ответил.

«Криогаз-Высоцк» простаивает

Еще одному российскому СПГ-заводу, расположенному на Балтике, «Криогаз-Высоцку» не так повезло. Принадлежащее «Новатэку» предприятие тоже попало под санкции в январе. Последняя отгрузка с завода была 18 февраля в Бельгию, с тех пор завод простаивает, говорит Белогорьев из ИЭФ. С «Криогаз-Высоцка» поставлять СПГ в Китай сложно, завод не предназначался для крупных судов, а был ориентирован на короткие расстояние внутри Балтийского и Северного морей, напоминает эксперт. Единичные отгрузки с него достигали максимальных объемов в 13 000 т, что по меркам рынка СПГ совсем немного. «Возможно, завод частично переключится на малотоннажные отгрузки внутри страны, но спрос на них пока невелик», — говорит Белогорьев. 

 

Полное эмбарго на российский СПГ, которое планирует ввести ЕС, не оставляет «Криогаз-Высоцку» особого выбора, полагает Белогорьев. По его мнению, чтобы загрузить этот завод, нужно мощное развитие внутреннего потребления СПГ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «Например, перевести на сжиженный газ все экскурсионные суда, курсирующие по Неве и петербургским каналам. Такие планы, насколько я знаю, есть», — говорит эксперт.

Две трети снижения поставок российского СПГ в январе-ноябре 2025 года обусловлены простоем «Портовой СПГ» и «Криогаз-Высоцка», а еще треть — началом вытеснения «Ямал СПГ» из Европы американским сжиженным природным газом, говорит Белогорьев. Стремясь сократить поставки из России, ЕС резко увеличил импорт СПГ из США. В этом году на долю Европы пришлись две трети экспорта СПГ из США, наивысший объем с 2022 года, отмечает Reuters.

«Ямал СПГ» между Европой и Китаем

Если с «Криогаз-Высоцком» у «Новатэка» проблемы, то с другим заводом, самым крупным на сегодняшний день из пяти российских СПГ-предприятий — «Ямал СПГ» все не так плохо. Завод мощностью 17,4 млн т в год — совместное предприятие «Новатэка» (50,1%), французского концерна TotalEnergies (20%), Китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC (20%) и китайского Фонда Шелкового пути (9,9%). И «Ямал СПГ» по-прежнему основной поставщик сжиженного газа в Европу. 

Поставки с завода выросли в ноябре на 2,4% по сравнению с ноябрем 2024 года — до 1,7 млн т, но с начала года экспорт с него сократился на 5% в годовом исчислении, до 16,9 млн т, сообщает Reuters. 

По итогам января-ноября 2025 года более 72% отгрузок с завода «Ямал СПГ» приходилось на ЕС, говорит Белогорьев. «В основном это Франция, Бельгия и Испания, в меньших объемах Нидерланды, Португалия и Италия», — отмечает он. Во многом это связано со структурой распределения его продаж: 63% долгосрочных контрактных обязательств завода принадлежат европейским компаниям TotalEnergies, SEFE и Naturgy. Но ключевым фактором остается география: Европа — объективно самый удобный и выгодный рынок сбыта для «Ямал СПГ», поясняет Белогорьев. 

 

Пока не будет введен полный запрет на российский газ, завод будет продолжать отправлять его в Европу, говорит Митрахович из Финансового университета.

ЕС в октябре принял 19-й пакет антироссийских санкций, которым ввел запрет на весь импорт российского СПГ. Для существующих сделок по краткосрочным контрактам, подписанным до июня 2025 года, запрет будет действовать с 25 апреля 2026 года, по долгосрочным — с 1 января 2027 года.

Когда Европа введет запрет, поставки с «Ямала СПГ» могут быть перенаправлены в Китай, считает Митрахович. «Это вполне возможно, хотя и будет связано с дополнительными расходами на перестройку логистики», — добавляет он. 

В Китай уже идет чуть больше 20% поставок «Ямал СПГ», говорит Белогорьев из ИЭФ. «Но готов ли Китай принять весь высвобождающийся объем ямальского газа — около 14 млн т в год — вопрос открытый», — сомневается он. Да и делать ставку только на Китай — весьма рискованная стратегия, нужно выходить на альтернативные рынки Южной и Юго-Восточной Азии, можно попробовать увеличить поставки в Южную Корею, это третий по величине потребитель СПГ в мире после Китая и Японии. Но все это потребует серьезных усилий, говорит Белогорьев.

 

Руководитель отдела продаж логистической компании «Фрэйт логистик групп» Александр Токарев тоже считает, что СПГ, который после введения эмбарго не будет покупать Европа, может быть перенаправлен в азиатские страны — Индию и, возможно, Японию и Южную Корею. «Однако на этих рынках коммерческие условия могут сильно отличаться от европейских: покупатели наверняка потребуют скидок и быстрых поставок, к тому же там высока ценовая конкуренция с катарским, австралийским и американским СПГ», — предостерегает Токарев.

Главный иcполнительный директор французской TotalEnergies, одной из крупнейших в мире нефтегазовых компаний, Патрик Пуйанне еще в сентябре, до принятия санкций ЕС, говорил инвесторам, что поставки с «Ямала СПГ» могут быть перенаправлены в другие регионы. «Я могу взять СПГ и доставить его куда-нибудь еще, кроме Европы, может быть, в Турцию, в Индию. Турция находится недалеко от Европы и не входит в ЕС», — говорит он. По словам Пуйанне, у его компании есть контракты на поставку 5 млн т СПГ с «Ямала СПГ», из которых 2 млн т поставляется в Европу, 2 млн т — в Азию, а 1 млн т не связан с определенным регионом доставки.

 «Сахалин-2» спасают японцы

Но лучше всех российских производителей СПГ сейчас себя чувствует проект «Сахалин-2». Предприятие компании «Сахалинская энергия» мощностью 9,6 млн т принадлежит «Газпрому» и японским Mitsui и Mitsubishi. В ноябре оно, правда, сократило экспорт на 2% в годовом исчислении, до 0,98 млн т, сообщает Reuters, не приводя данных по объемам экспорта с начала года.

Никаких ограничений пока нет, говорит Митрахович. «СПГ поставляется в Японию, там он составляет около 9% всего потребляемого газа, поэтому против него никаких мер не принимается», — говорит он.

 

«Сахалину-2», скорее всего, ничто не будет угрожать и в будущем, поскольку за него продолжает горой стоять Япония. «Но даже без нее он вполне найдет себе рынок сбыта в северо-восточном Китае и Корее — как-никак это территориально самый близкий к ним завод, это дорогого стоит», — говорит Белогорьев из ИЭФ.

«Арктик СПГ 2» не сдается

Проект «Арктик СПГ 2» должен был производить 19,8 млн т СПГ в год и стать крупнейшим в России, но оказался главным в отрасли объектом санкций США, и его строительство затормозилось. Первая из трех планировавшихся производственных линий мощностью 6,6 млн т в год была запущена в декабре 2023 года, вторая — только в мае 2025-го. Запуск третьей линии вместо 2023 года был отложен на 2028-й.

В 2024 году с «Арктик СПГ 2» в Китай было отправлено восемь партий СПГ, но затем экспорт остановился. Восстановился он лишь летом нынешнего года, говорит Митрахович из Финансового университета. Акционеры «Арктик СПГ 2» — китайские компании CNPC и CNOOC, напоминает он. «Они пытались выторговать у американцев исключение из санкций для этого проекта. Не получилось, но они продолжили с ним работать», — говорит Митрахович.

Совладельцами «Арктик СПГ 2», кроме китайских CNPC и CNOOC, которым принадлежит по 10%, являются «Новатэк» (60%), французская TotalEnergies (10%) и консорциум японских Mitsui и JOGMEC (10%).

 

По данным Reuters, поставки с «Арктик СПГ 2» сократились в ноябре 2025 года до 224 000 т с 298 000 т в октябре. С тех пор как летом экспорт восстановился, всего было отправлено 1,1 млн т. Из них к концу ноября в Китае было выгружено около 1 млн т, указывает агентство. Остальной груз либо в пути, либо находится в плавучем хранилище на Камчатке. 

Но зимой поставки с «Арктик СПГ 2» резко снизятся: в распоряжении завода пока только один танкер ледового класса Arc7 Christophe De Margerie. Он возит СПГ до Камчатки, там его перекачивают уже на обычные танкеры, рассказывает Белогорьев. «Нехватка танкеров ледового класса — главный фактор, который сейчас тормозит рост экспорта с этого предприятия. А когда завод получит заказанные специально для него танкеры с завода «Звезда», по-прежнему не ясно», — говорит он.

Эксперты S&P также считают, что российский экспорт СПГ зимой будет ограничен, потому что основной маршрут для поставок с «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2», Северный морской путь, замерзнет и будет закрыт для всех, кроме судов ледового класса Arc7. 

«Новатэк» на запрос Forbes не ответил.

 

Но когда «Арктик СПГ 2» получит заказанные суда, проблемы не исчезнут. 12 ноября МИД Великобритании проинформировал, что страна в течение 2026 года планирует запретить страхование российских поставок СПГ. Согласно анализу, проведенному базирующимся в Финляндии Центром исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), британские компании страхуют значительное число грузов СПГ из России.  

Если Великобритания действительно запретит страхование газовозов, может повториться та же история, что и с нефтью, говорит Митрахович. «Если страховки не будут выдаваться в Лондоне, они будут делаться в других местах. Если покупатели будут их признавать, система будут работать так же, как и с нефтяным теневым флотом. Но с газом сложнее, поскольку таких танкеров в мире намного меньше, чем нефтяных», — предупреждает он. Отказ в выдаче британских страховок приведет в дополнительным издержкам экспортеров и сократит доступный объем фрахта, согласен Белогорьев.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+